Программа элективного курса по математике " Процентные расчеты в задачах ГИА" для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Submitted by Зульфия Марсовна Шарафеева on Sat, 23/10/2010 - 12:30
Программа элективного курса по математике « Процентные расчеты в задачах ГИА»
для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Структура программы
Программа является обучающей и содержит:
Ø -Пояснительную записку
Ø -Цели курса
Ø -Содержание курса
Ø -Примерное тематическое планирование
Ø - Требования к умениям и навыкам
Ø -Литературу.
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы
« Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задания задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс «Процентные расчеты в задачах ГИА» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
Ø -сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
Ø -способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации;
Ø Сформировать умение применять знания в практике.
Задачи курса:
Ø - сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
Ø -решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
Ø -привить учащимся основы экономической грамотности;
Ø - помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Также рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений и расчетов в повседневной жизни. Задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи для работы в классе и задачи для самостоятельного решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-понимать содержательный смысл термина « процент» как специального способа выражения доли величины;
-уметь соотносить процент с соответствующей дробью ;
-знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
Всего часов
В том числе
Форма контроля
лекция
практика
семинар
1.
Проценты. Задачи на проценты.
2
0,5
0,5
1
2.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях
2
1
1
3.
Химия и проценты.
2
1
1
4.
Решение задач КИМов ГИА по математике
2
1
1 (тест)
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (2 часа).
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях ( 2 часа).
Тема 3. Химия и проценты (2 часа)
Тема 4. Решение задач КИМов ГИА по математике. Тест. ( 2 часа)