КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Дата Учитель 30 ноября 2009 г. Янцен.Н.С. Класс № 6 ТЕМА: Дробные выражения. Умножение и деление дробей. ЦЕЛИ: 1. Отработка приемов вычислений с обыкновенными дробями и рациональных приемов действий с дробными выражениями. 2. Выработка умений решения задач на умножение и деление дробей с использованием сведений из истории математики. 3. Развитие элементов творческой деятельности учащихся и умение контролировать свои действия. ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. ВИД УРОКА: Урок теоретических, практических и самостоятельных работ. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. ОБОРУДОВАНИЕ: Печатные бланки, меловые схемы, карточки, таблицы. ЛИТЕРАТУРА: 1. Дорофеев Г.В. Математика.Натуральные числа.Дроби: Дидактические материалы для 5 класса.-М.,Просвещение,1994г. 2. Дорофеев Г.В. Математика-6кл.Дидактические материалы для ОУ.-М.,Дрофа,1995г. 3. Петерсон Л.Г. Математика,3.Часть2.-М.,Инпро-рес,1995. 4. Журналы: Первое сентября.Математика.2000г. 5. Дидактические материалы для 6 класса. 6. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс. ПЛАН УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Устная работа. 3. Работа с тестами. 4. Работа с таблицей. 5. Резерв – занимательный пример. 6. Задание на дом. 7. Подведение итогов урока. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Сегодня на уроке мы повторим действия с дробями (умножение и деление) через решение примеров и задач. Запишем тему урока: Умножение и деление дробей. 2. Проверка домашнего задания. 1) На доске записаны дроби: 5/3 , 1/4 , 8/8 , 3/12 , 7/12. - Назовите правильные дроби. - Что показывает знаменатель дроби? - Что показывает числитель дроби? - Назовите неправильные дроби. - Выделите целую часть неправильной дроби. - Найдите произведение первой и третьей дроби. - Назовите равные дроби. 2) ( К доске вызываются 3 ученика) -остальные работают устно/см.ниже Задание на доске. На рисунке зашифрованы 3 слова. Расшифруйте их, решив данные примеры при условии, что каждому ответу соответствует своя буква. 1) 63 1) 8∙9∙10 1) 14*5 62 9∙10∙4∙2 28 2) 3∙8 2) 2/15*40 2) 8,4 12 2,1 3) 7/8*24 3) 5+3 3) 0,5 – 0,3 24 0,5 + 0,3 4) 5∙8∙4 4) 1 ½ : 2/3 4) 0,8 : 4/5 *1/3 2∙5∙6∙8 5) 4+8 * 6 5) 0,8 : 1/5 5) 4/3 : 2 12 6) 8/11*8 ¼ *2 шифр: С 6 Я 2/3 Ц 1/4 Е 2 - составляют все вместе. У 2 1/2 М 21 Н 4 И 1/3 Р 5 1/3 Т 1 Получились названия Древнеримских дробей: семис – ½ , триенс – 1/3 , унция – 1/12 (с ними ученики уже знакомы). - показать на доске. Устная работа. Задание 1. Во всех выражениях, кроме одного, получаются одинаковые ответы. Определите, в каком примере результат отличный от всех: 1) 0,3∙0,8 =1 4) 1,5 * 2/3 =1 -как называются числа, произведение 0,24 которых равно 1? 2) (1/3 + 1/6) *2 =1 5) 3/16 : 3/4 =1/4 -как по-другому называется это число? 3) 1/4 : 0,25 =1 Задание 2. При выполнении действий с дробями ученик сделал следующие записи: 2/3 О 4/9 = 8/27 2/3 О 4/9 = 2/3 О 9/4 = … 1 1/2 О 2 1/3 = 3/2 О 7/3 = … = 9/14 Определите, какое математическое действие должно быть записано в кружочке. Какие правила вы применяли при вычислениях? - Каждый ряд проверяет решения примеров на доске в соответствии с их расположением. Ответ: семис, триенс, унция. Что означают эти слова? – древнеримские единицы дробей. Основная единица дробей? - «асс». 3. Работа с тестами. Задание. Выберите ответ из числа предложенных. По выбранным ответам составьте слово. Вариант 1 Вариант 2 1.Найдите 2/5 от 25. 1.Найдите 2/7 от 49. О.24 3/5 К.2/125 П. 10 К.48 5/7 Т. 2/243 П. 14 2.Найдите 1/3 от числа 21 . 2.Найдите 1/5 от числа 30. Л.1/21 О. 7 Е. 7 1/3 Н.1/30 О. 6 Е. 6 1/5 3.В одной коробке 7 ½ кг яблок, а в другой в 3 3.В одной коробке 7 ½ кг яблок, а в другой в 5 раза меньше. Сколько яблок в двух коробках? раз меньше. Сколько яблок в двух коробках? М.2 ½ кг К.12 кг Л. 10 кг Ц.1 ½ кг Л. 9 кг С.11 кг 4.От рулона обоев, длина которого 10 ½ м, 4.От рулона обоев, длина которого 10 ½ м, отрезали 2/3 его длины. Сколько обоев отрезали 6/7 его длины. Сколько обоев осталось в рулоне? осталось в рулоне? АМ.2/3 м ДО.7 м ТИ. 3 ½ м ЧЕ. 1 ½ м ПУ. 9 м ЛО. 5/6 м 5.Найдите число, если оно в ½ раза меньше, 5. Найдите число, если оно в 1/3 раза меньше, чем 5/8. чем 5/9. НА. 1 1/4 м ХА.1/8 м ПА. 2 м НЬ.1/16 м ТЬ. 1 2/3 м СЬ. 2 м Ответ: полтина (1/2) -у кого другое? Ответ: полчеть (1/8) -где слышали? -что означает? - с этими единицами ученики уже знакомы. Это древнерусские единицы дробей. Какие знаете еще? Дополнительное задание для тех, кто раньше других справился с тестами. Решив примеры, вы узнаете, какому названию соответствует какая дробь. 1/6 : 1/3 = ардха 1/2 8/9 : 3 5/9 = пада 1/4 12 = шапха 1/8 4∙24 1/12 *3/4 = кала 1/16 Это названия древнеиндийских дробей. Что получится, если умножить «ардху» на «паду»?… «шапха»; а при делении «калы» на «паду» получается … «пада». Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в Индии, только там не писали черту. А записывать дробь точно так, как и сейчас, стали арабы. Общеупотребительной она стала лишь в 16 веке. – Показать, как записывались действия с дробями в Индии. 4.Устная работа с таблицей на закрепление. Перед вами таблица с номерами примеров и вариантами ответов. У каждого ученика карточки с номерами от 1 до 4. После того, как я вам покажу пример, вы его вычисляете, находите верный ответ и показываете карточку с номером ответа, который считаете правильным / их может быть несколько/. 1. 1/4 * 2/3 2. 3/10 : 2 ½ 3. 11/12 * 1 1/5 4. 9/10 : 1/30 5. 4/5 : 0,3 6. 3/8 * 1/6 7. 4/5 : 1/3 8. 0,6 : 1/3 9. 6/7 * 2/3 1 2 3 4 1 2/7 1/6 3/12 3/8 2 0,12 6/15 2/5 3/25 3 1 1/10 1,1 5/6 13/18 4 8/20 2/5 27 13,15 5 0,5 2 2/3 3/5 1,2 6 3/14 4/7 2,7 1/16 7 2 2/5 3/2 2,4 3,2 8 1/3 1 4/5 7/13 1,8 9 1 1/7 4/7 7/10 5. Резерв. Правильно решив пример, вы узнаете, какую оценку получил класс за работу на уроке: 1 1/5 : 0,7 *1 1/6 5/6+1 1/3 – 1 23/30 Ответ: 5 6. Задание на дом. Составить кроссворд в соответствии с темой (сетка размером 6х6 клеток). 7. Подведение итогов урока. Что мы делали на уроке? Какие действия выполняли? Что нового вы узнали сегодня на уроке? С какими номерами примеров вам было тяжело справиться? А с какими легко? Оцените качество своих знаний на уроке (в %). - Записать в листочке с тестами. - Спросить всех. Оценки за урок.