- Наша главная цель урока понять, что такое лексическое значение слова.
3. Запись в тетрадь ( число, классная работа, тема).
ІІ. Конкурс знатоков лингвистических терминов.
(Кроссворд)
1)
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
2)
ф
о
н
е
т
и
к
а
3)
г
р
а
ф
и
к
а
4)
л
е
к
с
и
к
о
н
5)
о
р
ф
о
г
р
а
ф
и
я
6)
с
и
н
т
а
к
с
и
с
7)
л
е
к
с
и
к
о
г
р
а
ф
и
я
1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
- Какое слово у нас получилось?
- Что же такое лексика?
ІІІ. Пунктуационная пятиминутка.
сущ. в И.п. сущ. в И.п.
Лексика – словарный состав языка.
ІҮ.Объяснение нового материала.
- Итак, мы определили, что такое лексика. А можете ли вы сказать, сколько слов в русском языке? (Точного количества нет и не может быть.)
- Почему? (Какие-то слова исчезают, какие-то появляются.)
- Где можно узнать значение слова? (В словаре.)
- Как называется такой словарь? (Толковый.)
Обратиться к выставке толковых словарей.
- В толковом словаре раскрывается лексическое значение слова.
- Что такое лексическое значение слова? Давайте обратимся к учебнику «Теория»(s 56, стр.76).
Ү. Работа с учебником.
1) Чтение учеником.
2) Беседа.
- Какими способами можно объяснить лексическое значение слова?
(а) показать рисунком, наглядно;
б) подбором близких по ЛЗ слов (синонимов);
в) описательно.)
ҮІ. Закрепление материала.
1. Раскройте ЛЗ слова, пользуясь толковым словарем в конце учебника (стр. 252). Образец записи в упр. 698.
( Іряд – вестибюль, ІІ ряд – интерьер, ІІІ ряд – фестиваль )
- Почему в записанном предложении поставили тире? Выделите пунктограмму.
2.Беседа о ЛЗ слова.
Чтение учителем стихотворения И. Токмаковой.
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…
- Удалось ли мальчику придумать новое слово?
- Почему? (Нет смысла.)
- Смысл слова и ессть ЛЗ.
3.Самостоятельная работа.
- Прочитайте толкование ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. Пользуйтесь словами для справок.
1) Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.
2) Старый, бывалый, опытный воин.
3) Успех в битве, войне, полное поражение противника.
Слова для справок: победа, чтить, ветеран,
Физминутка. Оздоровительная гимнастика для глаз.
- Какой темой объединены полученные слова?
- И это не случайно, ведь в этом году исполняется 65 лет со дня Великой Победы.
- Составьте и запишите с этими словами предложения.
Если получится минитекст, будет очень хорошо!
4.Конкурс «Угадайка».
- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно.
(Один прочитал, вместе отгадали, записали.)
ҮІІ. Обобщение.
- Итак, подведем итог урока.
- С каким новым понятием вы сегодня познакомились? (ЛЗ слова.)
- А что это такое? (Это смысл слова, его толкование.)
- Назовите первого безотказного помощника в определении ЛЗ слова. (Толковый словарь.)