Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-открытие "Площадь прямоугольника"

Фото пользователя Татьяна Николаевна Хромова
Размещено: Татьяна Николаевна Хромова - сб, 12/06/2010 - 19:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хромова Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ Митрофановская сош Кантемировского муниципального района Воронежской области, учитель начальных классов
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 
обучающие • познакомить с терминами «длина», «ширина»; • сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи; • углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах; развивающие • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания; • развитие познавательной активности; • развивать вычислительные навыки, умения решать задачи; • развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока; воспитывающие • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка; • воспитание культуры учебного труда.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, М.: Вентана-Граф

2. В.Н.Рудницкая. Рабочая тетрадь № 2    для 2  класса.- М.: Вентана-Граф

 
Используемая методическая литература: 

1.      Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Вентана-Граф, 2002.

2.      Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 2 класс: Методика обучения.- М.: Вентана-Граф, 2004.

 
Используемое оборудование: 

1. Мультимедийный проектор

2. Презентация, созданная средствами Power Point

3. Карточки для самостоятельной работы

4. Словари С.И.Ожегова

5. «Математические веера» 

Используемые ЦОР: 

 Презентация 

Краткое описание: 
На данном уроке через создание проблемной ситуации, наблюдения, поисковую и игровую деятельность, учащиеся самостоятельно "открывают" новое знание: знакомятся с терминами "длина", "ширина" и формируют умение находить площадь прямоугольника и квадрата.

 

Тема урока: «Площадь прямоугольника»

Цель урока:

      обучающие

  • познакомить с терминами «длина», «ширина»;
  • сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
  • углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;

развивающие

  • способствовать развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; внимания;
  • развитие познавательной активности;
  • развивать вычислительные навыки, умения решать задачи;
  • развивать умения взаимоконтроля и самоконтроля через оценивание собственной деятельности и деятельности других детей на разных этапах урока;

воспитывающие

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка;
  • воспитание культуры учебного труда.

 Оборудование: мультимедийный проектор,

                           презентация, созданная средствами Power Point,

                           карточки для самостоятельной работы, словари С.И.Ожегова,

                           «математические веера»,

                           В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса,

                           рабочая тетрадь № 2    для 2  класса.- М.: Вентана-Граф.

                          

Ход урока

I.                   Организация на работу

Психологический настрой.

 (Слайд 2) – Психологический настрой

Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?

Какое открытие сделает каждый из вас, вы поделитесь в конце урока.

 

II.                Актуализация опорных знаний

  1. Повторение геометрических понятий.

а) - Какие геометрические фигуры вы знаете?  (Ответы детей.)

б) Самостоятельная работа в тетради стр. 51, № 155.

Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.

(Слайд 3)- Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля

2.  Повторение понятий « выражение с переменной» и формул вычисления периметра.

а) - Что общего в этих записях?  (Это выражения, содержащие переменную.)

(Слайд 4)  – Выражения с переменной и формулы

                                              

- На какие группы их можно разделить? (На выражения с переменной и формулы.)  Зачитайте выражения с переменной, формулы.        

Найдите значение данных выражений.

Работаем с «математическими веерами».

а=4, 2.                     х=3, 0.                       с=30, 12.                         у=9, 16.

б) – Что показывают формулы? (Вычисление периметра.)

- Что такое периметр?

в)- У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?

 (Слайд 5 )- Геометрические фигуры

г) Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось.

(Слайд 6)- Вычисление периметра, расшифровка слова

                  Прочитайте слово (Площадь.)

  1. Значение слова площадь.

Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь».

Работаем в группах.

Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».

(Слайд 7)- Значение слова «площадь»

 

 

1 группа.  Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)

2 группа.  Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для  какой-нибудь цели.

Приведите  пример. (Жилая площадь. Полезная  площадь в  доме.)

3 группа Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.) 

 

III.             Постановка  темы и цели урока

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

(Слайд 8) - Тема урока

Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать цели, используя опорную запись.

                                                 

(Слайд 8) – Слова-опоры для формулировки цели урока

Сегодня на уроке мы сформируем способность вычислять площадь прямоугольника. А вот как, это открытие сделает каждый из вас.

 

IV.             «Открытие» нового знания

1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.

(Слайд 9) – Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника 

На слайде прямоугольник,  расположенный произвольно.

Покажите две смежные стороны этого прямоугольника.

Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной  прямоугольника.

Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.

  1. Введение правила вычисления площади.

Работа по учебнику, стр.140.                                       

- Какова площадь прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2 .)

Измерьте длину и ширину прямоугольника.

- Чему равна длина? (4 см) Ширина? (2 см)

- Как найти площадь прямоугольника вычислением? 

Поделитесь своими мыслями.  Сформулируйте правило вычисления площади.

- Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)

  1. Чтение правила в рубрике «Обрати внимание», стр.140.

Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.

Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка  сюда:

Вот длина, вот ширина.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их перемножать.

  1. Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий»

(Слайд 10) – «Банк маленьких открытий»

            5. Выведение формулы нахождения площади квадрата.

-Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата?

(Квадрат – это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.)

-Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата?

(Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.)

Запишем формулу в «Банк маленьких открытий».

(Слайд 10) –«Банк маленьких открытий»

                                       

V.                Включение нового содержания в систему знаний

Работа по учебнику.  № 472, стр. 140

- Как называется голубая фигура? (Прямоугольник.)

- Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.)

- Как называется фиолетовая фигура? (Квадрат.)

- Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.)

Вычислим площадь прямоугольника самостоятельно.

Вашими помощниками будут формулы.

- Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?

 

VI. «Открытие» детьми нового знания

1. Работа по учебнику.

Стр. 141, № 473 - решите задачу.

- Почему не можете решить? (Нужной формулы в «Банке маленьких открытий » нет.)

Работаем в группах. Рассмотрите чертеж.

Подумайте, как вычислить длину прямоугольника?

Выдвижение гипотез.

(Надо площадь разделить на ширину.)

Кто составит задачу, в которой надо вычислить ширину?

- Как вычислить ширину? (Надо площадь разделить на длину.)

 

2. Сформулируйте правила нахождения длины и ширины прямоугольника.

Занесем  и эти формулы в «Банк маленьких открытий».

(Слайд 10)- «Банк маленьких открытий»

3. Решение задач самостоятельно.

- Чему равна длина прямоугольника? (16 : 2 = 8 см)

- Чему равна ширина прямоугольника? (16 : 8 = 2 см)

- Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?

 

VII.          Физкультминутка

 

VIII.       Самостоятельная работа. Тест.

У каждого на парте лежит карточка с задачами. Выполните тестовые задания.

 

Самопроверка по эталону.

(Слайд 11)- Эталон для самопроверки

IX. Работа над пройденным материалом

1. Работа по учебнику

Стр. 141,  № 480 – прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче? - Что известно о книгах? - Что спрашивается?

- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- Что узнаем сначала? Как? Запишите.

- Теперь сможем узнать,  за сколько дней можно прочитать обе книги. Как? Запишите.

Работаем в парах.

Решите задачу другим способом.

Проверка.

-Каким способом удобнее решить эту задачу?

2. Дифференцированная работа в тетради.

Стр. 51,  № 154 – запишите результаты.

Проверка учителем у учащихся группы «А» (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся группы «Б» и «В».

 

X. Информация о домашнем задании

·         Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.

·         Стр.141, № 479 – найти значения выражений. Какое действие выполняется первым в выражениях со скобками?

 

XI. Рефлексия учебной деятельности

-Какие открытия сделал каждый из вас?

     -Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

     -У кого остались вопросы на конец урока?

     -Как вы думаете, что надо потренировать дома?

 

                                                     (Слайд 12) – Рефлексия

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория