Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Скорость химических реакций

Размещено: Флюра Шамилевна Мубаракшина - пт, 28/05/2010 - 10:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мубаракшина Ф.Ш.
Место работы, должность: 
МОУ "Татарская гимназия №1" Вахитовского района
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Продолжить формирование понятия «скорость химической реакции», вывести формулы для вычисления средней скорости гомогенных и гете5рогенных реакций. Рассмотреть и доступно объяснить влияние различных факторов на скорость химической реакции. Развить навыки решения расчетных задач по вычислению скорости химической реакции. Продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, выделять главное, составлять графики, делать выводы.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
33
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник: О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. Химия 11 класс. Профильный уровень.

Контрольные и проверочные работы. Химия 11 класс. К учебнику О.С.Габриелян, Г.Г.Лысовой "Химия.11"

Используемая методическая литература: 

О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская. Настольная книга учителя. Химия 11.

Используемое оборудование: 

 

Интерактивная доска, спиртовка, сера, баночка с кислородом, кусочек сахара, пепел сигаретный, соляная кислота, 2 примерно одинаковые кусочки мрамора.
Используемые ЦОР: 

 

Учебное электронное издание »Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»
Краткое описание: 
Актуализация знаний. Обсудить вопросы: 1. Зачем нужны знания о скорости химических реакций? 2. Какими примерами можно подтвердить то, что химические реакции протекают с различной скоростью? 3. Как определить скорость механического движения? Какова единица измерения этой скорости? Проблема: Как определить скорость химической реакции? Объяснение нового материала. Обращаем внимание учащихся на сущность химических реакций и подводим их к выводу: в процессе реакции изменяются количества веществ как реагентов, так и продуктов реакции. А по скорости этих изменений определяют скорость химической реакции. Учение о скоростях химических реакций называется химической кинетикой. Рассматриваем влияние различных факторов на скорость химической реакции I.Природа реагирующих веществ II.Температура. III.Концентрации реагирующих веществ IV.Действие катализатора. V.Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

 

Организационный момент. Сообщение темы урока, цели урока.
Актуализация знаний. Обсудить вопросы: 1. Зачем нужны знания о скорости химических реакций? 2. Какими примерами можно подтвердить то, что химические реакции протекают с различной скоростью? 3. Как определить скорость механического движения? Какова единица измерения этой скорости?
Проблема: Как определить скорость химической реакции?
Объяснение нового материала. Обращаем внимание учащихся на сущность химических реакций и подводим их к выводу: в процессе реакции изменяются количества веществ как реагентов, так и продуктов реакции. А по скорости этих изменений определяют скорость химической реакции. Учение о скоростях химических реакций называется химической кинетикой.
Записываем на доске математическое выражение для скорости химической реакции:
                                             n             
                                       υ = —
                                   t
где υ – скорость реакции, ∆ n – изменение количества вещества ( моль), ∆ t- время ( с, мин), за которое произошло данное изменение.
 Вспоминаем, что есть химические реакции, которые протекают во всем объеме реакционного пространства (в газах или в растворах), а есть другие, протекающие на поверхности соприкосновения веществ ( горение твердого вещества в газе, взаимодействие металла с кислотой).
Учащиеся называют, что в первом случае речь идет о гомогенных реакциях, а во втором – гетерогенных.
На доске записываем математические выражения для скоростей гомогенной и гетерогенной реакции.
Скорость реакции определяется изменением количества вещества в единицу времени

В единице объема (для гомогенной)
На единице поверхности соприкосновения веществ S (для гетерогенной)
            ∆n          
υгомоген= ——          моль/ с∙л
               tV      
                    n          
υгетероген = ——   моль/мин∙см2 
              ∆tS      
   ∆n          
 —— = ∆С – изменение молярной      
   t        ∆С          
υгомоген= ——         
                 t      
 n- изменение количества вещества (моль)        
 ∆t интервал времени (с., мин)     

 
 
Для закрепления рассмотренного материала учащиеся решают задачу.
Задача. Химическая реакция протекает в растворе, согласно уравнению: А + В = С. Исходные концентрации: вещества А – 0,80 моль/л, вещества В – 1,00 моль/л. Через 20 минут концентрация вещества А снизилась до 0,74 моль/л. Определите: а) среднюю скорость реакции за этот промежуток времени; б) концентрацию вещества В через 20 минут.
Рассматриваем влияние различных факторов на скорость химической реакции.
I.                    Природа реагирующих веществ. Учитель объясняет, что под природой реагирующих веществ понимают их состав, строение, взаимное влияние атомов в неорганических и органических веществах. Выполнение виртуальной лабораторной работы демонстрирующей зависимость скорости реакций от природы реагирующих веществ. Делаем вывод.
II.                 Температура. Учащиеся знают, что в большинстве случаев при повышении температуры скорость реакции увеличивается.  Учитель отмечает, что при увеличении температуры на каждые 100С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза ( на 100-300 %) . Это правило Вант-Гоффа. Число, показывающее, во сколько раз увеличивается скорость реакции при повышении температуры на 100С, называется температурным коэффициентом. Записываем на доске математическое выражение правила:                                                                                                                                                                                                                                             
                                                                           t2 –t1             
                                                        υ2=∙υ1 ∙ ј   10   
 Для закрепления решаем задачу: Определите, как изменится скорость некоторой реакции: а) при повышении температуры от 10 до 50оС; б) при понижении температуры от 10 до 0оС. Температурный коэффициент реакции равен 3.
Выполнение виртуальной лабораторной работы: Зависимость скорости реакций от температуры. Делаем вывод.
III.               Концентрации реагирующих веществ Учащиеся знают, что чем больше концентрация реагирующих веществ, тем больше скорость химической реакции.
Демонстрация опыта: Горение серы на воздухе и в кислороде. Учащиеся записывают в тетрадях: Скорость химических реакций пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении. На доске записываем математическое выражение закона действия масс для реакции               А + 2В = С: 
                                υ=k∙СА∙С2В
Для закрепления решаем задачу: Как изменится скорость реакции, имеющей кинетическое уравнение υ=k∙С2А∙СВ  если:
а) концентрацию вещества А увеличить в 3 раза;
б) концентрацию вещества В увеличить в 3 раза;
в) концентрацию обоих веществ увеличить в 2 раза;
г) концентрацию вещества А увеличить в 3 раза, а концентрацию В уменьшить в 3 раза.
Выполнение виртуальной лабораторной работы: Зависимость скорости реакций от концентрации реагирующих веществ. Делаем вывод.
          IV.Действие катализатора. Вопрос: Что такое катализатор и каталитические реакции?
Демонстрация опыта: С помощью тигельных щипцов вносим кусок сахара в пламя. Сахар плавится, но не горит. Посыпаем сахар пеплом от сигарет и снова вносим в пламя. Сахар загорается синим пламенем. Выполнение виртуальной лабораторной работы: Зависимость скорости реакции от катализатора.Делаем вывод.
 
IV.              Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.
Демонстрируем опыт: 1 из двух примерно одинаковых кусочков мрамора растираем в порошок В два стакана с соляной кислотой одновременно помещаем: в один кусочек, в другой порошок. Выполнение виртуальной лабораторной работы: Зависимость скорости реакций от площади соприкосновения реагирующих веществ. Делаем вывод.
 Задание на дом: § 13, № 1, 2, 5.
                                                                                                        

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн