Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Показательная функция, ее свойства и график

Размещено: Людмила Леонидовна Бывалина - вс, 31/10/2010 - 13:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бывалина Л.Л.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с.Киселевка, учитель математики и физики
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Цель урока: 
Образовательные: повторение и закрепление учебного материала, коррекция, углубление, расширение знаний по теме «Показательная функция, ее свойства и график», включение в активную познавательную деятельность. Развивающие: развитие графической культуры, математической речи, формирование алгоритма рефлексивного мышления. Воспитательные: воспитание активности, самостоятельности, толерантности.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.     Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10-11 кл. общеобраз. учреждений/ Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.- М.: Просвещение, 2004.

2.     Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике: Кн. для внеклассного чтения  IX-X кл. – М.: Просвещение, 1985.

3.     Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб.статей / сост. Е.Г.Глаголева, О.С. Ивашев-Мусатов. – М.: Просвещение, 1980.

4.     Панишева О.В. Применение показательной функции. Журнал «Математика в школе», №5 2001.

5.     Удальцова А. Диктанты по алгебре и началам анализа. Газета «Математика» №2, 2005 с.21; №3, 2005 с.20

 

 

Используемое оборудование: 

интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Урок с межпредметными связями (физика, биология)по теме "Показательная функция. Её свойства и график"
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

ТЕМА УРОКА. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК.

Цели урока:

Образовательные: повторение и закрепление учебного материала, коррекция, углубление, расширение знаний по теме «Показательная функция, ее свойства и график», включение в активную познавательную деятельность.

Развивающие: развитие графической культуры, математической речи, формирование алгоритма рефлексивного мышления.

Воспитательные: воспитание активности, самостоятельности, толерантности.

 

 

                                          Ход урока.

                                                Некоторые наиболее часто

                                                                 встречающиеся виды трансцендентных

                                                                функций, прежде всего показательные,

                                                 открывают доступ ко многим

                          исследованиям.

                                    Л.Эйлер.

 

 

1. Самоопределение к деятельности, стимулирующее начало.

- Здравствуйте, ребята! Поразительна быстрота, с которой размножаются животные и растения, если они попадают в благоприятные условия, т.е. почти не имеют естественных врагов и находят вдоволь пищи. Достаточно было выпустить в Австралии на волю пару кроликов (раньше они там не водились), чтобы  через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. А когда один южноамериканский ученый выпустил несколько экземпляров выведенного им гибрида африканских и местных пчел, рои новой породы стали занимать одну территорию за другой, распространились по всей Южной Америке и сейчас почти полностью вытеснили ранее существовавшие там виды пчел.

? Неужели это все связано с математикой? Причем здесь показательная функция? На эти и другие вопросы мы узнаем ответ в течение урока.

-Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке. Чему мы научились?

- Вы хорошо работали на прошлых уроках, но вы можете сказать, что у вас, у всех все получалось, вы не допускали ошибок при выполнении заданий? (Нет)

-Сегодня мы продолжим работать с показательной функцией, исследовать ее свойства, применять их для сравнения выражений, учиться строить более сложные графики показательной функции (графики с модулем), узнаем о применении показательной функции в физике, биологии, экономике и других областях. Если кто-то из вас будет допускать ошибки, ваша задача: найти эти ошибки, понять, почему вы их допустили, и исправить их.

-Для успешной работы на уроке повторим основные понятия и алгоритмы, которые мы сегодня будем использовать.

2. Актуализация знаний, локализация затруднений.

Учебный диалог.   

·        Расширение понятия какой функции привело к появлению показательной функции? (степенной функции)

·        Какая функция называется показательной?

·        Назовите область определения и множество значений функции  .

·        Укажите промежутки монотонности функции при а>1, при 0 < а <1.

Устная работа.

·        Какие из перечисленных функций являются показательными:

у = 2х   ;  у = х ;  у = (-5)х   ;  у = πх  ;  у = (2х-7)2               ?

·        Какие из показательных функций являются возрастающими, а какие убывающими:

  ;    ;      ;     ?

·        Есть ли среди всех значений функции   у = 3х    наибольшее?

·        Сравните значения выражений:

 ;    ;  

·        Укажите график функции  у = 0,5х  ;  у =  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие затруднения были при выполнении заданий? Каковы их причины?

 

3. Включение в систему знаний (отработка имеющихся умений и формирование новых)

Задание 1. Построить графики функций   (работа в парах на месте и два ученика у доски работают на откидных досках)

1 вариант   у =   ;  у =  2х+1   ;  у =   +1

2 вариант  ; ; 

1 вариант

2 вариант

Функция

График

Функция

График

 

 

у =  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у =  2х+1

 

 

 

 

 

 

у =   +1

 

 

По окончании работы проверка правильности построения графиков и обобщение результатов.

- Что произошло с графиками функций?

- Укажите множество значений функций.

- Укажите точку пересечения каждой функции с осью ординат.

- Какой сдвиг испытают графики функций      у =  2х-1   ;   у =   -1 вдоль осей координат ?

 

Задание 2. Построим график функции    у =  2 ׀‌‌‌‌х׀  (учитель показывает на доске решение)

По определению модуля

 

                      у =   , если  х ≥ 0

       2 ׀‌‌‌‌х׀  =

                            у =  2 -х  , если х < 0

 

 

Задание 3. (Групповая работа с последующей самопроверкой по образцу) Построить графики функций  

1 и 3 группы: у =  3 ׀‌‌‌‌х׀   ;  у =  3 ׀‌‌‌‌х-2׀  ;  у =  ׀‌‌‌‌3х - 2 ׀ 

                               1б.                2б.                         3б.

 

2 и 4 группы :  ;  ;

1б.                2б.                         3б.

 

 

у =  ׀‌‌‌‌3х - 2׀

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Расширение информационного поля учащихся, установление межпредметных связей.

Применение показательной функции.

Рост народонаселения. Изменение числа людей в стране на небольшом отрезке времени описывается формулой     , где  N0  - число людей  в момент времени t=0, N – число людей в момент времени t,  a – константа.

 

Диагностика заболеваний. При диагностике почечных болезней часто определяют способность почек выводить из крови радиоактивные изотопы, причем их количество в крови падает по показательному закону.

 

Барометрическая формула. При постоянной температуре давление воздуха убывает с убыванием высоты над уровнем моря по закону

, где  p0 – давление на уровне моря (h =0), p – давление на высоте  h, H -  константа, зависящая от температуры воздуха.

 

Формула разрядки конденсатора. Если начальное напряжение на конденсаторе равно U0, то конденсатор будет разряжаться по закону 

      , где  t – время, в течение которого разряжается конденсатор,  R – сопротивление, C – электроемкость конденсатора.

 

Радиоактивный распад.

После открытия радиоактивности в опытах Беккереля и супругов Кюри возник вопрос, по какому закону происходит распад атомов? Оказалось, что количество распадающегося за единицу времени вещества всегда пропорционально имеющемуся количеству вещества.

Физики назвали промежуток времени, в течение которого распадается половина всех имеющихся атомов, периодом полураспада данного вещества. Этот период различен для разных веществ: для урана-238 он равен 4,5 млрд лет, для радия – 1620 лет, для полония – 84 года, для цезия-137 – 31 год, для иода-131 – 8 суток.

Например, за время равное 4,5∙109 лет при распаде урана-238 распадается половина от начального числа атомов, т.е. при увеличении времени на 4,5 миллиарда лет число атомов уменьшается в 2 раза.

Задание. Сделать аналитическую запись формулы радиоактивного распада, обозначив начальную массу вещества М. Изобразить схематически график функции.

у

М

х

Ответ.          или      

 

 

  За правильно записанную формулу и верно выполненный график по  0,5б.

 

0

 

 

Потери силы тока. При передаче электроэнергии по подводному кабелю потери в силе тока за счет утечки в воду пропорциональны длине кабеля.

Например, на каждом километре сила тока уменьшается на 0,5%. Тогда при увеличении расстояния от источника энергии на 1 км сила тока будет изменяться в отношении 1: 0,995

Задание. Сделать аналитическую запись формулы, выражающей зависимость силы тока от расстояния. Изобразить схематически график функции.

0

1

у

х

Ответ.        

 

 

 

 

 

 

Органический рост

·       При искусственном выращивании каких-либо микроорганизмов (например, при разведении дрожжей или кефирных грибков на заводах, при изготовлении пенициллина, при выращивании в лаборатории какого-либо  вида клеток для научных исследований), когда обеспечиваются особо благоприятные условия для жизни организмов (постоянная температура, наличие достаточного количества питательных веществ, «жизненное пространство» и т.д.), размножение клеток идет так, что за некоторый  определенный промежуток времени (длина митотического цикла) каждая клетка делится на две дочерние клетки.

Поэтому за равные отрезки времени число клеток в колонии увеличивается в одном и том же отношении, рост колонии идет постепенно, причем, когда время увеличивается  на длину митотического цикла, число клеток увеличивается в два раза

 

Задание. Сделать аналитическую запись формулы размножения клеток. Изобразить схематически график функции.

Ответ.        

 

 

 

 

 

 

·       Если однолетнее растение дает 100 семян и из них прорастает половина, то за каждый год,  т.е. при увеличении времени на единицу, число растений увеличивается в 50 раз. (Конечно, в естественных условиях погибает большая часть растений, но в идеальных условиях, которые иногда возникают в природе или создаются искусственно человеком, рост числа особей идет именно так.)

 

Задание. Сделать аналитическую запись формулы размножения растений. Изобразить схематически график функции.

у

0

х

1

Ответ.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рост вклада в банке.

Еще в древнем мире было широко распространено ростовщичество – отдача денег взаймы под проценты. Крестьянин, которого постиг неурожай, ремесленник, имущество которого уничтожил пожар, разорившийся мелкий торговец были вынуждены идти  к ростовщику, обещая вернуть на следующий год сумму, значительно большую, чем взятая в долг.

В XIV-XV веках в Западной Европе появляются банки – учреждения, которые давали деньги в рост князьям и купцам, финансировали за большие проценты дальние путешествия и завоевательные походы. Чтобы облегчить расчеты сложных процентов, взимаемых по займам, составили таблицы, по которым сразу можно было узнать, какую сумму надо было уплатить через  п лет, если была взята взаймы сумма  а  по  р%  годовых.

Эта сумма выражается формулой:

Иными словами, такие таблицы давали значения показательной функции.

Пример. Банк выплачивает вкладчикам проценты по вкладам в размере 4% в год, т.е. за каждый год вклад увеличивается в 1,04 раза.

 

Задание. Сделать аналитическую запись формулы, выражающей зависимость величины вклада от времени. Изобразить схематически график функции.

0

1

у

х

Ответ.        

 

 

 

 

 

 

За каждую правильно записанную формулу и верно изображенный график ученики получают по 0,5 балла.

 

 

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу, (контроль знаний и умений).

Предлагается тестовое задание и самостоятельная работа дифференцированного характера с правом выбора вида работы.

 

ТЕСТ.

Вариант 1.

1б.1. Какие из перечисленных функций являются показательными:

а) у=2х      б)  (-3)х     в)  у=х   г) у = π х

 

.2.Какая функция является возрастающей?

а) у=0,2х      б)  у=3х     в)    г) у=2-х

 1б.3. Найдите область значения функции  у = 3х  - 6

 

 а) (- ∞; +∞)   б) (0; +∞)  ;   в) [-6; +∞)   г) ( -6; +∞)

 

1б.4. Определите наибольшее из чисел.

а)  б)      в)  1        г)

1б.5. При каком значении а график функции у = ах  проходит через точку  Р (1;2)

а) 1    б)   2       в)           г)

-----------------------------------------------------------------------

3б.6. Построй график функции  у = 3х +׀х׀

 

Вариант 2.

1б.1. Какие из перечисленных функций являются показательными:

а) у=х2      б)  у =(      в)  у =(х-2)3  г) у = 3 –х

 

1б.2. Какая функция является убывающей?

а) у=0,2-х      б)  у=3х     в)      г) у=22х

1б.3. Найдите область значения функции  у = 2х  + 2

 

 а) (- ∞; +∞)   б) (2; +∞)  ;   в) (-2; +∞)   г) ( 0; +∞)

 

1б.4. Определите наименьшее из чисел.

а)  б)      в)          г) 1

1б.5. При каком значении а график функции у= ах  проходит через точку  М (2;9)

а) 3    б)   2       в)          г) 4,5

------------------------------------------------------------------

3б.6. Построй график функции  у = 2х -׀х׀

 

Коды правильных ответов.

1 вариант.

№ задания

1 1б.

2  1б.

3   1б.

4   1б.

5   1б.

Ответ

а, г

б

г

в

б

2 вариант.

№ задания

1   1б.

2   1б.

3   1б.

4     1б.

5   1б.

Ответ

б, г

в

б

г

а

 

у = 3х +׀х׀     3б.                                  у = 2х –׀х׀

                                                    3б.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

Вариант 1.

2б.1. Сравните с единицей:

а)  б)      в)          г)

1б.2. Сравните значения выражений:

а)       б)  

1б.3. Сравните х и у, если известно, что верно неравенство:

а)       б)  

1б.4. Найдите абсциссу точки пересечения графиков функций  f  и  g , если:

  а) f (х) = 2х ,   g(х) = 2           б) f (х) =  , g (х) =  

----------------------------------------------------------------

3б.5. Построй график  функции:   у = 2- 3х

 

Вариант 2.

2б.1. Сравните с единицей:

а)  б)      в)           г) 0,212

1б.2. Сравните значения выражений:

а)       б)  

1б.3. Сравните х и у, если известно, что верно неравенство:

а)       б)  

1б.4. Найдите абсциссу точки пересечения графиков функций  f  и  g , если:

  а) f (х) = 4х ,   g(х) = 42           б) f (х) =  , g (х) =  

--------------------------------------------------------------

3б.5. Построй график  функции:   у = 3- 2х

 

 

Ответы :

Вариант 1.

2б.1. а) < 1 б)  < 1   в)   < 1      г) >1

1б.2. а)       б)  

1б.3. Сравните х и у, если известно, что верно неравенство:

а)       б)   

1б.4. а) х=1           б) х=3

----------------------------------------------------------------

3б.5.    у = 2- 3х

 

 

Вариант 2.

2б.1. а)  б) <1     в)    >1      г) 0,212<1

1б.2. а)       б)  

1б.3. а)х < у      б)  х < у     

1б.4.  а) х=2          б) х=4

--------------------------------------------------------------

3б.5. Построй график  функции:   у = 3- 2х

 

 

 

 

Критерии оценки за урок:

«3»  -   7-10 баллов

«4»  -  11-15 баллов

«5»  -  16-19 баллов

 

 

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ.

 

 

Фамилия, имя __________________________________________________

 

 

Вид задания

Групповая работа по построению графиков

Применение показательной функции

Самостоятельная работа

 

Итого баллов

Оценка

Количество баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рефлексия. Подведение итогов.                                             

·        Какой материал повторяли на уроке?

·        Что нового узнали?

·        С какими трудностями столкнулись на уроке?

·        Дайте оценку своей работы на уроке.

·        Что необходимо повторить для успешной работы на последующих уроках?

 

 

7. Домашнее задание.

Стандарт математического образования. Обязательный уровень усвоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продвинутый уровень. №257(2), №263(3)

 

Список литературы.

 

1.     Алгебра и начала анализа: учеб. Для 10-11 кл. общеобраз. учреждений/ Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.- М.: Просвещение, 2004.

2.     Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике: Кн. для внеклассного чтения  IX-X кл. – М.: Просвещение, 1985.

3.     Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб.статей / сост. Е.Г.Глаголева, О.С. Ивашев-Мусатов. – М.: Просвещение, 1980.

4.     Панишева О.В. Применение показательной функции. Журнал «Математика в школе», №5 2001.

5.     Удальцова А. Диктанты по алгебре и началам анализа. Газета «Математика» №2, 2005 с.21; №3, 2005 с.20

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн