Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах.
Размещено: Ольга Валерьевна Аскерова - пт, 06/08/2010 - 05:00
1.Формулирование темы и цели урока.
- Рассмотрите рисунок на с. 29 в учебнике.
- Как вы думаете, почему игрушки держат такие таблички? (Это их имена.)
- Что узнали о зайчике? (Его зовут Тиша.)
- Что надо помнить при написании имен, фамилий, названий городов?
- Прочитайте, что еще мы будем повторять на уроках (с. 29).
2. Чистописание.
1. - Откройте тетрадь на с. 17. Рассмотрите рисунок. Чему рад заяц? Как вы думаете, что он любит смотреть по телевизору?
- На первой строчке вы видите «портрет» зайца. Элементы каких букв напоминают его уши? (Строчной буквы в, буквы е.)
- Начните выполнять этот рисунок с изображения ушей, затем рисуем круглую голову, глаза, рот.
Ученики рисуют в воздухе, затем в тетради.
2. - В написании какой буквы мы будем сегодня тренироваться? Расскажите, как пишется строчная буква в.
Учитель показывает соединения с буквой в на доске и комментирует последовательность написания. Затем ученики пишут по образцу.
3. Чтение и запись слов.
— Прочитайте слова в порядке увеличения слогов.
— Какие из данных слов нельзя переносить? Почему?
— В каком слове буква в с соседней буквой соединена в низу строки? Запишите слова. Проверьте написанное.
— Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос сколько?
Что объединяет слова девятъ и восемъ? (Количество букв, звуков, слогов, первый ударный слог.)
- Назовите все звуки в слове верёвка. Подчеркните написания, где можно допустить ошибки.
4. Упражнение для самоконтроля.
В магазине Заяц был,
телевизоры купил.
Сам не может их включить,
Хочет вас он попросить:
Надо букву написать
В телевизоре на «пять»!
(Ученики пишут букву или соединение на экране каждого телевизора и определяют, удалось ли им его «включить».)
3. Словарная работа.
1. Прочитайте стихотворение В. Степанова, оно написано на доске
(интерактивная доска)
.
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
—Какую картинку автор нарисовал словами?
— В какое время года это можно увидеть?
- С кем автор сравнивает осинку? (С человеком.)
- Почему про осинку часто говорят, что она дрожит? (Черенок у листа осины очень длинный. Поэтому даже в безветренный день листочки дрожат.)
- Какие у осинки могут быть косынки? (Это листья осины осенью. Они бывают желтые, малиновые, пурпурные.)
- Найдите однокоренные слова. Запишите их в порядке возрастания количества слогов. (Осйпъ1,/ос5^и,/^С2шовож.)
Поставьте ударение, выделите корень, подчеркните безударную гласную в корне.
- Прочитайте слова вслух по слогам.
- Какое еще слово из словаря встретилось в стихотворении? (Ветер.)
-Составьте устно предложение о весне со словом ветер. (Свежий ветер разносит по лесу весенние запахи.)
4. Введение в раздел.
1. На доске написано:(интерактивная доска)
Аксинья, Ульяна и Дарья
Прасковья, Демьян и Наталья
Не знают, поверьте, друзья,
Как пишутся их имена!
Вы, ребята, помогите,
Правила все назовите.
(Дети рассказывают правила правописания заглавной буквы в именах людей, разделительного мягкого знака.)
5. Повторяем то, что знаем.
1. - Послушайте задачу и догадайтесь, о какой букве идет речь?
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.
Расскажите, для чего нужна в словах буква Ь.
Игра "Гонки"-ЦОР №3 , 4 ресурс
2.Упр. 31.с. 29.
Ученики вписывают в клетки недостающие буквы: Оля, Ольга, Олечка, Оленька.
Затем записывают эти имена в тетради, выполняют задание. Затем называют слова с ъ и определяют роль мягкого знака в слове.
(В словах Илья, Софьюшка пишется разделительный мягкий знак. Он указывает на наличие [й], т.е. разделяет два согласных звука.)
3. Упр. 32. с. 30. Выполняется по заданию.
Дети сами читают первый «шаг», выполняют, затем второй «шаг» и так до конца. Затем подчеркивают большую букву в словах и опасныеместа. Читают предложение про себя по слогам и записывают по памяти. Затем подчеркивают трудные места в словах, проверяют по книге.
4. Упр. 33. с. 30.
Сначала ученики выполняют упражнение коллективно: вписывают нужную букву карандашом, объясняют свой выбор. Списывают по вариантам:
Iвариант: 1-е предложение,
IIвариант: 2-е предложение.
6.Итог урока.
Игра "Заглавная или строчная?"- ЦОР №4, 1 ресурс.
- Рассмотрите рисунок на с. 30. Правильно ли игрушки составили слово?
- Перед какими гласными пишется разделительный ъ?
- Назовите слова с разделительным ъ, стоящим перед другими гласными буквами. (Платье, вьюга, льет, обезьяна.)
-Запишите в тетради на зеленой полосе одно слово с разделительным мягким знаком. Подчеркните букву ъ.