Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Русский сарафан в музыке и живописи

Фото пользователя Мария Андреевна Мартыш
Размещено: Мария Андреевна Мартыш - вт, 28/09/2010 - 17:33
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мартыш М.А, Крухмалева В.И.
Место работы, должность: 
моу сош №47 п.сенной Вольского района саратовской области, учитель музыки.
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
1. познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма 2. закрепить навыки создания художественного образа в живописи и музыке.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

компьютер, магнитная доска, синтезатор, магнитофон, репродукции картин русских художников, акварель, кисти.русский народный костюм (женский мужской). 

Краткое описание: 
знакомство учащихся с историей возникновения сарафана. на примерах художественных и музыкальных шедевров учащиеся 5 класса узнают о том, какой след оставил в русской душе сарафан.

 

Ход урока

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

(Звучит фонограмма «Во поле береза стояла»)

Учитель Музыки:

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок и все на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя – музыкант и художник, большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе.

 

Учитель ИЗО:

- А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот и они!

 

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

А) Театрализованное представление

 

Выход учащихся в русских народных костюмах под фонограмму

1-й ученик:

- Представление начинается,

Сюда все приглашаются.

Билетик купите, к нам заходите!

 

2-ой ученик:

- Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.

А кто не зайдет, со скуки пропадет.

 

1-й ученик:

- У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму еще не бывало.

А посему пора урок начинать!

 

2-ой ученик:

- Ой, какая ты ж ты сегодня красивая, видно и правда на праздник собралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется? (показывает на сарафан)

 

(Ответы учащихся)

1-й ученик:

Верно. А что представляет собой сарафан?

(Длинное, прямое платье без рукавов)

Б) РАБОТА С ИКТ

 

Учитель ИЗО:

- Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.

 

- Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут – величают красавиц?

(Марья – Моревна, Василиса – Прекрасная, Аленушка)

 

2-ой ученик:

- А еще лебедушка, утушка – голубушка – так ласково в народе называют русских женщин.

 

Учитель Музыки:

- Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.

(Просмотр видеофрагмента хоровода)

 

Учитель Музыки:

- Не зря А.С.Пушкин в своей сказке «О царе Салтане…» написал следующие строки:

   А сама-то величава,

   Выступает словно пава.

- Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности.

(Плавность, непрерывность мелодии, многократные повторы)

 

Учитель ИЗО:

- Мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и рукавам рубашки.

Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

(слайды - под народные мелодии демонстрируется картины с объяснениями)

Учитель ИЗО:

- Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству?

(На праздничные и повседневные)

 В) РАБОТА В ГРУППАХ

 

1 ряд – найти общие черты сарафанов

2 ряд – найти отличия группы сарафанов

3 ряд – найти русский народный сарафан

 

Учитель ИЗО:

- Найдите  общие черты для обеих групп.

(Одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов)

 

 Учитель ИЗО:

- Вы отличие?

(Цвет, количество и богатство украшений)

 

Г) ИСТОРИЯ САРАФАНА

 

Учитель ИЗО:

- Как, вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет?

(Одеждой крестьян)

 

Учитель ИЗО:

- Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь.

Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.

 

Д) РАБОТА СО СЛОВОМ

 

- Что такое «оберег», от какого слова произошло?

 

В конце 17 века сарафан еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из–за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» - решает вступившая к тому времени на престол Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! – носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

- А теперь, вспомните, какой цвет был на Руси синонимом красивого?

(Красный)

 

 Учитель ИЗО:

- Действительно, «красная девица», «красное солнышко» - так называли в народе что–то красивое.

Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем.

 

Учитель Музыки:

- Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни.

А о каком событии идет речь, если первая строчка песни звучит так:

- Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан.

- Конечно, о свадьбе. Молодцы! Давайте послушаем фрагмент песни «Красный сарафан» и убедимся в этом.

(Прослушивание фрагмента)

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Учитель ИЗО:

- А сейчас мы вам, ребята, предлагаем самим украсить сарафаны. Вспомните, какие бывают узоры, где они обычно размещены на сарафане.

 

 

4. РАБОТА НАД ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫМИ НАВЫКАМИ

Учитель Музыки:

- Сегодня мы говорим о сарафане не только всерьез, но и в шутку. Давайте споем шуточную песенку «Во кузнице».

(Исполнение песни с движениями)

 

ВО КУЗНИЦЕ

Русская народная песня

Во ку, во кузнице

Во ку, во кузнице

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

 

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют – приговаривают,

Они куют – приговаривают.

 

Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, сорвем, Дуня,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок,

Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок.

 

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем, сошьем Дуне,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

Сошьем Дуне сарафан, сарафан.

 

Учитель Музыки:

- Как, вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной?

(У нее задорная мелодия, быстрый темп, смешные слова)

 

- Вспомните, пожалуйста, из чего сшили сарафан Дуне?

(из лопуха)

- Молодцы, вы очень внимательные.

 

6. ИТОГ УРОКА

 

А) ВЫСТАВКА РАБОТ

 (раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе)

 

Учитель ИЗО:

- Итак, сарафан мы сшили. Ребята, скажите, что вас, сегодня вдохновляло на работу?

(Картины и музыка)

Учитель Музыки:

- А, что было центром, что объединяло и музыку, и картины, и ваши работы?

(Сарафан)

 

Учитель ИЗО:

- Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа. И чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, мы предлагаем нашу картину разместить в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

 

Б) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Восстановить слова песни по памяти и записать их в тетрадь

- Доработать рисунок в акварели, кто не успел.

 

Учитель Музыки:

- Урок окончен. До свидания!

 

(Выход учеников из класса под музыку)

 

 



 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн