Цели: 1. Познакомить детей с новым учебником русского языка, с интригой и героями учебника.
2.Повторить русский алфавит.
3.Закрепить навыки письма заглавных и строчных букв, близких по написанию.
Ход урока.
Орг.момент
Дети к нам сегодня на урок пришли гости, повернитесь к ним и улыбнитесь и они тоже улыбнулись вам в ответ. Вот с такой дружелюбной улыбкой у всех на лице и начнём урок русского языка.
1.Знакомство с новым учебником.
С сегодняшнего дня уроки русского языка будут проходить по новому учебнику автора Чуракова. С нами вместе продолжат учёбу Маша и Миша. Если вы внимательно посмотрите на них, то заметите, что они немного изменились.( Дети смотрят на обложку учебника).
- Какие они стали? ( Взрослее).
Рассказ учителя.(включается таинственная музыка). Читает таинственным голосом учитель.
Было раннее утро. Маша и Миша ещё спали. В окно кто- то тихонько, но настойчиво постучал. Маша открыла глаза и увидела Говорящего Ворона. Ворон мрачно сказал: «Ночью напали на Лесную Библиотеку». Миша тут же проснулся: «Что же нам делать?». «Лететь! – сказал Ворон. – Быстрее бежать на помощь!»
По пути к Волшебному Лесу Ворон и дети увидели плакаты, которые кто-то развесил ночью. (плакаты «Всем - молчать!», «Долой книги из Волшебного Леса!», «Запретить все разговоры!» висят на доске).
- Ребята, прочитайте, что написано на этих плакатах. ( Индивидуальное чтение по желанию) – Кто бы мог написать такие плакаты?
Волшебный Лес захватила Волшебница Анишит-Йокоп, (вывешивается её изображение) У неё два помощника – Асырк и Торк.(вывешиваются их изображения) По ходу урока вы поймёте или догадайтесь откуда у них такие странные имена. Они настоящие вредители. Учинили в библиотеке погром. Библиотечный Дом превращён в огромный мрачный замок с Жёлтыми и Голубыми комнатами.
- Всех зверей и птиц, которые не подчинились приказу и продолжали разговаривать, Анишит-Йокоп заколдовала. Сейчас всё увидите сами.
- Как же мы сможем помочь обитателям Волшебного Леса: ведь мы ещё маленькие! – с отчаянием в голосе сказал Миша.
- У вас есть я и Летучая Мышь, - ответил Ворон. – Очень образованная. Дальняя родственница Мышам из Лесной Библиотеки. Все они прочитали много книг!
- Предъявите пропуск!!! – закричали в два голоса Асырк и Торк, увидев Машу, Мишу и Ворона.(выключается музыка)
-2-
-Пропуск- это знание алфавита, - прошептала Летучая Мышь.
Будем знать алфавит, будет у нас пропуск в библиотеку.
- Что такое алфавит? (каждая буква имеет своё имя- название и постоянное место) – Сколько букв в русском алфавите? (33букв).
-- Какие алфавиты вы ещё знаете? (чувашский, татарский, английский, немецкий-- --Почему ваши фамилии я пишу всегда в одинаковой последовательности? Надеюсь, в конце урока вы мне дадите ответ на этот вопрос.
Обратите внимание на левой стороне разворота, столбик алфавита, которым можно пользоваться при выполнении различных заданий. Рядом со знаком каждой буквы написано в скобках правильное название буквы. (Чтение алфавита учителя вместе с учащимися и учащимися индивидуально)
1.Далее учитель предлагает детям поиграть.
Правила игры: Учитель называет по две буквы подряд по алфавиту: А, Б и кидает мячик или показывает рукой на любого ребёнка, который должен назвать следующую букву (В), затем учитель называет следующие буквы Г, Д – другой ребёнок должен назвать Е, учитель Ё, Ж – ребёнок З и т. д.
Физминутка.
Руки вверх мы все поднимем
Лучик солнышка возьмём
Здравствуй лучик золотой
Поиграем мы с тобой
Я возьму тебя тихонько
Пропущу через себя
Буду весело смеяться
Посмотрите на меня.
А потом я этот лучик
Подарю на память всем
Птицам, радуге, цветам
И конечно гости вам.
1.– Откройте, пожалуйста, тетради на стр.3 и посмотрите ПРОПУСК, который предъявил Миша.
-- Пропустят ли нас Торк и Асырк по этому пропуску (нет)
-- Почему? (Миша пропустил буквы).
-- Поможем Мише ребята? Выполним сначала устно, а потом запишем в тетради.
После записи в тетрадях дети сверяют их по записям на доске.
2.Дети выполняют следующее упражнение в тетради на стр.3.
Асырк и Торк приготовили следующее более сложное испытание
Помогите Маше и Мише вписать нужную заглавную букву в каждое слово.
Работа ведётся одновременно на доске и в тетрадях. Последнее слово в каждой строчке выполняется самостоятельно
3.Работа по учебнику.
-Ребята откройте учебники на стр.7 Здесь мы видим Летучую Мышь и в её лапах листок с алфавитом. Она принесла для нас стихотворение Бориса Заходера чтобы нам
-3-
легко было выучить алфавит. Но эта подсказка не полная, некоторых букв не хватает. –Какая буква пропущена на первой строчке? (Ё) Чтение первой строчки.
Аналогичная работа проводится и с остальными строчками.
Хоровое чтение алфавита с помощью учителя. Индивидуальное чтение учащимися.
Физ. Минутка
Здравствуй друг
Как ты тут
Где ты был
Я скучал
Ты пришёл
Хорошо
- Кто догадался, почему так зовут наших новых знакомых?
-Почему ваши фамилии стоят в такой последовательности?
4. Кто хочет попробовать прочитать весь алфавит? (Чтение по желанию).
5. Итог урока.
Думаю волшебник Анишит- Йокоп со своими помощниками Асырк и Торк довольны вашим знанием алфавита и дадут нам пропуск в библиотеку. (Достаётся пропуск в библиотеку). Наводить порядок в библиотеке мы будем на следующем уроке, а если успеем, поможем расколдовать зверей и птиц.
На этом наш урок завершён и с нетерпением будем ждать следующего урока.