2 этап. Сообщение темы, целей урока и мотивация учебной деятельности.
3 этап. Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний.
4 этап. Ознакомление с новым материалом.
5 этап. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
6 этап. Постановка задания на дом
7 этап. Контроль.
8 этап. Подведение итогов урока.
9 этап. Выставление оценок.
Мультимедийная разработка используется в течение всего урока.
Ход урока
1 этап.Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Здравствуйте. Слово предоставляется дежурному.
2. Устный счет.
Молодцы! Переходим к математической разминке.(слайд 2-3)
2 этап. Сообщение темы, целей урока и мотивация учебной деятельности (слайды № 4-5).
Знаете ли Вы, как выставляются четвертные оценки? А как найти средний балл выпускников по математике? Какой размер женской обуви самый покупаемый? Сможет ли человек жить на Меркурии? А ответы на эти и на многие важные в жизни вопросы Вы найдете на сегодняшнем уроке. Тема урока – «Статистические данные». Вы узнаете о науке статистике и ее применении в жизни. Будьте внимательны, будьте активны – и удача улыбнется Вам, дорогие мои ученики.
3 этап. Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний.
1. Сообщение ученика. Тема «Наука статистика». Слайд №6. Гиперссылка «Статистика».
Лебедева Ольгаприглашает Вас в мир науки статистики. Она расскажет Вам о происхождении этой науки, значении слова, видах статистики, сформулирует определение понятия «статистика».
2. Разминка ума. Слайд №7.
Ребята, давайте решим интересную задачу.
Ученик получил в течение четверти следующие отметки по алгебре 5, 2, 4, 5, 5, 4, 4, 5, 5, 5. Какую четвертную отметку поставит ему учитель?
Большинство учащихся находят ее путем сложения этих чисел и делением полученной суммы на их количество. После чего дадут следующий ответ: «4», так как
(5+ 2+ 4+ 5+ 5+ 4+ 4+ 5+ 5+ 5): 10=4,4 (слайд №7)
4 этап. Ознакомление с новым материалом.
1. Работа по теме урока. Слово учителя с элементами беседы и решения занимательных задач.
·Число 4,4 называется средним арифметическим, так как
средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество (записать в тетрадь) Слайд №8.
·Рассмотрим следующую ситуацию. Слайд №9.
Ученица 7 класса Иванова Таня следит за своими отметками и точно знает, что в этой четверти получила 5, 5,4,5,4,5, 4,5,5,4,5. Она знает, что его четвертная отметка - 5, так как число 5 встречается чаще, чем число 4. Если бы Таня знала еще одну статистическую характеристику, она бы ответила: «Модой моего ряда чисел является число 5.
·Мода - это число ряда, которое встречается в этом ряду наиболее часто (записать в тетрадь). Слайд №10
·А какое число является модой данного ряда? (Слайд №11)
·Итоги анкетирования на тему «Мой любимый предмет» таковы.(Слайд №12).Определите учебный предмет, который является модой данного ряда, но числового.
·Найдите. пожалуйста, среднее арифметическое и моду ряда чисел 11, 12, 11, 11, 12, 12. (Слайд №13).
Вторая часть вопроса вызовет затруднение, потому что моды у ряда может и не быть.
2. Решение задачи. Слайд № 14.
В магазине в течение дня производился учет размеров пар купленной обуви. Были получены следующие результаты:
Размер
35
36
37
38
39
40
41
42
43
Количество пар
5
9
10
5
2
2
8
3
4
Чему равна мода ряда размеров? Что характеризует этот показатель?
Мода – показатель, наиболее часто встречающийся в статистике. Одним из наиболее частых использований моды является изучение спроса. Предварительно изучается спрос и выявляется мода - наиболее часто встречающийся заказ.
Однако, нахождение среднего арифметического или моды далеко не всегда позволяет делать надежные выводы на основе статистических данных.
Физкультминутка
А сейчас мы с вами отправимся в космос, посетим планету Меркурий. Но до полета надо размяться, привести себя в форму, космическую.
3. Игра «Полет в космос» (Слайд №15)
Известно, что на планете Меркурий средняя температура +15°. Можно предположить, что при таком статистическом показатель, возможна жизнь человека на этой планете. Но на самом деле температура на Меркурии колеблется от -150º до +350°. Для температуры на Меркурии размах равен 350° – (-150°)=500°, такого перепада температур человек выдержать не может.
Размах - разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных (записать в тетрадь). Слайд № 16.
5 этап. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
1. Игра «Угадай». (Слайд №17).
Из ряда чисел угадайте наибольшее, наименьшее. Определите, чему равен размах ряда чисел?
2. Фронтальный опрос. Слайд № 18.
Кто быстрее и точнее даст ответы на эти вопросы?
n Перечислите статистические характеристики.
n Дайте определение среднего арифметического ряда чисел.
n Что называют модой ряда чисел?
n Как называется разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных?
3. Решение задачи. Слайд № 19.
В этом году выпускники 11 класса на ЕГЭ по математике получили такие баллы. Найдите средний балл, размах и моду ряда оценок.
4.Работа по учебнику. №167.
6 этап. Постановка задания на дом. Слайд № 20.
№ 168, 171, 184.
7 этап.Контроль.
1.Тестирование. Слайды № 21.
Предлагаю тест. Проверим, как мы усвоили тему урока, умеем ли применять полученное знание на практике?
№1. Найдите среднее арифметическое ряда чисел
4, 7, 6, 1, 2, 8, 9, 11
1) 11 2) 8 3) 50 4) 6
№2.Найдите моду ряда чисел
12,13,13,15,19,13,12,14,12,14,13
1) 14 2) 13 3) 19 4) 12
№3. Найдите размах ряда чисел
293, 812, 90, 2, 373, 28, 28
1) 810 2) 812 3) 2 4) 28
№4. Найдите моду ряда чисел
18, 18, 18, 18, 18, 18, 18, 18, 18
1) 0 2) моды нет 3) 18
№5. В течение четверти Лена получила следующие отметки по алгебре:
3 двойки, 2 тройки, 4 четвёрки, 1 пятёрку.
Какую статистическую характеристику Лена предпочла бы при выставлении четвертной отметки?
1) Среднее арифметическое 2) Мода 3) Размах
8 этап.Подведение итогов урока.
Ребята, скажите, пожалуйста, нужна ли наука статистика? Применимы ли знания, навыки, полученные при изучении данной темы, в жизни?
9 этап. Выставление отметок. Слайд 22-23.
Спасибо Вам, дети, за урок. Я буду рада, если полученные на уроках математики знания помогут Вам в жизни при решении проблем. Вы – молодцы. Особо хочу отметить Степанову Марию – выступление было содержательное, сопровождалось информационной презентацией – «5». Полные и правильные ответы давали …