Информационную компетенцию – синтезировать материал из разных источников ;
Коммуникативную компетенцию – работать в группах, сочетать коллективную работу с индивидуальной;
Проблемную компетенцию – готовность к решению возникающих проблем на основе знаний, полученных при изучении истории.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения классного часа учащиеся смогут выразить свое понимание понятия «история», применять на практике полученные знания и умения, развивать навыки работы с Интернет.
Оборудование: карточки с заданиями, таблички с эмблемами, мультимедиапроектор, презентация, при наличии технической возможности осуществляется работа с Интернет.
Ход классного часа
I. Учитель:
Тема нашего классного часа «По страницам истории» ( слайд №1). Чтобы путешествие по страницам истории прошло интересно, с пользой для каждого из вас, я предлагаю команды и группу болельщиков занять свои места (команды создаются за неделю до проведения классного часа, участники придумывают название команды, выбирают капитанов. Желательно, чтобы команды были гомогенными по составу).
II. Учитель:
Цицерон говорил: «История - свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни» ( высказывание и портрет Цицерона проецируется на экран. Слайд №2) А какой смысл вы вкладываете в это понятие? ( используется прием «составление кластера». Слайд №3)
III.Учитель: Действительно история играет большую роль в жизни и всех людей и каждого из нас по отдельности. Знать историю необходимо, чтобы лучше понимать общество, в котором живешь, и предвидеть возможные изменения в будущем, чтобы уметь разобраться в текущих событиях, не становясь заложником предвзятых суждений и скороспелых выводов. И сегодня вам предоставляется возможность показать свои знания по истории России.
Оценивать ваши знания будет строгое, но справедливое жюри (в жюри приглашается учитель истории, психолог, социальный педагог или родители)
А теперь познакомимся с участниками конкурса: и так, команды «Олимп» и «Славяне»!
В конкурсе многое будет зависеть от быстроты вашей реакции. Команда, первой поднявшая табличку с соответствующим знаком, получает право ответа. В случае неправильного ответа у ее соперницы появляется шанс заработать балл.
Конкурс 1 «История... как много в этом звуке»... ( слайд №4)
Завершите приводимые высказывания.
• В.Г.Белинский: Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и...
(предвидеть будущее)
• В.М. Васнецов: Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит … ( свою историю) ( высказывания проецируются на экран . Слайд №5)
Конкурс 2. Горячая десятка
Укажите дату исторического события:( слайд № 6-15 с изображением перечисленных событий )
• Куликовская битва (1380)
• Полтавская битва (1709)
• основание Москвы (1147)
• избрание царем Михаила Романова (1613 г.)
•Бородинское сражение (1812 г.)
• Курская битва ( 1943)
• крещение Руси (988 г.)
• восстание декабристов (1825 г.)
• начало Великой Отечественной войны.( 22 июня 1941 г.)
Ледовое побоище ( 1242)
Конкурс3. Неотосланные депеши
( карточки с текстами раздаются командам, проецируются при ответах на экран .Слайд 16,17)
Они не нашли своих адресатов, затерялись во времени. Кто и в связи с какими событиями мог послать это донесения?
1.» Москва пылает. Людей не видно. Голодно. Холодно» . (Наполеон из Москвы. 1812 г..)
2. «Противник разбит наголову, генералы его пленены, сам Карл ранен». (Петр 1. 1709 г., после победы под Полтавой.)
Конкурс 4. История в стихах.
Узнайте по стихотворному отрывку историческое событие. ( карточки, слайды 18,19)
1. Куда ты ведешь нас,
Не видно не зги,
И вязнем и тонем
В сугробинах снега.
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно.
Нарочно с пути.
Но тем Михаила тебе не спасти.
(Польско-шведская интервенция.)
2. С вождем покой в объятьях сна
дружина храбрая вкушала,
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой
Кучум к шатрам, как тать
презренный прокрался тайною тропой,
татар толпами окруженный.(Освоение Ермаком Сибири.)
Конкурс 5.Приметы времени
(команды получают задание подготовить слайды ( по 1-2 ) с изображением предметов культуры, портретами исторических персонажей, картинами событий. Затем команды предлагают друг другу определить по предложенным слайдам периоды из истории России: век, правителя, значимые события. )
( например: команда «Олимп» представила на слайдах Храм Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском, портрет Ивана Грозного, опричников.
Команда «Славяне» : портрет Петра Первого , С.-Петербург, Кунсткамеру, бородовой знак ).
Конкурс 6 (для болельщиков). Проводится пока команды выполняют задание конкурса 5.
По странам и континентам. (Слайды 20-25)
Дайте правильный ответ
1. В какой стране стали впервые пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (В Китае, бумагу и фарфор изобрели также в Китае.)
2. Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую. ок. 1200 г. до н.э.)
3. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города.)
4. По какой лестнице никто никогда не ходил? (по феодальной.)
5. В какой стране воевали цветы? (В Англии. Война Алой и Белой розы.)
6. Правитель какого огромного по территории государства жил в сарае ? (Столица государства хана Батыя находилась на Волге и называлась Сарай-Бату.)
Крылатые фразы ( слайды 26-32)
Дайте современное толкование крылатым фразам:
Кануть в Лету
Положить в долгий ящик
Сизифов труд
Яблоко раздора
Кричать на всю Ивановскую
Работать спустя рукава
Конкурс 7 ( для капитанов)
1.Назовите имена художников, создавших произведения ( слайды № 33-38 с картинами Шишкина, Айвазовского, Верещагина, Васнецова)
Конкурс 8. Прощай, ХХ век!
Этот конкурс посвящен ушедшему столетию. Назовите:
• войну века (Великая Отечественная война)
• преступника века (А.Гитлер)
• катастрофу века (авария на Чернобыльской АЭС)
• полководца века (Г.К.Жуков)
• ученого века (А Эйнштейн)
• событие века (освоение космоса)
• человека века (Ю.А.Гагарин)
• миротворца века (мать Тереза)
• певца века (Шаляпин)
• мультипликатора века (‘У.Дисней)
Рефлексивно-обобщающая часть классного часа
« написание синквейна » к понятию « история».
Предложенные варианты:
История
Прошлое, настоящее, будущее
Осмысливает, учит, прогнозирует
Позволяет понимать прошлое, анализировать настоящее и