Размещено: Ольга Александровна Ветелкина - пн, 04/10/2010 - 12:20
Прощание с азбукой
Оборудование. Плакат: "Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться”.
Азбука, алфавит в картинках, рисунки ребят к прочитанным сказкам.
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит песня “Если хочешь много знать...”
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, нам сразу.
Мы много книг хороших прочитаем
Пускай года пройдут и много-много дней,
И наш Букварь хорошим другом станет,
Для тех ,кто в первый класс придет теперь
Учитель
Был на речке ,на Чернильной,
Город маленький ,не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там , не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный , незлобивый,
Дружный и трудолюбивый
Буква А
Аист с нами прожил лето ,
А зимой гостил он где-то.
Буква Б.
Бегемот разинул рот :
Булки просит бегемот.
Буква В.
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Буква Г.
Гриб растет среди дорожки-
Голова на тонкой ножке.
Буква Д.
Дятел жил в дупле пустом ,
Дуб долбил как долотом.
Буква Е.
Ель на ежика похожа .
Еж в иголка, елка-тоже.
Буква Ж.
Жук упал и встать не может,
Ждет он кто ему поможет.
Буква З
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте и в розе,
Земле ,алмазе ,бирюзе,
Заре ,зиме, морозе.
Буква И.
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
Буква Й.
Йод ребенок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.
Буква К.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Буква Л.
Лодки по морю плывут .
Люди веслами гребут.
Буква М .
Мед в лесу медведь нашел ,
Мало меда, много пчел.
Буква Н.
На коне наездник мчит.
Настоящий он джигит!
Буква О
Ослик был сегодня зол –
Он узнал ,что он- осел!
Буква П.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Буква Р.
Роет землю серый крот –
Разоряет огород.
Буква С.
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Буква Т.
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
Буква У.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
Буква Ф.
Флот плывет к родной земле ,
Флаг на каждом корабле.
Буква Х.
Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.
Буква Ц.
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Буква Ч.
Часовщик ,прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Буква Ш.
Шалуны , прибавьте шагу!
Скорей несите мушкетеру шпагу!
Буква Щ.
Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыльcчищает.
Буква Ь
Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
БукваЪ
А упрямый твердый знак
Кепку носит только так.
БукваЭ.
Экскаватор землю роет,
Это школу детям строят.
Буква Ю.
Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам привез.
Буква Я.
Я сказала про себя :
-Хоккеист известный я .
Шайба прямо в цель летит-
Гол! Закончен алфавит.
Учитель.
Это русский алфавит .
Буква к букве в ряд стоит.
Дети поют частушки.
Ученик 1
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 3
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”!
Ученик 6
Мы простимся с Букварем,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Вбегает Буква “Я”.
Учитель.
Буква “Я”, а ты здесь как очутилась? Ведь ты в алфавите последняя!
Всем известно буква “Я”
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
Неизвестно?
Дети
Неизвестно!
Учитель
Интересно?
Дети
Интересно!
Учитель
Ну так слушайте рассказ!
Рассказчик
Жили в Азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
В строку не встала.
Взбунтовалась буква “Я”:
Буква “Я”...
– Я, – сказала буква “Я”, –
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква П
Проворчало “пэ”:
– Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Мягкий знак
-Нужен к ней подход особый,-
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
Буква А
_Ти-и-ше,буквы! Стыдно, знаки!-
Закричали Гласные.-
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться ,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме!-
Рассказчик
“Я” затопала ногами.
Буква Я
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы(хором).
– Хорошо!
Идем на спор.
Буква Х
_Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда,
Стало быть,
Твоя!
Буква Я
– Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А “Я”!
Рассказчик
Буква “Я” взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела –
Написать она сумела
Только:
“Я – я – я – я – я!”
Буква Х
Как зальется буква “ха”:
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!
Буква О
“О” от смеха покатилось!
Буква А
“А” за голову схватилось!
Буква Б
“Б” схватилось за живот...
Рассказчик
Буква “Я”
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы “Ю”.
Буква Ю
– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
В том чтоб все от А до Я_
Жили , как одна семья!
Рассказчик
Буква “Я”
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы “Я”!
Все участники инсценировки расходятся, а Буква “Я” подходит к учителям и взволновано говорит.
Буква Я
Я знаю, я знаю, я слышала все.
Я – якорь на яхте в реке Лимпопо.
Ведущий
Постой, не волнуйся и так не спеши,
Ты нам по порядку все расскажи.
Буква Я
На яхте пиратской я в море плыла,
Я слышала все, я все поняла.
Там был ужасный и злой Бармалей.
Он Азбуку хочет отнять у детей.
Он буквы решил у ребят утащить
И в страшной реке Лимпопо утопить.
В зал вбегают Бармалей и Пираты.
Бармалей
Кто тут вспомнил Бармалея?
Я ужасный Бармалей.
Никого не пожалею,
Даже маленьких детей.
Пираты
Больно умные вы стали,
Не боится нас никто,
Чтоб вы книжки не читали –
Все буквы сбросим в Лимпопо.
Буква Я
Как же так? Да разве ж можно
Нас всех взять и утопить?
Ведь без нас на свете просто
Невозможно будет жить!
Бармалей
Ерунда! Я вот, представьте,
Не читаю, не пишу,
И без букв противных ваших
Я прекрасно проживу.
Баста! Хватит говорить!
Мой приказ – всех утопить!
Пираты хватают буквы, то есть ребят, участвующих в сценке “Буква Я”, и уводят с собой. Буква “Я” прячется среди ребят.
Буква Я
Ну нет! Такому не бывать!
Надо буквы выручать!
Только как в огромном море
Их нам с вами отыскать?
Ой, одна не справлюсь я!
Выходят два ученика помогать в поисках. Входит Почтальон Печкин.
Печкин Телеграмма! Телеграмма! (Читает.)
Срочно! Срочно! Помогите!
От погибели спасите!
Помогите нам, ребята,
Мы на острове Пиратов.
Плыть к нам очень нелегко
Вдоль по речке Лимпопо.
Ждет вас много испытаний,
Ждет немало вас заданий,
Чтоб вы нас смогли найти,
Высылаем план пути. (Печкин достает из сумки большую карту.)
Коль не справитесь за час,
Бармалей утопит нас.
Ведущий
Ну что, друзья, поможем буквам?
Ну тогда смелей вперед! (Показывает на карте, куда надо плыть.)
Впереди пролив Загадок
Нас по плану с вами ждет.
Звучит музыка или шум ветра, плеск волн. Входит Вопросительный знак.
Вопросительный знак
Я в проливе Загадок
Рад вас видеть, рад вам всем.
Вам задам сто тыщ вопросов:
Кто? Откуда? И зачем?
Да, загадывать загадки
Я, друзья, большой мастак.
Вы меня узнали, братцы?
Вопросительный я знак.
Что стряслось? Беда какая?
Я помочь готов всегда.
Буква Я
Бармалей украл все буквы,
Наша помощь им нужна.
Вопросительный знак
Знаю я, что вам поможет.
Вы должны с собою взять
Что-то важное, такое...
Не могу я вам сказать.
Я вам должен буду только
Лишь загадки загадать.
Ну а вы в ответ мне букву
Будете должны назвать.
Буквы в слово соберутся,
Без которого в пути,
Дети вряд ли обойдутся,
Чтоб товарища спасти. (Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.)
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
Дети.Буква “Р"
Вопросительный знак
Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.
Дети.Буква “Ж”.
Вопросительный знак
С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.
Дети.Буква “Д"
Вопросительный знак
Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь...
Дети.Букву “У”.
Вопросительный знак.
Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.
Дети.Буква “А”.
Вопросительный знак
Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Дети.Буква “Б”.
Вопросительный знак.
Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.
(Все буквы написаны на карточках, дети собирают из них слово дружба )
Вопросительный знак. Получилось слово “дружба”.
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.
Ведущий.
Что ж, за помощь вам спасибо,
Мы же дальше поплывем. (Показывает на карте.)
Дальше остров необычный
Буквоешки мы найдем.
Буква Я.
Что за остров необычный?
Кто же это буквы ест?
Выходит Буква, вся перевязанная бинтами.
Буква.
Это грозный Буквоешка –
Всех он съест в один присест.
Обглодал он все словечки,
Не оставил ничего
И теперь сидит на печке,
Вы не трогайте его.
Может быть, смельчак найдется
Наши буквы починить?
А иначе очень трудно
Будет вам по морю плыть.
Надо буквы дописать,
Чтобы фразу прочитать.
На листе написано: Уд**и ва* р***та! Сч**тливого пу*и!
Буква.
Я удачи вам желаю
И счастливого пути!
И подруг моих, я знаю,
Вы сумеете спасти.
Ведущий.
Надо нам поторопиться,
Времени осталось мало.
Запевайте-ка вы песню,
Чтобы веселее стало! Ребята поют веселую песню. « Вместе весело шагать»
Буква Я.
Посмотрите, посмотрите,
Это что там впереди?
Реку камни перекрыли,
Как же нам вперед пройти?
Это вредные пираты
Нам преграды создают.
Что же делать? Неужели
Наши буквы пропадут?
Ведущий.
Я скажу вам, как нам быть,
Как сквозь валуны проплыть.
Надо кубики вот эти
Правильно расположить. (Подходит к столам с кубиками.)
Буквы пусть в слова сольются,
А словечки – в предложенье,
И магическая фраза
Нам откроет пусть движенье.
Ребята из кубиков складывают фразу:
“Знания – сила” или “Дружба горы может сдвинуть”.
Ведущий.
Мы смогли подвинуть камни
И продолжить путь вперед,
Нас волшебный остров Сказок
Впереди, ребята, ждет.
Выходят Сказочные герои, их костюмы перепутаны.
Буква Я.
Здравствуйте, вы кто, ребята?
Я узнать вас не могу.
Сказочные герои. ( Буратино со сломанным носом, Кот в сапогах без сапога)
Это злобные пираты
Перепутали все тут.
Буквы многие украли,
Сказки все перемешали.
Перепутали названья
И героев всех.
Буратино нос сломали,
У кота сапог украли,
И в веселом королевстве
Не услышать смех.
Золушка – жена Кащея,
Стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку,
Серый волк везет старушку.
Достать Дюймовочку не просто –
С Гулливера стала ростом.
Пусть ребята нам помогут
Выправить названья в сказках.
Ну а мы дадим в дорогу
Вам за это ключ – подсказку.
Сказочные герои читают перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
Снежная принцесса. (Снежная королева.)
Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
Луковый мальчик. (Чипполино.)
Свеколка. (Репка.)
Сказочные герои. Вот спасибо вам, ребята, Навели у нас порядок. И за это ключ – подсказку Вам дают герои сказок. Сказочные герои вручают палочку из свернутой в рулон бумаги. Дети разворачивают и читают.
Дети. “Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок”. Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Если палочкой волшебной
К злым пиратам прикоснетесь,
Победит добро, как в сказке,
Ну а вы домой вернетесь.
Ведущий.
Нам до острова Пиратов
Остается так немного.
Ждут нас буквы с нетерпеньем,
Отправляемся в дорогу.
Выходят Пираты. Танцуют.
Бармалей.
Ну что ж, друзья мои, пираты,
Пора нам к делу приступить.
Не забыли? Мы хотели
Эти буквы утопить!
Входят ребята, Буква “Я”.
Бармалей.
Я ужасный Бармалей!
Ненавижу я детей
Дружных и активных,
Добреньких, противных.
Вы зачем сюда приплыли?
Что вы здесь у нас забыли?
Буква Я.
Буквы наши отпускайте,
Вы их мучить перестаньте.
Если буквы вы бы знали,
Книжки б разные читали.
Бармалей.
Не нужны нам ваши книжки.
Все девчонки и мальчишки
Скоро буквы позабудут –
И пиратами все будут.
Ведущий.
Нам без палочки волшебной,
Видно, тут не обойтись.
Ну-ка, Бармалей, сейчас же
Ты хорошим становись!
Дотрагивается до Бармалея.
Бармалей.
Я... хорошим, добрым буду,
Буду книжки я читать.
А мальчишек и девчонок
Я не буду обижать.
Ведущий.
Ну что же, зло мы победили,
Спасли все буквы, и теперь
В огромном океане Знаний
Для вас всегда открыта дверь.
Исполняется песня “Книга собирает друзей в круг»
Учителя и родители поздравляют ребят.
Вместе весело шагать.
1.Спой-ка с нами ,перепелка перепелочка !
Раз иголка , два иголка –будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка!
Раз словечко , два словечко – будет песенка!
Припев.
Вместе весело шагать , по просторам (3 раза)
И , конечно, припевать только хором (3 раза).
2.В небесах зари полоска заполощется.
Раз березка , два березка будет рощица.
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка!
Раз словечко , два словечко – будет песенка!
3.Нам счастливую тропинку выбрать надобно.
Раз дождинка , два дождинка будет радуга!
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка!
Раз словечко , два словечко – будет песенка!
«До свидания , букварь»( на мотив песни « Голубой вагон»)
1.Медленно страницы мы листали в даль .
Вот уже закрыт последний лист.
« До свиданья ,- говорим тебе букварь,-
Доброго счастливого пути»
Припев.
Скатертью, скатертью дальний путь для тебя,
Много хорошего встретишь на пути.
К каждому , к каждому в дверь стучи и звони,
Много других ребят ты читать учи.
2. А учебный год бежит , торопится ,
Наши знанья набирают ход.
Ах, зачем же ты, букварь , закончился?
Мы б тебя читали целый год.
« Книга собирает друзей в круг»( « Мир похож на цветной луг».)