Используемые учебники и учебные пособия:
Оборудование урока:
1.Компьютер: мультимедийная презентация,
программа Power Point
2.Стенд «Русский народный костюм»
3.Книжка- малышка «Энциклопедия словарных слов»
4.Игровые опоры для запоминания словарных слов.
5. Словари.
Ход урока.
IУчитель. Ребята, как называется единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков.
Ученик. Слово
Учитель. А сколько же слов в русском языке?
По предположению ученых, наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан. Писатели, мастера слова заставляют в своей речи работать гораздо более слов, чем мы.
Например, А.С. Пушкин использовал более 21 тысячи слов. А словарный запас шестилетнего ребенка составляет примерно 3 000 слов.
Что значит узнать лексическое значение слова?
Ученик. Определить его смысловое значение.
Учитель. Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет?
Ученик. На помощь нам придут толковые словари, в которых определено значение слов.
2. Выставка толковых словарей русского языка.
· В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
· С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
· М.С. Лопатухин, Е.В. Скорлуповская, г.С. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка.
Учитель. Словари бывают большие и маленькие. Словарь В.И. Даля состоит из 4 томов. Большая часть словарей издается в одном томе, например словарь С.И. Ожегова, в котором собранно и объяснено 80 тысяч слов. А есть школьные толковые словари. Они легкие и удобные.
Кроме толковых словарей, есть и другие. К некоторым из них нам сейчас придется обратиться. Вот у меня в руке зеркальце. Есть ли связь между словами «глаз» и «зеркало»? К какому словарю нам придется обратиться, чтобы узнать откуда пришло это слово?
Ученик. К этимологическому словарю.
Учитель. (Показывает «Этимологический словарик школьника» О.Д. Ушаковой). Прочитайте в словарике пояснение к слову зеркало.
Ученик. Зеркало – зыркать, зоркий, зрачок.
Учитель. А теперь догадались, как связаны эти слова?
Ученик. Они родственные слова. У них одинаковые исторические корни.
Учитель. В какой ситуации говорят? Не знал, куда глаза девать.
Ученик. Когда бывает стыдно за плохой поступок.
Учитель. А к какому словарю надо обратиться, чтобы правильно понять этот оборот?
Ученик. К фразеологическому словарю.
Учитель. Показывает «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова.
Учитель. Ребята, в течение двух недель вы исследовали словарные слова, при этом вам приходилось обращаться к разным словарям. Сегодня мы подведем итог вашей творческой деятельности. Финальным продуктом ваших групповых мини – проектов стали энциклопедии трёх словарных слов - капуста, одежда, земляника.
Жюри будет оценивать ваши проекты по номинациям: «Самый научный проект», «Самый красочный проект», «Самый оригинальный проект».
Исследуя слова – вы опирались на схему - план.
Схема – план
1. Слово… и его лексическое значение (в толковом словаре).
2. История происхождения слова ( в этимологическом словаре).
3. Слово… и слова – родственники.
4. Слово… и его «друзья - синонимы».
5. Слово… и его «враги - антонимы».
6. Слово… во фразеологических оборотах.
7. Слово… и слова (сочетания) – рифмы.
8. Слово… в русском фольклоре.
9. Слово… в произведениях литературы.
10.Слово… в детском речевом творчестве.
Учитель. Свою презентацию показывает группа исследователей слова- ЗЕМЛЯНИКА.
Дети:
ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ: «Откуда пришло к нам это слово?»
Мы представляем компьютерную презентацию нашего проекта с помощью программы Power Point.
Учит ель. Вторая группа свою энциклопедию оформила в виде книжки – раскладушки.
Дети.
Вопрос нашего исследования: «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ У СЛОВА КАПУСТА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО МОЖНО ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ «А»?»
Гипотеза:
Возможно, и существует
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СЛОВА:
КАПУСТА.
1.КАПУСТА-огородное растение семейства крестоцветных, растущее обычно кочаном.
2.ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Кочан капусты похож на голову, а по- латыни голова «капут», отсюда и произошло слово капуста.
3.СЛОВО И СЛОВА РОДСТВЕННИКИ. КАПУСТА-капустный, капустница, капустник, капустинская ( вечёрка).
4.Слово и его друзья –синонимы. Капуста-кочан, вилок.
5.СЛОВО И ЕГО ВРАГИ-АНТОНИМЫ.----
6.СЛОВО И СЛОВА(СОЧЕТАНИЯ)- РИФМЫ.Капуста-пусто. В огороде пусто- выросла капуста. Капуста-густо. Посажена густо- не растёт капуста.
7.СЛОВО В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ( В ПОСЛОВИЦАХ, ЗАГАДКАХ, СКОРОГОВОРКАХ, В НАРОДНЫХ СКАЗКАХ),
Загадки.
Стоит матрёшка на одной ножке, запутана, закутана.
Был ребёнок- не знал пелёнок.
Стал стариком- сто пелёнок на нём.
Не книжка, а с листочками.
Как надела сто рубах- захрустела на зубах.
Уродилась я на славу,
Голова моя кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи.
Нарядилася Алёна
В сарафанчик свой зелёный.
Завила оборки густо,
Узнаёшь её? КАПУСТА.
Расселась барыня на грядке,
Оделась в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Пословицы и поговорки.
Без капусты щи не густы.
Заяц трус, а и то на капусту охотится.
Хлеб да капуста лихого не допустят.
8.СЛОВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВЕСЁЛЫЙ ОГОРОД.
Подрастает ряд за рядом огуречная рассада.
И редиска и морковка в глубине ныряют ловко.
Вот весёлый огород. Что здесь только не растёт?
Где недавно было пусто, подбоченилась капуста.
И на ножках – кочерыжках к нам домой пришла вприпрыжку.
С.Иванов.
КАПУСТА.
Как на грядке сто одёжек появились без застёжек.
Вот такие кочаны, вот такой величины!
Было пусто, стало густо, поднялась моя капуста.
Что ж вы, дети, что ж вы, тёти, есть капусту не идёте?
И. Мазнин.
ОСЕНЬЮ.
Поле убирают, в огороде пусто.
Только за сараем ёжится капуста.
С грядки не увозят вот уж две недели.
Даже от мороза жилки покраснели.
Смотрит за ограду хрупкая капуста.
Никого нет рядом, потому и грустно.
В Суслов.
. 9.СЛОВО В ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ.
. Оделась, как капуста.
. 10.СЛОВО В ДЕТСКОМ РЕЧЕВОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
. КАПУСТА.
. Весной мама посадила капусту. Я рядом стояла, смотрела.
. Мы с сестрой поливали капусту всё лето, ухаживали за ней.
. Осенью капуста выросла. Мы её срезали, занесли домой. Самую хорошую капусту мама повесила за кочерыжку в погребе. А остальную мы нарубили и посолили. Получилась квашенная капуста. Мама кладёт её в щи. Я знаю, что капуста богата витаминами и очень полезна. Часто выручала она людей во время голода, поэтому и сложили про неё поговорку: «Хлеб да капуста лихого не допустят». Марина Каракова.
ЧТОБЫ ОШИБОК НЕ ДЕЛАТЬ В СЛОВАХ,
ЗАПОМНИМ СЛОВА ЭТИ, ДЕТИ, В СТИХАХ.
Созрели на даче картофель, капуста,
Фасоль, что весной посадили так густо.
Главная мысль в стихах такова:
С буковкой «а» пишем эти слова.
. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:
Мы ещё раз убедились, что, зная исторические связи слов и исторический корень, можно проверить написание непроверяемой безударной гласной – а.
КАПУСТА_ «КАП» -голова (по-латыни)
Учитель. Третья группа создала энциклопедию слова ОДЕЖДА.
Дети. ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ:
«Что связывает слова « одежда» и «хлам»?
ГИПОТЕЗА:
«ОНИ СЛОВА СИНОНИМЫ».
Энциклопедия слова-ОДЕЖДА.
. 1 Лексическое значение слова.
. Одежда- совокупность предметов, которые надевают на тело. Например: тёплая одежда, детская одежда, верхняя одежда.
. 2.Краткий этимологический словарь русского языка.Одежда(заимствовано из старо- славянского языка, исконно русское-одёжа)
. 3.Слово и слова родственники(однокоренные слова)Одежда, одёжка, одёжа, одёжная, одеваюсь, одеяние.
. 4.Слово и его друзья- синонимы. Одежда- костюм, наряд, убранство, туалет, хламида (разговорное), одёжа, хлам (простонародное), одеяние, облачение(устаревшие)
. 5.Слово и его враги- антонимы. Одежда-нагота. Одеваться- раздеваться.
. 6.Слово и слова(сочетания)-рифмы. Одежда-надежда. Одёжка-застёжка. Одёжная- дорожная.
. 7.Слово в русском фольклоре
. .ЗАГАДКИ
. . Семь одёжек и все без застёжек.( Капуста) Теплом богата, что твоя хата.(Одежда.)
. Лето целое старалась-
. Одевалась, одевалась-
. А как осень подошла,
. Нам одёжки отдала.
. Сотню одежонок
. Сложили мы в бочонок. (Капуста.)
.
. ПОСЛОВИЦЫ:
.
Встречают по одёжке
Провожают по уму.
Не одежда красит человека,
А его добрые дела.
Береги одежду снову
А честь и здоровье смолоду.
По одёжке протягивай ножки.
8/Сказка «Конёк-Горбунок» П.П.Ершов.
Тут Иван одежду снял,
Ничего не отвечая,
А царица молодая,
Чтоб НЕ ВИДЕТЬ НАГОТУ
Завернулася в фату.
ТЕКСТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддёвка, зипун. Повседневная мужская рубаха шилась из грубого полотна, а праздничная – из отбелённого полотна. Рубахи украшались – вышивкой.
Слово рубаха, рубеж, рубль, происходят от одного слова – РУБИТЬ,
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день- деньской.
И пойдёшь на покой. (Рубашка.)
8.Слово в произведениях литературы.
Братья Гримм. «Храбрый портной.»
В одном немецком городе жил портной, звали его Ганс. Целый день сидел он у окошка, поджав ноги, и шил одежду. Куртки шил, штаны, жилетки шил.
9.СЛОВО В НАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ,
Одежда.
.У каждого есть дома
Огромный шифоньер.
Его мы открываем
Почти что каждый день.
Для школы ищем форму,
На улицу-пальто.
Ведь всем нужна одежда.
Куда мы без неё? На улицу не выйдешь,
Не впустят и в кино.
ОДЕЖДА-это важно
Для взрослых и детей.
Зимою нас согреет
Укроет потеплей. (Урмитова Лиана).
МИНИ-СОЧИНЕНИЕ.
Однажды в школе я осталась группе продлённого дня. Мы пошли гулять . Не увидев лужи, я встала в неё и забрызгала одежду. Моя куртка была грязная.
Я пошла домой и сменила грязную одежду. Теперь я хожу всегда осторожно, чтобы не забрызгаться. (Казанцева Таня.)
Чтобы ошибок не делать в словах,
Запомним слова эти, дети, в стихах.
Вновь повторяем мы снова и снова.
Слово « одежда», нужное слово.
Мы это слово не держим в секрете.
С буковкой «о» оно пишется, дети.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ:
Исследуя слово, мы узнали, что одежду люди изобрели в глубокой древности. В старину существовало слово «хламида» -«прообраз» слова одежда. Теперь нам понятно выражение, которое до сих пор существует в нашей речи: «Убери этот хлам»…. «Как много хлама в твоём гардеробе»
Учитель. Опираясь на результаты ваших исследований, проведем экспертизу некоторых выполненных вами заданий:
2. Слово земляника и слова «родственники».
(Каждая группа получает на листке слова: земля, земляк, поземка, подземный, земляника).
Учитель. Докажите, что это слова родственники. Нет ли среди них
лишних слов?
Ученики. Доказывают, выделяют корень, находят общее значение всех
этих слов.
3. Учитель. А как объединить все эти три словарных слова: капуста, одежда, земляника?
Ученик. Все эти слова с безударной гласной в корне слова.
Все оканчиваются на гласный звук (а).
Учитель. А какое из этих слов лишнее?
Ученик. Одежда – это не растение.
Земляника – четырехсложное слово, а остальные трехсложные.
Капуста – в этом слове все согласные – твердые.
4. Учитель. 1 и 2 группы получают текст.
Задание 1 группе. Докажите, что это текст. Выпишите слова с непроизносимыми согласными.
Задание 2 группе. Выписать «семейку» - родственных слов.
Текст
Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников отмечался 8 октября – Сергей – капустник.
В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечерки» - помочь нарубить капусты на зиму. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. В этот день они щеголяли друг перед другом своими нарядами.
Задание 3 группе. Озаглавьте текст. Выпишите слова, обозначающие одежду, значение которых вам неизвестно.
Текст (у каждого ученика на столе)
Русский народный костюм отражает историю и традиции наших предков, их культуру и нравы. Верхняя мужская одежда была разнообразной: рубаха, кафтан, поддевка, зипун. Повседневная мужская рубаха шилась из грубого полотна, а праздничная – из отбеленного полотна. Рубахи украшались вышивкой.
Учитель. Проверим, как группы справились с заданиями.
Учитель. Исследователи слова ОДЕЖДА оформили стенд «Русский народный костюм». Посмотрите, в каких нарядах «щеголяли» наши предки.
Задание группам: Собери пословицу, объясни ее смысл.
1 группа. Не, человека, одежда, а, красит, его, дела, добрые.
(Не одежда красит человека, а его добрые дела)
2 группа. Одежда, снову, береги, честь, а, смолоду.
(Береги одежду снову, а честь смолоду)
3 группа. Лучшие, новая, одежда, а, старые, друзья.
(Одежда лучше новая, а друзья – старые)
III Учитель. Я считаю, что выбранные для экспертизы задания, вы с честью выдержали. Сейчас я передаю слово жюри, которое оценивало ваш групповой проект.
Жюри. Вручают группам медали «Самый оригинальный проект»,
«Cамый научный проект», «Самый дружный проект».
IV Заключительная часть. (рефлексия)
- Чему научились, выполняя проект?
- Что было самым интересным?
- Что вы узнали о традициях наших предков?
Урок-презентация. Интегрированный урок русского языка и риторики.