Submitted by Ирина Александровна Филатова on пн, 30/08/2010 - 21:07
Сферы употребления русской лексики
Цель урока: Сформировать умение определять сферу употребления русской лексики. Задачи: Познакомить учащихся со сферами употребления русской лексики. Рассмотреть особенности диалектных слов и их отличие от общеупотребительных. Раскрыть особенности использования диалектных слов в художественном произведении.
Оборудование: мультимедийная установка.
Структура урока: 1. Начало урока. 2. Конструирование с опорой на изученный материал. 3. Актуализация уже имеющихся знаний. 4. Обобщение, расширение изученного материала. 5. Работа с учебником. 6. Закрепление изученного. 7. Домашнее задание. 8. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Начало урока: А) Организационный момент. Б) Сообщение темы и целей урока.
2. Конструирование с опорой на изученный материал по лексике.
А) Подберите пары синонимов, включающих суффикс – ость, антонимов, в составе которых есть приставка без-.
Б) Подберите омонимы, в составе которых есть корень -кос-.
В) Приведите примеры старославянизмов, в корне которых встречается сочетание ра, ре. Подберите к ним однокоренные слова. Разберите все слова по составу.
3. Актуализация уже имеющихся знаний. (Весь теоретический материал в виде схем постепенно проецируется на экране.) - Что называется лексикой общеупотребительной и лексикой, имеющей ограниченную сферу употребления? ( Таблица «Классификация лексики» по сфере употребления.)
- Что, по вашему мнению, может ограничивать сферу употребления слова? - Какие пласты входят в состав лексики, имеющей ограниченную сферу употребления? Кратко охарактеризуйте каждый из них.
4. Обобщение, расширение изученного материала.
Учитель читает лекцию, ученики делают записи в тетради «Интересные сведения».
Одним из выдающихся учёных, посвятивших свою жизнь изучению русских диалектов, был Владимир Иванович Даль (1801 – 1872 гг.) Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло более двухсот тысяч слов. Именно с Даля сочетание толковый словарь сделалось термином и прочно вошло в современный научный обиход. Академик А.А.Шахматов писал: «В словаре Даля впервые смешаны два языка – язык письменный и живой язык современных великорусских говоров. Это нисколько не умалило его значения как справочного руководства: он удовлетворяет вполне и научным и практическим требованиям»… В словаре Даля приведена такая поговорка: «Нужда рукавицу с варьгой сроднила». Что она означает? Оказывается, довольно широко в русском языке распространены специальные названия для верхних рукавиц и нижних. Конечно, чаще всего такие названия мы встретим на Севере, на Урале и в Сибири, то есть там, где нередко носят две пары рукавиц сразу. Здесь употребляются такие местные названия, как верхницы, верхоньки и исподки. А в некоторых местах рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками – нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное В.И.Далем… Разговорно-просторечное слово безалаберный известно всем говорящим по-русски. Обозначает оно нечто бестолковое, беспорядочное. Исторический корень этого слова - алабор. Его старинное значение «порядок». Слово алабор издавна известно в русском языке. Ещё во времена В.И.Даля в Тверской губернии словом алабор называли устройство, распорядок, порядок. Слово алабор в русских говорах употреблялось также в значениях: «черёд, очередь», «ум, рассудок» и т.п. Существовал и глагол алаборить – то есть «переделывать, приводить в порядок по-своему». Из предложного сочетания без алабора и было образовано прилагательное безалаберный в значении «беспорядочный» или даже «бестолковый», «безрассудный». В современном языке слово безалаберный употребляется по преимуществу с оттенком разговорности в значении «бестолковый, беспечный». (По З.Н.Люстовой и др. «Беседы о русском слове»)
- Как вы думаете, нужно ли сегодня собирать и изучать диалектные слова? (Ответы учеников)
- А теперь послушайте, как отвечает на этот вопрос Л.В.Успенский.
Местные слова, как лесные птицы, держатся всего прочнее в самых далёких, самых глухих углах страны. Приходится плыть на их поиски по могучим рекам, пробираться сквозь таёжную глушь в последние «медвежьи углы», сквозь «пяши» и «соломбы», по «крючам» да «запрокидам» доходить до отдалённейших посёлков, выходить в море с беломорскими или азовскими рыбаками, слушать старых сказочниц и певцов народных «старин» - былин и, как когда-то делал Даль, тщательно, бережно записывать каждое уловленное незнакомое слово. А нужны они науке, эти подслушанные слова? Нужны, и даже очень! В окрестностях Пскова вы до сего дня можете услышать слово «попелушка». Оно значит «серая ночная бабочка». Слово это, видимо, очень древнее; происходит он от «попел» (пепел), а близкие к нему слова можно встретить и в других славянских языках. Псковичи унаследовали его от своих далёких предков. Это совершенно закономерно. А теперь представьте себе, что где-нибудь в Сибири вам, охотнику за словами, попадается в речи местных жителей это же самое слово. Нередко бывает разумно предположить: когда-то, может быть очень давно, этот далёкий район был заселён выходцами из-под Пскова. Факт забылся; даже сами правнуки тогдашних поселенцев утратили память о своём происхождении. А слово помнит и свидетельствует о нём. (Л.В.Успенский «Слово о словах»)
5. Работа с учебником.
- Найдите в учебнике и выпишите определения диалектизмов (с.43), профессионализмов (с.45), жаргонизмов (с.45).
6. Закрепление изученного.
А) (На экране проецируется задание: распределите слова в три столбика: общеупотребительные, профессиональные, диалектные; попробуйте объяснить значения слов). Волок (глухой лес), зараз (сейчас), эпилог, помидор, космос, камбуз, хвост, натюрморт, плетюха (корзина из ивовых прутьев), драма, скорость, зажорина (вода под снегом в ямах и рытвинах на дороге при таянии снега), композиция, тусовка, окружение, графика. (Проверка выполнения)
Б) Выполнение упр.74 (Учащиеся письменно дают толкование слов: сутки, верста, предлог, союз, предложение, эпитет, роман, антитеза, память, время.)
- Распределите данные слова по сфере употребления.
7. Домашнее задание. 1) Подготовить связный рассказ о сфере употребления русской лексики, используя материалы лекции, примеры из урока. 2) Упр. 73 8. Подведение итогов урока (На экране опять проецируется таблица «Классификация лексики» по сфере употребления. )
- Попытайтесь по схеме рассказать о сферах употребления русской лексики.