закрепить умение опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать, находя
орфограммы;
соблюдать орфографические, лексические, грамматические нормы при употреблении
прилагательных;
развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие
способности, повышать интерес к предмету ;
воспитывать уважение к русскому языку и носителям языка, воспитывать чувство
доброжелательности, целеустремлённости.
Оборудование:
Тип урока: повторительно-обобщающий.Урок-практикум
Технология: элементы игровой технологии
Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые ребятки!Я интересная, занимательная, увлекательная часть речи. У меня есть очень нужные слова
Их важно применять.
И с ними станут предложения
По-новому сверкать!
Вы меня узнали? Кто я, какая часть речи?( Да, вы- имя прилагательное) /Ставлю на стол табличку « Имя прилагательное»/
-Вообще-то, меня зовут Марина Николаевна. Ну, как вы уже догадались, говорить мы будем об имени прилагательном. На предыдущих уроках вы узнали об этой части речи , наверное, что-то новое.Поделитесь со мной знаниями?
2. Определение темы и задач урока.
-Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке повторить об этой части речи?
Наши полные прилагательные произошли следующим образом. В древнерусском языке существовало особое указательное местоимение: мужской род – и, женский – я, средний – е. Именительный падеж этого местоимения очень давно исчез из языка, а косвенные его падежи сохранились (с изменениями) и употребляются в современном языке как косвенные падежи местоимения он: его ему, им и т. д. Полные прилагательные произошли путём прибавления к каждому падежу краткой формы прилагательного того же падежа этого местоимения. Впоследствии местоимение слилось с прилагательным в одно слово. Таким образом, в женском роде из молода+я получилось молодая, в среднем роде из молодо+е получилось молодое. Точно так же, но более сложным путём образовались и остальные формы полных прилагательных. Например, в мужском роде в конце кратких прилагательных произносился особый звук, похожий на о и изображавшийся на письме буквой ъ: из формы молодъ+и получилось молодой. Подобным же образом из слияния с местоимениями получились формы других падежей: из молода + его получилось молодого; из молоду + ему получилось молодому и т. д. На образование форм молодого, молодому и т. п. оказали влияние местоимения того, тому.
3.Актуализация опорных знаний.
ØПсихологический настрой и мотивирование на успех в работе
Встаньте в два круга : внутренний и внешний.Повернитесь, пожалуйста друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику.Пожелайте друг другу успехов в работе.
Учитель: Давайте прочтём это стихотворение все вместе:
-Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день !- ответил ты.
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Учитель:Сейчас я вам предлагаю обменяться той информацией,которая у вас уже есть по теме «Имя прилагательное», используя опорные вопросы на экране.
/Использование интерактивного метода «Карусель».
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время (30 с) каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру и проводят опрос./
На слайде вопросы:
-Что такое имя прилагательное?На какие вопросы отвечает?
(Имя прилагательное – эточасть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?какая?какое? чей?)
—Как изменяются имена прилагательные?
(Имена прилагательные изменяются по числам, родам (только в единственном числе), падежам.)
—С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
(Имена прилагательные согласуются с именами существительными вроде, числе и падеже.) ,
—Какова роль в предложении имени прилагательного? (В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.)
- Как правильно определять падежное окончание имен при лагательных?
(Чтобы определить окончание у прилагательных, нужно:
1.Определить, к какому существительному относится прилагательное.
2.Определить род, число и падеж этого существительного иприлагательного.
3.Вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного вэтой форме.
4 Подставить для проверки вопросительное слово какой?)
—Вкаких случаях нельзя для проверки использовать вопросительное слово какой(Прилагательные мужского в именительном и винительном падеже имеют окончания -ый, -ий,-ой, а отвечают на вопрос какой? И нужно запомнить, что вэтом случае нельзя для проверки использовать вопрос какой?)
—Какие бывают имена прилагательные по форме?
(Именаприлагательные бывают полные и краткие.)
—Расскажите порядок морфологического разбора имени прилагательного.
(1. часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки: начальная форма (именительныйпадеж единственного числа мужского рода), краткая или полнаяформа, род (в единственном числе), падеж, число.
3 Синтаксическая роль прилагательного.)
Учитель:Время вышло.Внешний круг сделает переход по часовой стрелке и проведёт опрос.
Итог:
4.Повторение изученного материала.
На ваших столах лежат белые жетоны: за каждый правильныйответ, выступление, какую-либо другую работу вы должны брать себе один жетон, в конце урока вы подсчитаете свои жетоны, ихколичество поможет оценить вашу работу на уроке.
Послушайте, как говорит о море А.С. Пушкин в стихотворении«К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Найдите в стихотворении имена прилагательные и запишите в тетрадь.
Что можно сказать об отношении автора к морю? Там, где мы живем, нет моря, есть красивая величественная река Волга, матушка-Волга.
А вы любите свой родной город? Опишите его при помощиимен прилагательных, запишите их в свою тетрадь. (Дети записывают в тетрадь имена прилагательные.)
Давайте послушаем, что у вас получилось, зачитайте по одному прилагательному друг за другом, стараясь не повторять уже прозвучавших признаков. (Каждый ученик называет одно прилагательное из записанных в тетради.)
Вот и вы показали любовь к своему родному городу. У каждого человека есть своя Малая Родина, и он ее любит. Не забывайтебрать себе белые жетоны, оценивая свою работу.
Физкультурная минутка. Упражнение на снятие эмоционального напряжения
Учитель: А теперь немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох - выдох, вдох - выдох и еще развдох - выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь -соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох -выдох, вдох - выдох.
VI.Закрепление
Учитель: На нашем уроке присутствуют необычные гости:яблоко, груша, банан - для каждой группы свой гость.
Посовещавшись в группе, опишите вашего гостя так, чтобы показать, что он лучше других гостей, используйте для этого какможно больше прилагательных.
(Учащиеся совещаются, потом представитель каждой группы описывает своего гостя.)
VII.Игра «Подарок»
Учитель: Я буду показывать предмет, а вы должны описатьего, употребив для этого качественное, относительное и притяжательное имена прилагательные, притяжательное прилагательное образуйте от своего имени, например, тетрадь - толстая, школьная, Колина. (Предметы: ручка, краски, маркер, книга, папка, пенал.После того как ученик описал предмет, правильно подобрав прилагательные, предмет ему дарится.)
VIII.Волшебная шкатулка
Учитель: В волшебной шкатулке лежат сказочные предметы с написанными на них прилагательными. Нужно (выходить по одному человеку от каждой группы, друг за другом) взять предмет, перевернуть его, прочитать записанное на нем прилагательное, определить разряд прилагательного по значению и положить в соответствующую коробку. (Учащиеся выполняют задание.)
Каждая группа получает одну коробку, и вы все вместе проверяете правильность выполнения задания. (Группы осуществляют проверку, рассказывают о результатах.)
IX.Итоги урока (рефлексия)
Учитель: Подходит к концу урок. Подумайте и запишите втетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. (Ученики записывают прилагательное.)
А теперь прочитайте то, что вы написали. (Ученики читаютвслух друг за другом.)