Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Московская архитектура 15-16 веков.

Фото пользователя Любовь Шабуняева
Submitted by Любовь Шабуняева on Wed, 06/10/2010 - 12:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шабуняева Любовь Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 12", учитель мировой художественной культуры
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 
ознакомиться с особенностями русского архитектурного искусства Московского государства XVI в.; определить роль шатрового зодчества в культурной жизни Москвы данного периода.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Рабочая тетрадь 

Используемая методическая литература: 

 Абрамов Ю., Дёмин В. Сто великих книг. Москва, «ВЕЧЕ», 2000.

Багаева Л. Культура православной России. Астрахань, 2001.    

Ключевский В. Краткое пособие по русской истории. Москва, 1992.

Используемое оборудование: 

 наглядные пособия, рисунки, аудиозаписи с церковным песнопение.

Используемые ЦОР: 

 компьютерное проецирование слайдов, интернет.

Краткое описание: 
Роль русских архитектурных произведений 15 - 16 веков велика; шатровое зодчество 16 века – уникальное направление в русской архитектуре, которым нет аналогов в искусстве других стран и народов; шатровые храмы – неповторимый вклад России в мировую культуру.

                                                                          Урок по МХК на тему: "Каменный шатер"

                                                                          

     Ход урока.

 

1.    Орг. Момент.

2.     Актуализация знаний учащихся (постановка сценки).

Слайд: Александр I.

Учитель: В 1817 году царь Александр I, увидев в Лондоне гравюру с изображением красивейшего храма, был весьма удивлен.

Александр I: Милейший. Да вы только взгляните на эту гравюру, удивительной красоты храм изображен на ней. Я хотел бы иметь такое красивое сооружение.

Англичанин: Милостивый государь. Этот собор существует уже почти 300 лет, и, прошу прощения, находится в Москве.

Александр I: Да что вы говорите?! Интересно. Как такое может быть?

(Беседа «Учитель - ученик»).

1) Давайте оценим ситуацию. (А I попал в нелепую ситуацию)

     2) Действительно, курьезный случай. Подумайте, о существовании, какого собора не знал русский царь? (о Покровском соборе)

3)    Речь действительно идет о Покровском соборе или соборе Василия Блаженного, как его еще называют в народе; построенный в далеком 16 веке он и поныне является архитектурным украшением Красной площади в Москве.

     4) Почему же царь не узнал на гравюре собор? (Варианты ответов)

- Храм, обстроенный со всех сторон другими зданиями, потерял от этого свой облик: правящие круги царской России не проявляли заботы о сохранении древних памятников и мало ими интересовались. После этого курьезного случая, произошедшего с русским императором, постройки вокруг собора Василия Блаженного начали сносить. Но только в советское время Покровский собор был полностью отреставрирован и восстановлен в своем великолепии.

- Учитывая все то, что вы сейчас увидели и услышали, подумайте, чему мы посвятим урок. (Арх. Москвы. Запись темы в тетрадь).

  1. Мотивационный этап.

- Сегодняшний урок мы посвятим московской архитектуре конца 15 – первой половины 16 веков, обратившись к истории, познакомимся с архитектурным наследием Москвы, с новым видом архитектуры – шатровым зодчеством, выполним практические задания, предложенные в специальных тетрадях, и постараемся ответить на главный вопрос урока:

Роль шатрового зодчества в культурной жизни московского государства конца 15 – первой половины 16 веков.

4.    Организация деятельности учащихся по «созданию» нового знания. (По ходу лекции учащиеся выполняют задания №1, зап. таблицу).

- Чтобы перейти к основной части урока, нам необходимо обратиться к истории.

 

I.                  Лекция.

- К концу 15 века завершается процесс объединения русских земель в единое государство.

В 1471 году новгородцы признали Ивана III «великим князем всея Руси милостивым». Москва из столицы одного княжества превратилась в столицу могучей державы. Лицом этой державы должен был стать кремль. Возрождаемое после веков засилия и разъединения, Русское государство нуждалось в символе, утверждающем его величие.

  Слайд: Успенский собор.

Таким символом становится Успенский собор – главный храм Москвы.

Слайд: Владимирский У.с. и Московский У.с.

Решено было построить У.собор в Кремле по подобию Владимирского, но шире и выше на полторы сажени. И в 1472 г.  строителями Кривцовым и Мышкиным был заложен фундамент сбора.

Время не стояло на месте – строительство шло полным ходом, но 20 мая 1474 г. собор, доведенный до высоты сводов, неожиданно рухнул.

- Причин было много, главной из которых была утрата навыков строительства монументальных зданий.

Мастера, приехавшие из Пскова, строить собор отказались (не обучены были русские мастера строительству высотных зданий). Было решено пригласить на Русь итальянского архитектора из Болоньи Аристотеля Фиораванти, который к тому времени приобрел известность своими постройками и в Италии, и в Венгрии. И что вы думаете, он немедленно приступил к возведению У. собора, как бы не так, для начала он принял решение построить кирпичный завод.

(Постановка сценки).

Р. Арх.: Уважаемый Аристотель Фиораванти, ну скажите на милость, какая необходимость в строительстве кирпичного завода?

А.Ф.: Мне нужен хороший кирпич!

Р. Арх.: Чем же вас, разрешите спросить, не устраивает тот материал, который мы вам предоставили?

А.Ф.: Если вы хотите, чтобы собор снова рухнул, то, пожалуйста, буду использовать ваш материал.

Р. Арх.: ну хорошо, что вы предлагаете?

А.Ф.: Я построю кирпичный завод, чтобы арки и своды выкладывать из легкого и прочного кирпича. Пока будет строиться завод, мы разрушим остатки рухнувшего собора, я буду строить собор заново. Я забью под фундамент дубовые сваи.

Р. Арх.: Говорят, у вас есть секретный рецепт замешивания извести, которая отличается особой прочностью.

А.Ф.: Да. А блоки белого камня, из которого сложу собор, я соединю железными «скрепами». Строить буду с помощью циркуля и линейки. Кстати, необходимо будет съездить во Владимир, я хочу взглянуть на владимирский Успенский собор. Не переживайте, уважаемый, через 4 года я поставлю собор.

- И в 1479 году пятиглавый Успенский собор засиял над Москвой.

Его высокие гладкие стены украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. В два яруса располагались узкие окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы.

В августе 1479 года на празднике Пресвятой Богородицы совершилась церемония освящения нового собора, который с того дня долгие столетия стал средоточением русской государственной и церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари и провозглашались важнейшие государственные акты, здесь располагались гробницы митрополитов и патриархов.

II. Обобщающая информация о монументальном строительстве на территории Москвы.

- В этот период со всей Руси свозят в Москву лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство собирают лучших мастеров, которые работают рядом с приглашенными из Италии инженерами и архитекторами. Появляются существенные технические новшества: наряду с белым камнем используют кирпич, начинают применять подъемные механизмы и т.д. Московское искусство становится общерусским национальным искусством. Появляются такие архитектурные сооружения, как …

Слайды: Башня и стена кремля, Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Благовещенский собор

Укрепление экономики государства привело в 16 веке к интенсивному развитию монументального строительства на всей его территории.

/ Поверка правильности заполнения таблицы, по ходу делается вывод/

- Была ли необходимость в строительстве Успенского собора, ведь столько сил, времени и  денежных средств на это было потрачено? (Да, безусловно, Московское государство  нуждалось в символе, утверждающем его величие).

 

III. Знакомство с шатровым зодчеством.

 

 

В 16 веке построено больше каменно – кирпичных сооружений, чем за все предшествующие шесть веков развития русского монументального зодчества.

 - Появляются разнообразные типы церковных зданий. Первая половина века ознаменовалась расцветом шатрового типа храма.

Для того, чтобы верно выполнить практическое задание №2, послушайте информацию о шатровом типе храма.

После многовекового господства византийского типа крестово-купольного храма, в России стали выдвигаться каменные шатровые церкви без внутренних столбов, с единым внутренним пространством. Корни каменной шатровой архитектуры уходили в народное деревянное шатровое зодчество. Дело в том, что издавна на Руси рубились высокие восьмигранные дозорные башни. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра. В шатровых храмах олицетворялась устремленность вверх, к богу. Кроме того, они служили своеобразными ориентирами, по которым издалека узнавалось поселение.

В практическом задании №2 предложены опорные слова для составления определения понятия «шатровый храм»; составьте определение.

/ Учитель корректирует устные варианты, в тетрадь записывается единое верное определение /.

Шатровый храм – это русская церковь башнеобразной формы, завершенная шатром – островерховой многогранной крышей, обычно довольно сильно вытянутой в вышину.

      Теперь вам известно, что такое шатровый храм, осталось выяснить, как он выглядит.

      Задание №3.

- Перед вами текст. Прочитайте его, прибавьте услышанную сегодня краткую информацию о шатровом зодчестве, плюс определение шатровый храм, и в рамке, которая находится справа от текста, создайте эскиз шатрового храма. / двое учеников работают у доски /.

Слайд: церковь Вознесения в царском селе Коломенском.

Лекция.

- Одним из первых и самых великолепных памятников шатрового зодчества стала церковь Вознесения в с. К., которая была построена в период с 1530 по 1532 годы. Повелел ее построить Василий III в честь рождения первенца – будущего Ивана Грозного. К сожалению, имя гениального зодчего, построившего храм, до нас не дошло.

- Но летописец отмечает: «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою, и светлостью, такова не бывша прежде сего на Руси».

/ Беседа «учитель - ученик» /

1.                     Из чего складывается композиция? (подклет, четверик, восьмерик, шатрик с главкой).

2.                     Сколько ярусов кокошников мы видим? (тройной ярус).

3.                     Какую роль играют кокошники? (переводят усложненный четверик основного столпа в вырастающий над ним восьмигранник).

4.                     Какие детали указывают на принадлежность здания к храму? (церковная главка).

5.                     Что мы видим на уровне подклета? (храм окружают открытые галереи-гульбища).

- Устремленность храма вверх подчеркивает 60 –метровая высота храма. При огромной высоте церкви, ее площадь, предназначенная для молящихся, невелика.

Музыкальное сопровождение.

Замечательный французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в подмосковном с. К.  в середине19 века, писал: «Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес… Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой – то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

- Вот такие чувства охватили Гектора Берлиоза, когда он впервые увидел церковь Вознесения в с. К. Какие чувства охватывают вас? В задании № 4 у вас есть возможность либо письменно, либо в виде рисунка изложить свои мысли по этому поводу.

 / Задания повышенной сложности получают несколько учащихся; для остальных ответ произвольный. Заслушиваются ответы /.

 

IV. Покровский собор.

Слайд: Покровский собор.

 - В 1554 году двумя русскими зодчими Бармой и Постником был заложен храм Покрова на рву память о взятии Казани войсками Ивана Грозного, происшедшем в день праздника Покрова. Почему храм Покрова на рву называют еще собором Василия Блаженного? (Так называется один из пределов храма). В народе его называют храмом В. Б. по имени известного московского юродивого, погребенного в 1552 году у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на месте собора. В 80-ых  годах была сооружена пристройка, которую посвятили В. Б.

Идея постройки каменного многопредельного храма родилась не сразу. Сначала была построена только одна каменная церковь, которая была окружена семью деревянными приделанными церквами. Однако, быстро возведенные деревянные приделы не удовлетворили Ивана IV. Он пригласил 2 года спустя талантливых русских мастеров Барму и Постника и повелел им вокруг каменной церкви построить 8 церквей – приделов (придел – пристройка к церкви, в которой может происходить богослужение).

Поскольку храм был задуман как памятник, зодчие сделали акцент на внешней композиции сооружения. Центральная башня увенчана большим шатром с главкой; по сторонам света расположены 4 больших храма, а по диагонали – 4 малых и все 8 храмов несут яркие, своеобразные купола. Памятник имеет праздничный, ликующий облик и мало походит на традиционное культовое сооружение. Нет таких двух точек обзора, с которых он бы смотрелся одинаково.

Но вот еще интересная особенность храма: его великолепный внешний вид совсем не соответствует внутреннему убранству: внутри тесно, темно и неудобно. Приезжавшие в те времена иностранцы, восхищаясь храмом, замечали, что он построен «скорее как бы для украшения, чем для молитвы».

 /Задание № 5. Учащиеся  устно отвечают на вопросы, комментируют /.

VI. Проверка домашнего задания.

 / Для выполнения д./з. выбраны две группы учащихся по 4 человека в каждой, которые разрабатывали проекты по теме предстоящего урока. Темы проектов: «Храмовая архитектура будущего», «Интерьер храма будущего».

5.                    Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

/ Задание №6. Учащиеся пишут сочинение- миниатюру на тему: «Роль шатрового храма в культурной жизни московского государства». На написание сочинения – 10 минут.

6.                    Контрольный этап.

После завершения работы заслушиваются несколько сочинений. Все приходят к выводу, что роль русских архитектурных произведений 15 - 16 веков велика; что шатровое зодчество 16 века – уникальное направление в русской архитектуре, которым нет аналогов в искусстве других стран и народов; что шатровые храмы – неповторимый вклад России в мировую культуру.

Запись вывода по уроку в рабочую тетрадь.

Д.З. Ответить на вопрос: Какое русское архитектурное произведение 16 века, на ваш взгляд, ярче других характеризует свое время?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Тетрадь к уроку Москва.docx 14.36 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн