СУДЬЯ: Всем встать! Суд идет! Слушается дело об обвинении всего Российского народа в том, что он забыл свои корни, историю происхождения Земли Русской, не чтит старорусские традиции, народ ничего не знает о своих предках.… В роли ответчика выступает ученик 3 «Б» класса Балянин Никита. Сегодня он и свидетели с его стороны попытаются доказать, что обвинение неправомерно. Слово обвинению…
ИСТЕЦ: Уважаемый суд, первый вопрос, который я хотел бы задать ответчику, это: «Что вы знаете о своих предках, есть ли у вас доказательства того, что вы их помните и чтите?».
ОТВЕТЧИК: Да, не буду голословен, подтверждаю свои слова схематическим изображением генеалогического древа нашего класса. Здесь видно, что мы знаем имена наших родственников до 4-5 колена. Лидером является Яковлев Макар, он записал и знает своих родственников до 6 колена.
ИСТЕЦ: А существуют ли обряды, сохранившиеся до сих пор?
ОТВЕТЧИК: Да, например, обряд сватовства. Я выступил режиссером одной из сцен жизни древних славян – это сватовство, отдельные элементы которого сохранились до сих пор.
Выходят свидетели со стороны ответчика и показывают сценку:
Сваха со стороны жениха (Иванова Н.):(перевязана рушником, поклон в пояс): Добрый день, хозяин с хозяюшкой! Прибыли мы к вам, ох, как издалека. За высокими горами, за быстрыми реками, за широкими полями стоят пять гор. Из земли-матушки бьют ключи холодные, да источники целебные. У подножья пяти гор раскинулся прекрасный город. Вот оттуда мы к вам и пожаловали. А привело нас к вам вот какое дело. Ни мало, ни много, а двадцать лет растет и мужает в нашей семье королевич-делец, своему счастью кузнец. С виду он ладный, до работы жадный, по судьбе счастливый, по уму сметливый. Кровь течет в нем благородная, добрая молва за ним идет народная. И приснился нашему королевичу вещий сон. Будто заглянула к нему в окно спальни жар-птица - красная девица. Сама с лица белая, глаза манящие, щечки румяные, а губы пьянящие. Заглянула, улыбнулась, махнула крылом и пропала, только перышко на окне оставила. Проснулся наш королевич сам не свой. С той ночи и затосковал, замаялся сердечный. Не ест, не пьет, все мечтает наяву найти жар-птицу, красную девицу и стать ее хозяином. Похудел весь, задумываться стал. Жаль нам стало королевича, ясна сокола. Взяли мы из подвала вина заморские, испекли хлеба подовые, выучили речи медовые и волшебный посошок: "Веди нас, посошок волшебный, скорехонько в те края далекие прямо в терем, где живет красна девица". И привел нас посох прямо в ваш дом. Так что, хозяева милые и приветливые, видите, что путники, уставшие с дороги. Просим уважить нашу просьбу и разрешить поискать в вашем тереме жар-птицу - красную девицу.
Сваха со стороны невесты (Учаева Н):Не знаем, не ведаем о ком речь ведешь. У нас в дому много девиц-красавиц проживает и все одна другой краше. И все умницы и додельницы. Вот, к примеру, есть у нас лебедушка.
(Выводит переодетого во все белое - под невесту - мальчика)
Сваха со стороны невесты (Учаева Н.):Поглядите, какая умница, при деньгах и при мехах. Терем отдельный имеет. Берите, не прогадаете.
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Ну, что, берем? Нравится лебедушка? Ученая, будешь в деньгах купаться, мехами укрываться!
Жених (Балянин Н):Нет! Не по сердцу она мне. Это не та, по ком моя душа плачет.
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Видите, не подходит лебедушка нашему королевичу. И годками старовата, и платьице на ней помято, и как будь-то слеповата. Нет, нам такая не подходит.
Сваха со стороны невесты (Учаева Н):А вот есть у нас еще голубка сизокрылая. Уж эта вам должна понравиться!
(Выводит еще ряженого)
Сваха со стороны невесты (Учаева Н):Любушка-голубушка, покажи гостям какая ты хозяюшка, что по дому умеешь делать!
(Ряженый под девицу берет веник, подметает так, что пыль на гостей летит, затем пытается всех обнять и к столу тащить, в носу ковыряет пальцем и т.п. Жених и сваха со стороны жениха в один голос отказываются от такой "невесты".)
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Пусть он сам поищет в вашем доме ту, кто ему нужна.
(Жених идет в дом и выводит свою нареченную) Брукс А.
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):У-у-у! Конечно! Теперь все видят, что это и есть та, по ком у королевича сердце болело! И с лица белая, и телом стройная. Только после прежних сюрпризов боюсь я не опростоволоситься. Если уж и действительно это настоящая жар-птица, которая во сне нашему соколу привиделась, то давайте испытаем ее.
(Сваха достает из кармана деньги мелочью и рассыпает на пол)
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Вот сейчас посмотрим на тебя, уж ли зрячая ты, да нагнуться тебе не лень за каждой трудовой копейкой. А еще поглядим, уж не будешь ли ты сор из избы выносить. Бери веник, мети пол.
(Девушка должна быстро собрать копейки в кулак и опустить себе в карман или держать в руке. Если сваха со стороны жениха попросит у нее мелочь, не давать.)
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Молодец, вижу хозяйкой экономной будешь, не станешь деньги разбазаривать и сор из избы не вынесешь, все при тебе останется. Там я бросала тебе деньги медные, чтобы вы со своим хозяином не были бедные, еще есть серебро, чтоб принесла ты в нашу семью только добро. А вот возьми денежку бумажную, чтоб вошла ты в наш дом хозяйкой простой, а не барыней важной. Вижу, что с заданием моим ты хорошо справилась. А вот ответь мне на такой вопрос: когда ты борщ варишь, сколько риса сыплешь: стакан, ложку?
Девушка (Брукс А):Нисколько! В борщ я мясо кладу.
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Молодец! Правильно отвечаешь. А вот когда ты полы моешь, где лучше вымываешь: по углам или по середине?
Девушка (Брукс А.):Полы я мою везде хорошо, стараюсь!
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Ой, умница! А вот еще такой вопрос: если у тебя одновременно попросят водички испить старик, парень молодой и малыш, кому первому подашь?
Девушка (Брукс А):Я думаю, что надо дать малышу.
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Да. Правильно. А винца кому первому нальешь, парню любимому или старику?
Девушка (Брукс А):Старику, конечно.
Сваха со стороны жениха (Иванова Н.):Ох, хорошо отвечаешь, девица! По всему видать, что стараешься угодить нам. Вот теперь время пришло при всех спросить у тебя, согласна ли ты, чтобы наш королевич стал хозяином твоим? Согласна?
Девушка (Брукс А):Да!
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Если уж все услышали твой ответ, то возьми этот хлеб и в знак согласия разрежь его.
(Девушка должна разрезать хлеб крестом на четыре равные доли)
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Скажи, девица, кого первого с поклоном хлебом угостишь?
(Девушка должна взять в руки две доли хлеба и с поклоном преподнести родителям жениха, назвав их папой и мамой)
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):А теперь хочу спросить у родителей невесты: согласны ли они дать свое родительское благословение дочери?
Мать невесты (Учаева Н):Да, согласна.
Отец невесты (Щуров Е):Да согласен.
Сваха со стороны жениха (Иванова Н.):После того, как родители невесты дали согласие благословить свою дочь на брак с нашим королевичем, я думаю, уместно будет сейчас наметить нашу девицу - жар-птицу. Так как скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. До свадьбы еще есть время, и пусть до самой свадьбы наша жар-птица, красная девица ходит с меткой жениха, чтобы залетные петухи глаза не пялили и душу не смущали девице. А метим колечком серебряным с глазочком аметистовым. Пусть носит на зависть подружкам и себе на радость.
(Жених надевает на палец невесте колечко)
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):Дорогие сваточки! В народе часто говорят, вот, дескать, женился, а сам и гвоздя забить не может. Чтобы у вас по этому поводу не было никаких сомнений, давайте сейчас попросим жениха забить в ваш порог гвоздь, чтобы считаться у будущей тещи желанным гостем.
(Жених вбивает в порог гвоздь)
Сваха со стороны жениха (Иванова Н):А сейчас примите от нас к вашему столу вина заморские и вот этот волшебный мед. Тебе, хозяин, этим медом ушки смажем, чтобы ты о своем зяте никогда ничего плохого не услышал, а тебе, хозяюшка, глазки смажем, чтобы ты в своем зяте ничего плохого не увидела, а остальное я себе на язык намажу и стану на общем нашем застолье речи вам сладкие говорить...
ИСТЕЦ:Хорошо, а чем вы можете подтвердить, что знаете о своих предках, чем и как они жили, каков был род их занятий, как был устроен их быт, жилище?
ОТВЕТЧИК:Я согласен, что многое с тех пор изменилось, но некоторые поверья сохранились и до наших дней. Например, обычай запускать в новый дом или квартиру первой кошку. Этот обычай пошел еще с древних времен. Я прошу пригласить свидетеля – Петелина Ивана, который расскажет об устройстве жилища древних славян.
Выходит свидетель с макетом жилища:
«Веря в целебную силу воды, славяне всегда старались селиться около рек. Они строили небольшие деревянные дома с островерхими крышами и украшали фасад небывалой красоты резьбой, повторяющей основные магические знаки русской культуры - объяснение которых будет подробно дано в следующей главе. Перед постройкой дома выбиралось место - ровное, удаленное от кладбища. На месте предполагаемой постройки чертили на земле большой квадрат, разделяли его по диагонали, и в каждый из четырех очерченных "ромбов" или "квадратов" клали камни из четырех полей. Это означало символ плодородия, чтобы семья, которая будет проживать в этом доме, была большой и дружной. На матице - главном срединном брусе потолка - вырезался Перунов знак - колесо с шестью спицами. Если в постройке дома помогали родные, то после каждого важного этапа строительства будущие хозяева дома подносили им обильное угощение. Новый дом считался уязвимым для "нечистой силы", поэтому тот, кто первым войдет в него - быстро умрет. С целью оградить себя от смерти, люди впускали первыми в дом кошку или курицу. Из старого дома в новый переносилась зола в совке или ковше со словами: "Домовой, домовой, ты поди со мной домой!". Первым входил хозяин дома с тестом или квашней в руках, потом хозяйка с животным на руках, и только потом - дети.
Крыша, окна и двери дома считались уязвимыми для нечисти, поэтому их активно украшали "оберегами" - резьбой по дереву с использованием защитной магической символики. Так на Руси появились "причелины" - украшения крыши, "наличники" - украшения окон, косяки - украшение дверей.
Отношение русского к постройке дома хорошо отражено в стихотворении нашего земляка Владимира Гаврюшова:
Я зол в работе, как мерин - сивый,
Я дом построил - как ты красивый.
Тюк-тюк топорик, тюк - молоточек:
"Сошью" тесовый ему "платочек".
Бока крутые, да дыма локон,
Да голубые глазищи окон,
И пусть на крыше гнездится аист -
И нам на счастье, и всем на зависть!
Конек крыши получил свое название от конской головы, которую традиционно крепили на крыше. Считалось, что резная голова коня или любой богини - самый ценный оберег, показывающий богам, что хозяева дома их любят и почитают.
Печь в доме осмысливалась как Земля, Красный угол, как Солнце, а пространство между ними - это Жизненное Пространство человека между небом и землей". Печь считалась священным местом. Возле печного столба давали клятвы. За этим столбом, по поверьям, прятался дух дома – домовой».
ОТВЕТЧИК:Так же у меня есть еще один свидетель, родственники которого на протяжении 200 лет пользовались одной вещью, которая сейчас сильно осовременилась, но функция осталась та же. Сейчас он выйдет и сам все покажет и расскажет (Яковлев Макар).
Выходит свидетель, в руках – утюг, работающий без электричества:
«Электричество и электрические бытовые приборы появились в середине 19 века. А до этого люди шили и гладили одежду. Но чем? Таким вот утюгом, который работает без электричества. Просто надо достать специальными щипцами раскаленные угли из русской печи и положить внутрь. Утюг готов к глажке. После того как вещи поглажены, угли просто нужно выбросить. Вот такой простой и экономный утюг, которым пользовались мои родственники на протяжении более 200 лет».
ИСТЕЦ:Хорошо, а чем вы еще можете подтвердить свои слова? Есть ли в нашей современной жизни то, что пришло из далекой древности и чем пользуется человек, по сей день?
ОТВЕТЧИК:Да, конечно это имена. Прошу суд пригласить свидетеля, который может подтвердить мои слова.
Выходит свидетель – Учаева Настя, рассказывает о древнеславянских именах:
Анализ древнеславянских имен среди учащихся и педагогов школы «Мир знаний».
Сегодня мы поговорим с вами об именах. Имя у человека возникло не случайно, оно присваивается каждому при рождении. Сейчас мы можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу. Распространенное имя Иван в России в Англии будет звучать как Джон, во Франции – Жан, в Испании – Хуан, в Германии – Ханс, в Италии – Джованни.
В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но они отмечали характерные признаки или внешние особенности человека: Чернава, Светлана; какие-либо свойства новорожденных: Пискун, Лобик.
Были имена, которые отражали порядок появления детей: Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк. Некоторые имена характеризовали время рождения ребенка (Зима, Вешняк), явления природы (Метелица), христианские праздники (Мясоед).
Наряду с именами были распространены прозвища. Они отражали определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Балагур, Грамотей.
Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Коврига, Сахар, Борщ.
В 988 году, во время правления Киевского князя Владимира; Русь приняла христианство.
Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые произошли от древнегреческих и древнеримских.
Среди большого разнообразия имен всегда были такие, которые употреблялись часто. В царском доме Романовых регулярно повторялись такие имена, как Александр, Николай, Павел, Мария, Анна.
У монахов были свои имена: Варлаам, Досифей, Фотий.
В крестьянской семье детей называли Гаврила, Арина, Ермолай, Матрена.
Среди купцов были распространены такие имена: Фома, Фрол, Федул, Тит, Гордей.
Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они создаются человеческой фантазией, цветут, стареют, со временем забываются. История русских имен своими корнями уходит в очень отдаленное время. Одни из первых иноязычных имен были принесены варягами: Игорь, Ольга, Олег.
Имя сопутствует человеку всю жизнь и откладывает определенный отпечаток на судьбу человека.
Мы сделали анализ древнеславянских имен в нашей школе среди первых-одиннадцатых классов и преподавательского состава. Их оказалось не много, но то что получилось представляем на Ваш суд.
Среди учащихся:
Журба Аксинья, 2 «А» класс
Аксинья – дисциплинированна, умеет организовать свой день так, что все успевает. Обладает врожденным чувством долга. Исполнительна и обязательна. У нее много друзей, большинство из них – мальчики. Она ни в чем им не уступает. Любит спорт, может стать профессиональной спортсменкой. Много читает, предпочитая научно-фантастическую литературу. Она отзывчива и добра, сверстники тянутся к ней. Внешне похожа на отца, а внутренний генотип наследует от матери. Стремление к совершенству делает Аксинью требовательной как к себе, так и к другим. Ее советы всегда полезны и многие друзья к ним прислушиваются.
Агроскин Вадим, 5 «А» класс
Вадим-др.-рус. - "спорщик", "смутьян".
Обычно Вадим - здоровый, общительный, жизнерадостный ребенок. Он очень чутко реагирует на замечания матери, нежно любит ее и отца, своих сестер и братьев, но у него много нерастраченной энергии... Учится хорошо, но учителя жалуются на его неусидчивость.
Из Вадимов получаются хорошие руководители. Они заботливы, помнят о своих обещаниях. Необычайно трудолюбивы и целеустремленны. Взявшись за что-нибудь, не остановятся, пока не добьются своего. Не лишены расчетливости и некоторой хитрости, тщательно продумывают свои поступки и высказывания.
"Зимние" - "тяжелые", долго не могут определиться в выборе профессии, жены, друзей. "Летние" - мягче, ленивее.
Григорьев Владислав, 7 класс
Владислав- др.-слав. - "владеющий славой".
Мальчика с таким именем тянет к огню, зажигание спичек - его любимое занятие. При этом он настолько впечатлителен, что загоревшаяся газета производит на него впечатление пожара, и вместо того чтобы залить ее водой, он бежит звать соседей. Хорошо, если те окажутся дома... Очень любит читать и беседовать с матерью. Если она расстроена, то начнет ее утешать, приводя бесхитростные "взрослые" утешения, услышанные от бабушки. У мальчиков с таким именем хорошо развито чувство прекрасного, при правильном воспитании из них выходят хорошие музыканты или художники, они не лишены и литературных способностей. Владислав найдет свое призвание в профессии, требующей отзывчивой и доброй души (врач, учитель, воспитатель). Трудолюбивы, у них сильно развито чувство ответственности и порядочности. Болезненно воспринимают всякую несправедливость, но правду отстоять могут не всегда.
Скориченко Ростислав, 8 класс
Ростислав– др.-слав.- «растущая слава».
С маленьким Ростиком сладить бывает нелегко: он очень упрям, капризен. Ростиславы талантливы, и талант их проявляется в самых разных областях.
Они непритязательны в быту и не любят усложнять себе жизнь заботой о комфорте. Отличаются некоторой медлительностью, но самая несносная их черта - склонность к нравоучениям. Однако на них бывает трудно сердиться - они обезоруживают вас своей добротой. Дело, за которое берется Ростислав, всегда благородное, и он убежден, что рано или поздно добьется успеха. Это очень способные люди, но способности их большей частью остаются нереализованными. Фанатично преданы своей работе. Они легко поддаются влиянию сильных личностей. Обладают хорошей интуицией, они умеют обходить острые углы и, если надо, действовать хитростью. Трудно сходятся с людьми и так же нелегко расстаются. Мнение о людях у них складывается раз и навсегда: если человек не понравился, то это бесповоротно.
Ростова Милада, 9 класс
Лада- славянское имя, означает «милая», «хорошая», «нежная».
Это обаятельная, внешне строгая, но внутренне раскованная, независимая девушка. У Лады врожденные командирские замашки, но ей недостает вдохновения и эмоциональности. Она зачастую бывает упрямой и принципиальной. Любят обратить на себя внимание то своим поведением, то ярким, порой экзотическим туалетом. В молодости любят рукодельничать, обожают большие шумные компании, где можно похвастаться своими успехами.
Среди педагогов:
Надежда Анатольевна, завуч старших классов
Надежда– ст.-слав. «надежда».
Женщина, носящая это имя, бывает расчетливой, решительной, способной на авантюру.
Наиболее подходит для её характера и понимания жизни такие сферы деятельности, как торговля, сфера обслуживания, медицина, реклама, профессия актера - Надежда безупречно владеет искусством перевоплощения. В работе добросовестная, педантичная, с коллегами общительная, хотя и очень восприимчивая даже к самым безобидным шуткам. Заботливая мать, серьезно занимается воспитанием детей, с детства приучает их к экономии в тратах.
Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
Светлана- слав. - "светлая", "чистая".
С детства проявляется противоречивый, сложный характер. Активна, любит командовать, добивается своего, но в то же время бездумно и легко принимает на веру сказанное людьми. Светлана - человек добрый, может совершенно бескорыстно помочь человеку, иногда даже в ущерб себе. Аккуратна, следит за своей внешностью. Хорошо приспосабливается к обстоятельствам, самостоятельна и трудолюбива, и про нее можно с уверенностью сказать, что все, что с ней происходит в жизни, - дело ее собственных рук. Светлане дано умение быть гибкой и дипломатичной.
Светлана очень привязана к детям, старается дать им хорошее образование.
Людмила Владимировна, психолог
Людмила– ст.-слав. – «милая людям». Это общительная, самолюбивая, активная, домовитая натура, всеми силами стремящаяся добиться положения в обществе, быть в гуще событий. Людмила может быть доброй к людям, поможет советом, не поскупиться на подарок. От природы наделена талантом и способностями. У неё творческий ум. Людмила может достичь профессиональных успехов в живописи, музыке, на актерском поприще, в дизайне, моделировании и демонстрации одежды, в тех сферах, где требуется умение находить контакт с людьми, убеждать их. Любит заниматься рукоделием, которым может даже зарабатывать на жизнь, домашним хозяйством, хорошо готовит. В доме Людмила поддерживает образцовый порядок, её дети всегда ухожены.
ИСТЕЦ: Ну а что вы знаете об обрядах и традициях, которые актуальны до сих пор? Существуют ли праздники, сохранившиеся с древних времен?
ОТВЕТЧИК: Да, я готов ответить на этот вопрос:
«Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Какие же праздники почитали на Руси?
На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник – Масленицу. В нашей школе тоже отмечается этот праздник. А знаете ли вы его историю? Известна масленица с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи весны. Первоначальным названием Масленицы было «мясопуст». Позже стали называть масленичную неделю «сырной», или просто масленицей. Название «Масленица» не случайно. В последнюю неделю перед постом не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины – главное праздничное блюдо, ещё не были под запретом.
Как всякое событие, связанное с Пасхой – главным событием года христианина, масленица не имеет точного календарного прикрепления, а является неделей, предшествующей Великому посту.
Каждый день на масленичной неделе имел своё название, за каждым днём были запрещены свои собственные определенные действия, правила поведения, обряды. Понедельник назывался - встреча, вторник – заигрыш, среда – лакомка, четверг – разгул, четверок широкий, пятница – тёщины вечёрки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – прощёный день, проводы.
Вся же неделя, помимо официальных названий, в народе именовалась: «Честная, широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица».
Одним из основных действ, связанных с праздником, были встреча и проводы масленицы. К четвергу «сырной» недели делали куклу из соломы в виде женщины. Наряд для Масленицы либо покупали в складчину, либо одевали в обноски. Чучело со смехом и прибаутками возили по всей деревне.
Самым распространённым видом проводов было зажигание костров. Вечером в воскресенье масленичное шествие выходило на озимь, где масленицу сжигали на костре. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай».
Катание с гор –вообще одно из любимых масленичных развлечений. Катались начиная с понедельника не только молодожёны, но и дети. Ледяные горки украшали ёлками, вешали фонарики, даже ставили по бокам ледяные статуи.
С четверга катание с горок сменялось катанием на лошадях. Катались на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так.
Более суровыми развлечениями были кулачные бои. Бились и один на один, и стенка на стенку. Бои проходили на льду замёрзших рек. Велись бои беспощадно, азартно, иногда оканчиваясь увечьями и даже смертью.
Одним из действ масленичной неделе было «взятие снежного городка». За неделю до масленицы мальчишки строили из снега городок, придавая ему всевозможный вид. Далее выбирается городничий, обязанный защищать город от нападения Масленицы. Брали города в последний день масленицы, ставя целью завладеть флагом на городе и самим городничим.
Последний день масленицы – прощёное воскресенье. Вечером в этот день ходят в баню, и очищенными вступают в Великий пост».
СУДЬЯ:Мы выслушали обе стороны, теперь суд должен вынести приговор. Мы просим наших зрителей побыть в роли присяжных и помочь суду. У каждого лежит зеленый и красный кружок. Если вы считаете, что нужно оправдать ответчика – поднимаете зеленый кружок, если осудить – красный.
СУДЬЯ:Благодаря смелым выступлениям свидетелей и ответчика, решением суда присяжных, суд постанавливает: ответчика Балянина Никиту оправдать! Всем встать! Суд окончен!