Цель урока:способствовать закреплению знаний детей о правописании местоимений с предлогами; систематизировать и обобщить полученные знания детей о местоимении.
Задачи урока:образовательная: закрепить и обобщить знания детей о местоимении; выявить роль местоимений в нашей речи;
воспитательная:воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку;
Материалы и оборудование:доска, карточки, рабочие тетради детей, памятки.
Тип урока:урок повторения.
Методы:наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.
Приемы и формы работы:фронтальная.
Основные понятия темы:местоимение.
Ход урока.
Ребята сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие, в страну Местоимению. На доске вы видите маршрут нашего путешествия.
I.Итак, первый этап, который мы должны преодолеть это «Озеро Чистописание». Чтобы переплыть озеро, мы должны красиво и правильно написать.
На доске: по про у к для
Прочитайте, слова на доске. Как они называются? Какое соединение нужно применить при написании предлогов по, про, для. Нужно выйти к доске и подчеркнуть, те места, где мы будем писать нижнее соединение и верхнее.
Как пишутся местоимения с предлогами? Зачем нам нужно это знать?
Ну вот мы и переплыли озеро.
II.Дальше мы попадаем в «Лес премудрости»
Лесные жители предлагают вам прочитать эти предложения и ответить.
- Какие премудрости вы заметили?
На доске:
Журчит под деревом ручей. Ручей торопится к реке.(Существительное ручей повторяется).
- Как этого избежать? (Во втором предложении существительное РУЧЕЙ заменить личным местоимением ОН )
- Почему мы это сделали? (Чтобы избежать повторов)
Спишите в исправленном виде.
- Что такое местоимение?
(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)
- Какие слова называют местоимениями?
( Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)
- Как их еще называют?
( Личными)
- Почему их называют личными?
( Указывают на лицо, которое участвует в речи.)
- Как их еще – называют?
( Местоимение – существительное.)
Какую роль играет местоимение?
(Местоимения помогают объединить предложения в связанный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи.)
- Выполнить разбор предложения по членам предложения и частям речи.
- Какими членами предложениями может быть личное местоимение?
(Подлежащим, дополнением.)
III. Молодцы, этот этап мы преодолели, и следующий пункт нашего путешествия «Поляна загадок».
-Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.
Часто местоимения встречаются в шарадах. Давайте попробуем и мы их отгадать.
Шарада -загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
1 ученик.
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье - слог второй,
А в целом - столик школьный твой. (парта)
2 ученик.
Первый слог - личное местоимение,
Второй - детская болезнь.
А целое - тот предмет, который в море
Выбрасывают, когда он нужен.
И поднимают, когда он нужен. (якорь)
3 ученик.
Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета. (я-блок-о)
4 ученик.
Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:
«Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?
(Они вы – мы – ты).
IV.Ну вот и поляна закончилась, у нас на пути «Гора Грамотности», но перед трудным восхождением, сделаем привал.
Физминутка.
Я, ТЫ, ОН, ОНА –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я.
Сели тихо.
- Что услышали в стихотворении Роберта Рождественского? (личное местоимение)
- Что имеют личные местоимения? (три лица и два числа.)
- Назовите местоимения по лицам,
(1лицо – я –мы – указывают на говорящее лицо
2лицо – ты –вы - указывают на лицо, к которому обращена речь
3лицо он – она – оно –они – указывают на предмет или лицо, о котором говорят
Местоимения изменяются по родам
он –м.р.
она – ж.р.
оно – с.р.
Во мн. ч. местоимения не измен. по родам.)
V.Молодцы, теперь мы можем отправиться покорять «Гору Грамотности». Для преодоления этой горы нам потребуются внимание и знания.
Прочитайте отрывки из стихотворений( у каждого на парте). Спишите, местоимения данные в скобках, употребите в нужной форме. Определите падеж местоимений. Чтобы выполнить задание без ошибок, воспользуйтесь памяткой.
Вот этот стол – сосновый стол,
К ( мы) из лесу пришёл.
(Я) хорошо, колосья раздвигая,
Прийти сюда вечернею порой.
Ласточка с весною
В сени к (мы) летит.
Солнце жарче припечёт,
Небо дождь на (мы) польёт.
Проверяем:
Вот этот стол – сосновый стол,
К нам из лесу пришёл. (Д.п.)
Мне хорошо, колосья раздвигая, (Д.п.)
Прийти сюда вечернею порой.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.(Д.п.)
Солнце жарче припечёт,
Небо дождь на нас польёт.(Р.п.)
Какой вывод можно сделать?
Личные местоимения изменяются, как им. сущ., по падежам, т. е. склоняются.
Предлоги перед местоимением, как и перед другими словами, пишутся отдельно. У местоимений не бывает приставок.
После предлогов в начале местоимения 3 – го лица в косвенных падежах пишется Н для благозвучия.
- Молодцы! Но мы ещё не преодолели гору. Нам предстоит выполнить ещё одно задание.
- Из данных местоимений с предлогом вычеркнуть те, которые употреблены неверно( у каждого на парте)
ОКОЛО НЕГОВОЗЛЕ НЕЙ
К НЕЙ У НЕЁ
К ЕМУ ДЛЯ НЕЁ
У НЕЙОТ НЕЙ
К НЕМУК ЕЙ
Какой вывод можно сделать:Местоимения 3 лица с предлогами в устной и письменной речи нужно употреблять правильно.
VI. Ну вот мы и преодолели «Гору Грамотности», а теперь можно отдохнуть в прохладной «Пещере развлечений». Она так называется, потому что в ней живут гномы, которые любят задавать хитрые и весёлые вопросы. И для нас они кое-что приготовили.
- Каким гребнем головы не расчешешь? (Петушиным).
- Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского, другое женского рода, третье - среднего.
Поможет вам ответить на этот вопрос стихотворение.
(Стихотворение читает ученик наизусть).
Он, Она, Оно
Мое стихотворение –
Про местоимения...
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей...
А стемнеет - ОН придет.
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет долькою лимонной.
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...
- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)
- Как правильно сказать: ( у каждого на парте)
·у рыбов нет зубов,
·у рыбей нет зубей
·или у рыб нет зуб.
(У рыбы нет зубов)
VII. А сейчас мы проверим ваши полученные знания о местоимении, через проведение небольшого теста. Тесты лежат у каждого на парте. Прочитайте задания. Кому что не понятно?
Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На
… старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела.
3. Поставь местоимения в нужном падеже.
С (вы) - ……….
На (ты) - ……….
О (они) -……….
Итак, мы многое узнали о стране Местоимение и прошли её всю.
Дорогие ребята!
Я поздравляю Вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну слов.
VIII.- Итог урока.
- Какую же роль играют местоимения в нашей речи?
Местоимения помогают объединить предложения в связанный текст, избежать повторений одних и тех – же слов в речи.
Если вам понравился урок, то на своих листочках с заданиями, нарисуйте солнышко, а если не очень понравился, то нарисуйте облачко.
Листочки в конце урока собираются, материал проверяется и выставляются оценки за урок.