Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературного чтения по теме «Е.Шварц «Два брата»

Размещено: Ирина Владимировна Серикова - ср, 27/10/2010 - 18:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Серикова Ирина Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ Антиповская СОШ. Учитель начальных классов.
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему. 2.Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение. 3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности. 4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемое оборудование: 

учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

 
Краткое описание: 
Урок по образовательной системе "Школа 2100"

Тема урока: сказка Е.Л.Шварца «Два брата».

Цели: 1.Знакомство с новым произведением, учить давать жанровую характеристику сказки ,определять тему.

2.Способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, развивать творческое воображение.

3.Работать над укреплением памяти, внимания, сообразительности.

4.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.

Оборудование: учебники, Толковые словари Ожегова, проектор, выставка книг Е.Шварца.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Форма урока: творческая литературная мастерская.

Ход урока.

1.Организация класса.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

- Чему нас учат уроки литературного чтения? – Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям.

-Каким вы хотите видеть наш урок? – Интересным, творческим, полезным.

 

-Какие цели вы поставите перед собой? – узнать что – то новое, выразительно читать, бегло, узнать значение новых слов.

- А что будем развивать? – устную речь, воображение, умение думать.

_Чтобы получился хороший творческий урок какие качества мы должны проявить? – Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.

Итак, начинаем наш урок.

1 Проверка домашнего задания.

Каждая группа готовили сообщение о писателе Е.Л. Шварце. ( слайд с портретом писателя) по темам:

1. Язык произведений Е.Шварца.

2.Каким человеком был Е.Шварц

3.Чему учат произведения Шварца.

(выступают 3 человека от каждой группы)

-Что – же писал Шварц для детей? – Сказки.

-Дайте характеристику этому жанру и уточните какая это будет сказка. – Авторская литературная сказка. – В сказках есть волшебство, превращения, добро побеждает зло.вымысел. магические числа (3). В авторской сказке автор переживает за добрых героев, сами герои похожи на живых людей, каждый со своим характером.

2. Работа с текстом до чтения.

(На экране : иллюстрация, название сказки, автор) – Сегодня нас ждет встреча с произведением Е.Шварца «Два брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

- О братьях…

- Знаете ли вы другие сказки с таким названием? – Л.Н.Толстой «Два брата».

-Чем закончился спор двух братьев? Как вы думаете. похожи ли эти сказки? Сравните их по времени написания. – Главное в сказке Толстого: у каждого в жизни свой путь.

-После знакомства с текстом, вы сможете проверить свои предположения.

3.Работа с текстом во время чтения.

Девизом нашей работы возьмем слова «Кто много читает ,тот много знает.»

- Как вы его понимаете?

- Сейчас вы в группах самостоятельно прочитаете 1и2 главы. Решите самостоятельно, как вы будете читать (вполголоса, по абзацам,»по цепочке», с сокращением). Слова с непонятным значением выделяем, чтобы потом узнать, что они означают. Что поможет нам в этом?

- Толковые словари.

Выберите, кто у вас в группе сделает эту работу. После чтения текста каждая группа готовит вопросы. («Вопрос – ответ») 1группа готовит вопросы по 1 главе, 2 по второй, а 3 группа составит вопросы, которые можно было бы задать автору.

4.Работа с текстом после чтения.

Вопросы 1 группы.

- Можно ли начало сказки назвать сказочным?

-Что веселило лесничего, а что огорчало?

-Что заставило Старшего дать честное слово? –Почему Старшему не хотелось играть с Младшим ? – Что страшного в словах «оставь меня в покое»?

- Можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?

- Почему необычные имена Старший и Младший?

Вопросы 2 группы.

-Что нового узнали о Старшем?

Красив ли ледяной лес?

- Что сказочного, а что реального в сказке?

Вопросы 3 группы.

- Зачем сказочник второй раз называет количество лет мальчика?

- Как автор относится к Старшему брату?

- Почему автор сравнивает деревья с живыми существами?

- Как автор относится к отцу?

У. Оправдались ли ваши предположения? Назовите признаки сказки, которые вы встретили.

5. Физминутка.

Ребята, какие цели мы выполнили ,какую работу проделали? (познакомились с новым произведением, учились задавать вопросы, развивали навык беглого чтения ,память).

- Посмотрите на доску, какую цель вы еще ставили перед собой? ( Развивать навык выразительного чтения.)

-А для этого найдите в тексте отрывки, которые можно прочитать по ролям и в группах распределите роли , подготовьте чтение. Мы послушаем каждую группу.

- Как вы будете читать ,чтобы было интересно? (С чувством, постараемся передать настроение героев, их характер, замысел автора)

(Выступления учащихся)

6. Творческая работа.

Мы с вами находимся в творческой мастерской и у вас сейчас будет очень интересная работа. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.

3 группа попробует придумать свою версию финала сказки.

1 группа  восстановит последовательность событий прочитанного текста. (Работа на компьютере)

 Отъезд родителей в город.

Брат пропал бесследно.

 Семья лесничего.

 Дальше и дальше от дома.

 Возвращение родителей.

 Ссора братьев.

 Дальше и дальше от дома.

Обещание Старшего.

Поиски брата.

 Старший в ледяном лесу.

3 группа составит словесное рисование ледяного леса и реального леса.

-Какие приемы можно использовать для создания художественного текста? – Сравнения, эпитеты, олицетворение.

Каждая группа отчитывается о своей работе. Другие группы проверяют, выслушивают.

- Кто хочет сказать доброе слово о работе своих товарищей?

- Молодцы. А вот какова версия автора мы узнаем на следующем уроке.

-За время работы вы отметили слова с непонятным значением и искали их в Толковом словаре.

Какие это были слова?

7. Рефлексия.

- Что сегодня узнали нового на уроке? Подтвердилась ли поговорка, которую мы брали девизом урока «Кто много читает, тот много знает». Докажите, как это проявилось на сегодняшнем уроке.

- Достигли ли вы целей ,которые ставили перед собой сегодня? На каких этапах урока?

Оцените работу друг друга в группе, дайте советы, кому над чем поработать.

8 Домашнее задание. ( слайд)

Выберите себе домашнее задание:

1. Пересказ 1 и2 частей.

2.Составить словесный портрет братьев.

3. Дочитать сказку до конца.

4. Подобрать пословицы о семье.

5.Можно придумать свое задание самостоятельно.

9.Какое настроение у вас после урока? Подойдите к доске и возьмите смайлик со своим настроением.

- Спасибо всем за прекрасное общение на уроке!

 

 
Прикрепленный файлРазмер
Тема урок1.docx27.55 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория