№ п/п
|
Этапы урока
|
№ слайда
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
1
|
Организационно-мотивационный момент
|
Слайд 1
Позитивный образ-картинка, символизирующий
Имя прилагательное
|
Учитель рассказывает занимательную историю о прилагательном
|
Отвечают на вопрос: «О чём идёт речь?»
(об имени прилагательном)
|
2
|
Формулирование темы урока.
|
Слайды 2,3
«Имя существительное»
«Глагол»
|
Сообщает о роли существительного (носитель основной информации о мире) и глаголе
(портрет, высказывание А.Н.Толстого о глаголе: «выражает движение», «основа русского языка»), подводит учащихся к определению темы
|
Формулируют тему урока
( Роль имён прилагательных
в русском языке)
Формулируют цель урока.
|
3
|
Повторение и формулирование этапов исследовательской деятельности:
1) Формулирование цели исследования
|
Слайд 4
«Этапы исследовательской деятельности»
Слайд 5
«Цель исследования»
|
Предлагает учащимся побыть в роли исследователя и вспомнить этапы исследовательской деятельности
(«Памятка»)
Предлагает учащимся определить цель исследования
|
Называют этапы исследовательской
деятельности
Формулируют цель исследования: выявить, с какой целью в русском языке употребляются
имена прилагательные
|
2) Выдвижение гипотезы.
|
Слайд 6
«Гипотеза исследования»
|
Предлагает сформулировать гипотезу исследования
|
Выдвигают гипотезу: Имена прилагательные делают речь более выразительной. Может быть, есть другие функции, о которых мы не знаем?
|
3) Определение средств проверки гипотезы.
|
Слайд 7
«Средство работы»
|
Предлагает назвать средства (материал) для работы, в результате которой мы убедимся в правильности или неправильности гипотезы.
Предлагает три текста и
форму деятельности – групповая работа. (легче проверять результаты учебной деятельности, экономия времени)
|
В качестве такого средства предлагается текст
|
4) Составление плана работы.
|
Слайд 8
«План работы»
|
Корректирует деятельность учащихся по составлению плана работы
|
Составляют план работы:
-читаем текст;
-находим прилагательные в тексте
(вспоминают признаки прилагательного);
- подсчитываем количество прилагательных в тексте;
- примеряем гипотезу (убрать прилагательные из текста, а потом сравнить с исходным вариантом);
- сделать вывод.
|
4
|
Организация групповой работы.
|
Слайд 8
«План работы»
|
Сообщает время, отведённое на выполнение работы, каждой группе даёт один текст
|
Делятся на три группы, распределяют роли
|
5
|
Оформление результатов.
|
Слайд 9
«Оформление результатов»
|
Помогает определиться с оформлением результатов
|
Предлагают способ оформления результатов:
количество прилагательных в тексте;
вывод (после сравнения вариантов текста)
|
6
|
Проверка результатов.
|
Слайд 10
(Результат деятельности первой группы)
Слайд 11
(Результат деятельности второй группы)
Слайд 12
(Результат деятельности третьей группы)
|
Слушает сообщения групп, корректирует
|
Сообщение первой группы: в тексте одно прилагательное «гласный»; при его отсутствии меняется смысл высказывания, нет понимания, о каком звуке идёт речь ( о гласном? согласном?) Вывод: прилагательные выделяют нужный предмет – выделительная функция.
Сообщение второй группы: в тексте найдено 10 прилагательных, без них текст становится сухим, скучным, неинтересным Вывод: прилагательные помогают нарисовать яркую, образную картину (много эпитетов) и выразить отношение автора к предмету изображения
Сообщение третьей группы: в тексте нашли 2 прилагательных, но когда их убрали, не заметили особых изменений и поэтому не поняли, какую роль играют прилагательные
|
7
|
Завершение исследования Речеведческий анализ текстов.
|
Слайд 13
«Научный стиль»
Слайд 14
«Художественный стиль речи»
Слайд 15
«Описание»
Слайд 16
«Повествование»
Слайд 17
«Рассуждение»
|
Спрашивает:
- Если у 3 -й группы не получилось добиться результата таким способом, попробуйте другой способ.
- Как можно по-другому проанализировать текст?
Предлагает продолжить исследование , предварительно организуя повторение особенностей научного, художественного стилей речи и типов речи
Проверяет правильность выполнения
|
Отвечают на вопрос (речеведческий анализ текста); называют особенности стилей речи, типов речи.
Сообщают результаты:
1) научный стиль, рассуждение;
2) художественный стиль, описание;
3) художественный стиль, повествование
|
7
|
Общий вывод.
|
Слайд 18
« Итог исследования»
|
Задает вопросы.
|
Вместе отвечают, делают выводы: имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой
|
8
|
Домашнее задание
|
Слайд 19
«Домашнее задание»
|
Комментирует разноуровневые задания
|
Записывают в дневник
|
9
|
Рефлексия
|
Слайд20
«Поздравляю со званием «исследователь»!»
|
Оценивает деятельность групп, определяет лучшую группу
|
Самооценка, взаимооценка
|