Официальный сайт fresher 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игра - путешествие в мир школьных наук.

Размещено: Людмила Анатольевна Журавлева - вт, 09/11/2010 - 08:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Журавлева Людмила Анатольевна
Место работы, должность: 
РГОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 3-4 видов"
Регион: 
Республика Хакасия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Педагогика
Краткое описание: 
1. Рождение и дество наших предков. 2. Развитие умственных способностей детей через изучаемые предметы в школе.


Здравый смысл древнего человека, чьё благополучие зависело от наличия достаточного для выживания рода количества людей, приветствовал рождение каждого ребенка. Неудивительно, что язычество, рассматривали рождение человека как Божий дар, и поэтому в семьях дети рождались одним за другим. Особенно ждали первенца, поэтому молодую, так звали в новой семье невестку в первый год после свадьбы холили и на тяжёлые работы не отправляли. Сейчас мы хорошо знаем из медицинских исследований, как здоровье ребёнка зависит от здоровья матери. Раньше об этом тоже знали из житейского опыта и относились к беременности очень серьёзно. Беременной нельзя было смотреть на страшное - ребенок будет некрасив. Считается, что эта примета имеет под собою основание. То, к чему народ пришел путём многовековых наблюдений, сейчас доказано медициной. Действительно, находясь ещё в материнской утробе, ребёнок чётко реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому беременным нужно чаще смотреть на что-либо красивое, эстетичное, испытывать положительные эмоции. Это сказывается не только на характере, но и на внешности будущего ребенка. Беременной нельзя сидеть на пороге (перешагивать через препятствия). Издавна порог – граница между внешним, чужим, и домашним. К тому же порог – место сквозняков.

По пристрастию беременной женщины к той или иной еде, старались угадать, кто у неё родится: тяга к острому указывала на мальчика, а к сладкому и фруктам – на девочку. А так же если живот круглый и меняется цвет лица беременной, будет девочка, а угловатый живот указывал на рождение мальчика. Которое было особенно желанным для семьи. Это  и  продолжатель рода, наследник, опора семьи. Беременная недолжна, вязать и плести, на одежде не должно быть узлов. Это связано с представлением о природе узла, считалось, что узел завязывает ребёнку выход в мир. Нельзя готовить преданное ребенку заранее. В древности это объяснялось верой в двойников. Мол, если одежда уже готова, то и малыш уже должен быть в ней. Ещё дети, зачатые в ночь Ивана Купалы теми женщинами, которые в положенное время остались незамужними, от женатых мужчин, имеющих не менее двоих детей считались даром Солнца. Этих детей во времена язычества никто не обижал, наоборот: приласкаешь, одаришь – и в твоем доме всё будет ладно твои дети болеть небудут.

1.    Как вы считаете зависит здоровье малыша от здоровья его мамы? (Да).

2.    А находясь в материнской утробе, ребенок реагирует на окружающие его звуки, свет? (Да, он даже, ребята, улыбается).

3.    А почему на одежде беременной не должно быть узлов? (Узел завязывает ребёнку выход в мир).

 

 Чудесное рождение.


 

Роды проходили не в жилом помещении, а в бане. Регулярно пропариваемая баня была самым дезинфицированным, а следовательно безопасным местом, как для роженицы, так и для младенца.

Пуповину перерезали соответственно полу новорожденного: на топоре или другом мужском инструменте у мальчиков, на веретене или прялке – у девочек. Пуповину и послед вместе с куском хлеба, зерном или яйцом заворачивали в тряпицу и зарывали в землю. Пупок перевязывали льняной ниткой сплетенной с волосами матери и отца. Если ребёнок рождался «В рубашке», (в плодной оболочке) – это считалось хорошей приметой. Рубашку «тщательно» хранили в сундуке. Затем по обычаю пекли ржаные хлебы с оттиском ступни и ручки новорожденного и рассылали родственникам живущих в других деревнях. Чтобы ребенок хорошо рос, новорожденного, если он мальчик, заворачивали в рубаху отца, а девочку, в рубаху матери.

Обычай приписывал надевать на младенца рубашечку, пеленать его в куски старого мягкого полотна, а сверху крест - накрест перевивать поясом длиной полтора метра. Этот пояс назывался свивальником, он плотно охватывал тельце ребенка, прижимая ручки к бокам, а ножки друг к другу. Считалось, что так выравнивали ножки и предохраняли от искривления позвоночник, а заодно и страховали – вывалиться из раскачивающейся колыбели плотно спеленатому младенцу было непросто. Перепеленать мокрого младенца не спешили – моча служила отличным антисептиком. На руки брали в основном для конкретных действий – мыть, пеленать, кормить. Приручать к рукам было непрактично – у матери слишком много других дел, от которых её невозможно освободить, а дети рождаются почти каждый год. По поверью, до шести недель ребёнка нельзя показывать посторонним – не то его могут сглазить. Кроме того, чужой человек может принести в дом инфекцию, которая совсем не нужна малютке.

1.    Ребята, а почему считалась баня самым безопасным местом для рождения малыша? (Горячий воздух обеззараживал всё вокруг).

2.    Вы запомнили, какой ниткой перевязывали пуповину младенца? (Льняной, куда были вплетены волосы матери и отца).

3.    Как назывался пояс, которым перевивали ребёнка? (Свивальник).

4.    Зачем это надо было делать? (Чтобы ножки были прямые, позвоночник и малыш не выпал из люльки).

5.    Вы когда-нибудь слышали такое выражение «Да он в рубашке родился?» (Рубашка, это плодная оболочка в которой находится малыш в материнской утробе).


Обереги. 


 В воду, в которой купали ребенка, а также в люльку клали кусочек угля, монетку, несколько зерен, щепотку соли или иные предметы которым приписывались магические свойства. Все они должны были служить оберегом и средством приобщения ребенка к домашнему очагу, семье и родным. Часто в дом приносили пахучие травы, чтобы уберечь ребёнка от дурного сглаза. Если учесть, что в ходу были деньги серебренные, то польза от их присутствия в воде с медицинской точки зрения была несомненной. К появлению в семье ребёнка, будущему малышу сооружали куклу – пеленашку. Делали её без иголки и без ножниц – нельзя было ни порезать, ни уколоть, - ведь в этот талисман вкладывались материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Куклу укладывали в пустую колыбельку, до рождения ребёнка: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, она оставалась с ним как своеобразный «бедоотвод». Укладывая куклу приговаривали: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!». Она была игрушкой не для ребёнка, а для бессонницы, болезней и прочих напастей. Отвлекала на себя злые силы, оберегала своего хозяина или хозяйку.

Чтобы ребенок спал спокойно, в колыбель к девочке клали гребень или веретено, а к мальчику маленький лук с тетивой (без стрел), при этом приговаривали: «Щекотиха – будиха, вот тебе лучок, играй, а младенца не буди». Нельзя было качать пустую колыбель, считали, что ребёнок будет болеть, страдать бессонницей, и может даже умереть. Над колыбелью вешали оберег или иконку, накрывали колыбель юбкой матери, чтобы защитить младенца от всяких напастей. Впрочем этот полог действительно оберегал младенца от докучливых насекомых, которых в поселениях земледельцев, имеющих домашний скот, всегда превеликое множество. И это не только разносчики заразы – мухи и вызывающие зуд комары, но и слепни, оводы и осы, укус которых весьма болезнен.

Нельзя было сушить одежду крохи ночью на улице. Наши предки считали, что ночью «гуляет» злая сила, и через одежду она может навредить ребёнку.

1.    Каким предметам наши предки предписывали магические свойства? (Монетам, уголькам, соли, зёрнам пшеницы).

2.    Чем служила кукла – пеленашка ребёнку? (Бедоотводам).

3.    Какие ещё предметы можно было положить в люльку ребёнка? (Гребень, веретено, лук).

4.    Зачем нужно было завешивать колыбельку? (От докучливых насекомых).

 Имянаречение.

 

Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка, было его имянаречение. При нем ребенок получал так сказать, в дополнительные родители свидетелей свадьбы мамы и папы. Христианство дало этим людям наименование крёстных (а для родителей кумавей). При наречении имени ребёнок становился членом общины и получал общинную защиту от любых возможных врагов и злых сил. 

Знакомясь, мы очень редко говорим прямо: «Я такой – то», «Моё имя такое - то». Чаще мы представляемся как бы иносказательно: «Меня зовут …». Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи. Поэтому в древности настоящее имя человека было известно только родителям и нескольким самым близким людям. Все остальные звали его по имени рода или по прозвищу, как правило носившему охранительный характер: Некрас, Неждан, Нежелан. Подобные имена прозвища должны были разочаровать болезни и смерти, заставить их искать «более достойную» поживу в других местах. Если ребёнок болел, плохо рос, ему могли произвести ритуальную смену имени, надеясь, что со старым именем уйдут и преследующие малыша беды.

1.    Зачем имя хранилось в тайне? (Чтобы ненависти порчу, чтобы ребёнок не болел).

2.    Как звали детей? (По роду, по прозвищу).

 

 Крестины и каши.

После обряда имянаречения устраивали крестинный обед или «Каши». На него приглашали всех родственников и знакомых. Главным лицом на обеде была крестная мать (кума).

Обед завершался особым ритуалом. К столу выносили горшок с кашей. Каша гречневая, или пшенная, варилась круто, так, чтобы в ней стояла ложка. Иногда в неё клали мёд. У всех сидящих за столом собирали ложки и кума обращалась к гостям с просьбой выкупить ложки, гости передавали заранее приготовленные подношения и разбирали ложки.

Отдельную, сильно посоленную, ложку каши давали отцу младенца. Она так и называлась – пересол. Далее кашей оделялись все присутствующие в доме дети, прочее делили на части и раздавали каждому гостю. Считалось, что с кашей едок наделяется благополучием. Поэтому гости, в свою очередь, старались принести с крестинного обеда домой немножко каши, чтобы скормить её собственным детям и передать им часть божественного благорасположения. Через 40 дней после рождения крестная мать приходила к своему крестнику, приносила ему в подарок поясок и впервые подпоясывала ребенка.

1.    Как проходили крестины?

2.    Почему гости старались принести немного каши домой и скормить её собственным детям? (Наделить божественным благорасположением).

 День пострига или застрижек.

До года детям не полагалось стричь ногти и волосы. Именно в год ребёнка сажали на стол, причем мальчика на топор, чтобы он был искусен в ремесле, а девочку на коноплю, чтобы она выросла хорошей пряхой. Крестная сначала крестообразно выстригала волосы на голове ребенка, потом остригала их полностью. Выстригание креста символически свидетельствовало начало открытости миру (Солнцу, космосу, богам, судьбе). Впервые обрезали ногти. Всё остриженное зарывали под порогом дома. Выпавший у ребенка зуб бросали в угол – мышке, а в замен просили, новый крепкий. Затем на порог укладывали вывернутую на изнанку (швами наружу) рубаху отца и на неё укладывали ребенка. Отец – глава семьи – торжественно выносил дитя и  показывал его обязательно восходящему – на долгую жизнь Солнцу, небу, растущему месяцу (чтобы дитя хорошо росло). Подносил  к огню очага, прикладывал к Земле – Матери и, наконец окунал в Воду (или обрызгивал, если было холодно). Таким образом, малыша представляли всем Божествам вселенной, всем её стихиям, отдавая под их покровительство.

1.    Когда ребёнку впервые стригли ногти и остригали волосы? (В год).

2.    На что сажали мальчиков? А на что - девочек? (На топор или другой инструмент, а девочек на коноплю).

3.    Зачем волосы выстригали крестообразно? (Символически начало открытости миру).

4.    Каким божествам вселенной отец показывал своего дитя? (Огонь, вода, земля и солнце).

 

Детство.

 

До трех лет за младенцем приглядывали старшие. А затем отец сажал сына на коня и начинал учить ремёслам, стараясь определить к чему более способен. Девочки пока еще на безликих куклах, осваивали изготовление костюма. Игры на воздухе развивали силу, ловкость, реакцию, выносливость, то есть те качества, которые были востребованы укладом жизни.

С шести лет они начинали заботится о младших в семье, пасли телят, овец, гусей, девочки учились прясть и ткать, помогали матери по хозяйству, мальчики становились помощниками отцу. К двенадцати – четырнадцати годам у девочек должны были быть готовы несколько комплектов одежды, на последующую жизнь и собираясь в хоровод девушки надевали запон (фартук). А мальчики подростки в четырнадцать – шестнадцать лет, собираясь в хоровод, впервые к рубахе добавляли штаны. Детство закончилось, хоровод был далеко непростеньким танцем, он был своеобразной ярмаркой невест и женихов.

1. Со скольки лет детей начинали обучать ремеслам? (С трех).

2. В каком возрасте дети становились настоящими помощниками  матери и отцу? (В шесть лет).

3. В каком возрасте девочки и мальчики уже считались девушками и юношами? (В 12-14 и 14-16).

4. Какие предметы одежды они вправе были добавить к своим нарядам? (Фартук «Запон» и штаны).

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн