Официальный сайт toppromotion 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сферы употребления русской лексики

Submitted by Ирина Александровна Филатова on пн, 30/08/2010 - 21:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Филатова И. А.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с.Питерка"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель:Сформировать умение определять сферу употребления русской лексики. Задачи: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики. Рассмотреть особенности диалектных слов и их отличие от общеупотребительных. Раскрыть особенности использования диалектных слов в художественном произведении.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

1.     Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

2.     Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», – Санкт-Петербург, 2008.

3.     Самостоятельная работа над словарными словами / Симакова Е. С. – М.:Издательство «Экзамен», 2006.

4.     Занимательно  о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение, 1990.

5.     Друзьям русского языка / Люстрова З. Н., Скворцов Л. И.,

Дерягин В. Я. – М.,  1982.

6.     Рассказы о синонимах / Кодухов В. И. – Л., 1971.

 

 

 

Используемое оборудование: 

мультимедийная установка 

Краткое описание: 
1. Начало урока. 2. Конструирование с опорой на изученный материал. 3. Актуализация уже имеющихся знаний. 4. Обобщение, расширение изученного материала. 5. Работа с учебником. 6. Закрепление изученного. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов урока.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Сферы употребления русской лексики

Цель урока: Сформировать умение определять сферу употребления русской лексики. Задачи: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики. Рассмотреть особенности диалектных слов и их отличие от общеупотребительных. Раскрыть особенности использования диалектных слов в художественном произведении.

Оборудование: мультимедийная установка.

Структура урока: 1. Начало урока. 2. Конструирование с опорой на изученный материал. 3. Актуализация уже имеющихся знаний. 4. Обобщение, расширение изученного материала. 5. Работа с учебником. 6. Закрепление изученного. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Начало урока: А) Организационный момент. Б) Сообщение темы и целей урока.

2. Конструирование с опорой на изученный материал по лексике.

А) Подберите пары синонимов, включающих суффикс – ость, антонимов, в составе которых есть приставка без-.

Б) Подберите омонимы, в составе которых есть корень -кос-.

В) Приведите примеры старославянизмов, в корне которых встречается сочетание ра, ре. Подберите к ним однокоренные слова. Разберите все слова по составу.

3. Актуализация уже имеющихся знаний. (Весь теоретический материал в виде схем постепенно проецируется на экране.) - Что называется лексикой общеупотребительной и лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления? ( Таблица «Классификация лексики» по сфере употребления.)

- Что, по вашему мнению, может ограничивать сферу употребления слова? - Какие пласты входят в состав лексики, имеющей ограниченную сферу употребления? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

4. Обобщение, расширение изученного материала.

Учитель читает лекцию, ученики делают записи в тетради «Интересные сведения».

Одним из выдающихся учёных, посвятивших свою жизнь изучению русских диалектов, был Владимир Иванович Даль (1801 – 1872 гг.) Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло более двухсот тысяч слов. Именно с Даля сочетание толковый словарь сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход. Академик А.А.Шахматов писал: «В словаре Даля впервые смешаны два языка – язык письменный и живой язык современных великорусских говоров. Это нисколько не умалило его значения как справочного руководства: он удовлетворяет вполне и научным и практическим требованиям»… В словаре Даля приведена такая поговорка: «Нужда рукавицу с варьгой сроднила». Что она означает? Оказывается, довольно широко в русском языке распространены специальные названия для верхних рукавиц и нижних. Конечно, чаще всего такие названия мы встретим на Севере, на Урале и в Сибири, то есть там, где нередко носят две пары рукавиц сразу. Здесь употребляются такие местные названия, как верхницы, верхоньки и исподки. А в некоторых местах рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками – нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное В.И.Далем… Разговорно-просторечное слово безалаберный известно всем говорящим по-русски. Обозначает оно нечто бестолковое, беспорядочное. Исторический корень этого слова - алабор. Его старинное значение «порядок». Слово алабор издавна известно в русском языке. Ещё во времена В.И.Даля в Тверской губернии словом алабор называли устройство, распорядок, порядок. Слово алабор в русских говорах употреблялось также в значениях: «черёд, очередь», «ум, рассудок» и т.п. Существовал и глагол алаборить – то есть «переделывать, приводить в порядок по-своему». Из предложного сочетания без алабора и было образовано прилагательное безалаберный в значении «беспорядочный» или даже «бестолковый», «безрассудный». В современном языке слово безалаберный употребляется по преимуществу с оттенком разговорности в значении «бестолковый, беспечный». (По З.Н.Люстовой и др. «Беседы о русском слове»)

- Как вы думаете, нужно ли сегодня собирать и изучать диалектные слова? (Ответы учеников)

- А теперь послушайте, как отвечает на этот вопрос Л.В.Успенский.

Местные слова, как лесные птицы, держатся всего прочнее в самых далёких, самых глухих углах страны. Приходится плыть на их поиски по могучим рекам, пробираться сквозь таёжную глушь в последние «медвежьи углы», сквозь «пяши» и «соломбы», по «крючам» да «запрокидам» доходить до отдалённейших посёлков, выходить в море с беломорскими или азовскими рыбаками, слушать старых сказочниц и певцов народных «старин» - былин и, как когда-то делал Даль, тщательно, бережно записывать каждое уловленное незнакомое слово. А нужны они науке, эти подслушанные слова? Нужны, и даже очень! В окрестностях Пскова вы до сего дня можете услышать слово «попелушка». Оно значит «серая ночная бабочка». Слово это, видимо, очень древнее; происходит он от «попел» (пепел), а близкие к нему слова можно встретить и в других славянских языках. Псковичи унаследовали его от своих далёких предков. Это совершенно закономерно. А теперь представьте себе, что где-нибудь в Сибири вам, охотнику за словами, попадается в речи местных жителей это же самое слово. Нередко бывает разумно предположить: когда-то, может быть очень давно, этот далёкий район был заселён выходцами из-под Пскова. Факт забылся; даже сами правнуки тогдашних поселенцев утратили память о своём происхождении. А слово помнит и свидетельствует о нём. (Л.В.Успенский «Слово о словах»)

5. Работа с учебником.

- Найдите в учебнике и выпишите определения диалектизмов (с.43), профессионализмов (с.45), жаргонизмов (с.45).

6. Закрепление изученного.

А) (На экране проецируется задание: распределите слова в три столбика: общеупотребительные, профессиональные, диалектные; попробуйте объяснить значения слов). Волок (глухой лес), зараз (сейчас), эпилог, помидор, космос, камбуз, хвост, натюрморт, плетюха (корзина из ивовых прутьев), драма, скорость, зажорина (вода под снегом в ямах и рытвинах на дороге при таянии снега), композиция, тусовка, окружение, графика. (Проверка выполнения)

Б) Выполнение упр.74 (Учащиеся письменно дают толкование слов: сутки, верста, предлог, союз, предложение, эпитет, роман, антитеза, память, время.)

- Распределите данные слова по сфере употребления.

7. Домашнее задание. 1) Подготовить связный рассказ о сфере употребления русской лексики, используя материалы лекции, примеры из урока. 2) Упр. 73 8. Подведение итогов урока (На экране опять проецируется таблица «Классификация лексики» по сфере употребления. )

- Попытайтесь по схеме рассказать о сферах употребления русской лексики.

Прикрепленный файл Size
Классификация лексики.ppt 231 KB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн