Учитель называет тему и цели урока. . Предлагает классу разбиться на две команды, причём в каждой должен быть:
капитан – 1человек
теоретик – 1 человек
практики – 1 человек
угадайки – 2 человека
лаборанты – 2(1) человека
Затем учитель представляет жюри ( предполагаемый состав: зам дир по учебной части. учителя) и называетт конкурсы:
Выступления учащихся
Разминка
Без названий никуда (химическое домино)
Лаборанты, за дело!
Химические уравнения
Учение с развлечением
И опыт – сын ошибок трудных…
Чёрный ящик
Учитель определяет способ оценивания за урок. Команде нужно постараться набрать большее количество очков. Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают «5» и так по убыванию.
II этап. Закрепление, обобщение и контроль знаний
Выступления учащихся:
1.Низамиева Диля «Хлор»
2.Киямова Алия «Йод»
3.Алексеева Регина «Фтор»
4.Салихова Лиана «Бром»
Конкурс «Разминка»
Команды по очереди отвечают на 9 вопросов (члены команды по очереди). Затем высвечиваются правильные ответы для проверки.
3.Какой галоген используют для обнаружения крахмала ?
4.Какая кислота плавит стекло?
5.Какой из галогенов радиоактивен?
6.Какой галоген используют для обеззараживания питьевой воды?
7.Какой галоген самый сильный окислитель?
8.Какой галоген входит в состав тефлона?
9.Сколько атомов в молекуле хлора?
Вопросы команде № 2
1.В каком органе в организме сосредоточен йод?
2.Назовите самый распространённый в природе галоген
3.Какие расстройства лечат соединениями брома?
4.Сколько электронов на внешнем слое атома йода?
5.Какой реактив используют для обнаружения хлоридов, бромидов, иодидов?
6.Какая кислота находится в желудке?
7.Какой галоген входит в состав зубной пасты?
8.Как переводится слово «йод»?
9.В каком веке был открыт астат?
1
Плавиковый шпат
А
NaCl
2
Каменная соль
Б
HCl
3
Соляная кислота
В
KClO3
4
Бертолетова соль
Г
KCl
5
Сильвин
Д
CaF2
Конкурс «Без названий никуда!»
Вниманию всей команды предлагается карточка Химического домино, в которой необходимо совместить названия веществ с их химическими формулами. Чем быстрее и правильнее, тем лучше!
1
Хлорид серебра
А
NaCl
2
Поваренная соль
Г
Br2
3
Бромоводородная кислота
Д
AgCl
4
Фторид кальция
Б
HBr
5
Бром
В
CaCl2
Затем все команды участвуют одновременно в четырёх конкурсах (в течение 10 минут).
Конкурс «Химические уравнения»участвуют теоретики.
Необходимо за отведённое время закончить уравнения химических реакций и расставить коэффициенты. (уравнения могут быть записаны на доске или на карточках):
NaI + Br2––> NaCl + F2 ––> Fe + Cl2 ––> H2O + F2 ––> HCl + Al ––>
Конкурс «Учение с развлечением»участвуют угадайки/
Разгадать за отведённое время кроссворд.
Конкурс «И опыт, сын ошибок трудных!»участвуют практики/
Определить в какой пробирке раствор хлорида, бромида, иодида, фторида с помощью качественных реакций.
Затем ещё раз напоминаются задания и все вместе просматривают правильные ответы.
Пока жюри подводит итоги: Конкурс «Чёрный ящик»участвует вся команда.
Задав три вопроса ведущему о свойствах предмета в чёрном ящике, угадать, что это за предмет. Но ответы ведущего будут лишь «да» и «нет».Естественно, что все эти предметы связаны с темой урока.
В чёрном ящике могут быть предметы: зубная паста, тефлоновая сковорода, белый лист бумаги, кусочек белой ткани, лекарственный препарат, изделие из пластмассы- поливинилхлорида, раствор йода медицинский, отбеливатель, фотография, морская капуста, поваренная соль
III этап. Подведение итогов
Жюри оглашает результаты игры. Учитель объявляет оценки. Затем ещё раз напоминаются задания и все вместе просматривают правильные ответы.
Соотносит цели урока и полученный результат. Проигравшей команде даётся шанс реабилитироваться, выполнив творческое домашнее задание.