Изображение добра и зла в русских народных скаэках
Размещено: Ирина Михайловна Линдер - чт, 11/11/2010 - 07:49
Урок творческий проект по теме «Изображение добра и зла в русских народных сказках»
Цель: Дать представление о добре и зле в русских народных сказках как явлении устного народного творчества, основанного на фантазии русского народа о мире.
Задачи урока:
Образовательные:
Показать, как отражаются в тексте сказок народных представлений о добре и зле
Разобраться, что же за истоки у русской духовности, у русского национального характера.
Актуализировать знаний учащихся о русском фольклоре.
Развивающие:
Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок.
Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.
Овладеть умениями чтения и анализа художественного произведения.
Воспитательные:
Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.
Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы
Способствовать развитию самосознания учащихся, осознанию своей сопричастности к происходящему.
Оборудование: репродукции картин «Русские народные сказки», рисунки учащихся, тексты русских народных сказок, карточки-задания, презентация слайдов, мультимедийная презентация
Ход урока
Слово учителя. Беседа.
Сегодня у нас необычный урок, урок исследования текстов русских народных сказок. Тема урока «Изображение добра и зла в русских народных сказках».
Слайд «Тема урока»
Тема урока «Изображение добра и зла в русских народных сказках».
- Ребята, какие у вас ассоциации при слове сказка? Запишите на листах цветной бумаги эти слова-ассоциации. (добро, сказочные герои, волшебство, чудовища и злые персонажи, испытания, победа, смелость, битва, …)
Слайд «Цели и задачи проекта»
Цели и задачи проекта:
Выяснить, какие герои представляют добрые и злые силы русских народных сказок.
Выяснить характер «добрых» и «злых» сил.
Роль добра и зла в русских народных сказках.
Понять, чему учат сказки.
Русские народные сказки вам хорошо знакомы с детских лет. Многие вы хорошо помните.
- Назовите сказки, которые вам понравились и запомнились.
Русская сказка создала таинственный, замысловатый мир. Народ ничего не выдумывал, он рассказывал только о том, чему верил. А, увлекаясь, фантазировал и представлял различных чудовищ.
Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды, в ней добро торжествует над злом. В сказке также присутствуют добрые и злые герои.
Выдвижение гипотез.
Но прежде мы начнем исследовать, нам необходимо выдвинуть некоторые предположения о сказочных героях. Это называется - выдвинуть гипотезу.
- Давайте обратимся к нашей теме. Какие ключевые слова необходимо выделить? (добро и зло)
- Как это можно связать с героями? Герои какие? (положительные и отрицательные)
- Кого можно отнести к положительным героям? (главных героев и животных)
Слайд «Положительные герои и где они живут
Иван-царевич
Иван-дурак
Василиса Прекрасная
Василиса Премудрая
Волк, Лиса, Заяц, Медведь
И другие.
- Почему образы животных мы тоже относим к добрым силам? ( они помощники людей)
- Животные в сказке образы и характеры кого воплощают? (людей)
- Где живут положительные герои сказок? (на земле, в некотором царстве, в некотором государстве, в лесах, на лугах зеленых, в семье …)
Продолжение Слайда «Положительные герои и где они живут»
Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире.
«В некотором царстве, в некотором государстве».
- Каких персонажей можно отнести к злым силам?
Слайд «Злые силы и место их обитания»
Кощей Бессмертный
Баба Яга
Змей Горыныч
Колдун
Ведьма
- Где они обитают и почему так? (под землей, в пещерах…)
Продолжение Слайда «Злые силы и Место их обитания»
Существа, олицетворяющие зло, разноликая нечисть, обитает в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Ведь там находится царство зла. Вот матушка предупреждает Добрыню: «И не надо тебе ездить на далью гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные…»
Теперь то, о чем мы сейчас говорили, я сформулирую в виде гипотез.
Слайд «Гипотезы»
Гипотезы:
1. Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире.
2. Сверхъестественные злые силы, скорее всего, обитают в подземелье, не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными.
Учитель раздает детям карточки-гипотезы.
III. Работа по группам
Сейчас мы попытаемся доказать эти гипотезы.
Нужно будет выполнить задание по карточкам. Каждая группа имеет свое направление, поэтому группы называются так:
1-я группа «исследователи отрицательных сказочных персонажей»
2-я «исследователи образов сказочных животных»
3-я «исследователи главных положительных героев сказок»
(Каждой группе даются карточки № 1).
Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок, описать главных положительных героев сказки. (Какие они: Иван, Василиса…)
Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок, описать сказочных животных. (Какие они: Лиса, Волк, Заяц, Медведь, Кот… )
Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок, описать злые силы. ( Какие они: Змей Горыныч, Чудо-юдо, Кощей Бессмертный, баба-Яга …)
(группы готовятся 3 минут)
1-я группа дает дают описание Ивана, Василисы
- Итак, Иван, какой он?
Слайд «Иван»
Положительный герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак. Иван, младший сын, назван глупым, так как в нем отсутствует практическая мудрость. Он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Очень часто в начале сказки Иван беден, преследуется врагами. Иван успешно проходит все испытания. Побеждает всех врагов, завоевывает себе счастье. Бывает в награду за свои героическое поведение и добрые дела он получает царство или полцарства и царскую дочь, дорогого коня и какие-то волшебные умения…
- Теперь опишем Василису.
Слайд «Василиса»
Положительная героиня сказок Василиса наделена мудростью и способностью превращаться. Она сильная от природы, поэтому справляется с любым заданием и трудностями. Она очень добрая и трудолюбивая. Василиса - значит царственная. Прекрасная духовно и внешне – высоконравственная, у нее развиты чувства справедливости, благородства. За все испытания, которые встречаются Василисе на пути, ее ждет свадьба и счастливая судьба.
2-я группа дает описание сказочных животных: Волка, Лисы, Медведя, Зайца, Кота …
Каждое животное наделено какими-то человеческими качествами.
- Кто является самыми популярными героями сказок о животных.
- Кто расскажет о Волке?
- О Лисе?
-О Медведе?
Слайд «Волк»
Волк – часто глупый, простоватый, доверчивый.
Иногда злой, может быть помощником человека.
«Лиса»
Лиса – хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.
«Медведь»
Медведь – добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.
- А Заяц, жар-птица, мышка, еж, они какие?
3-я группа дает описание злых сил в сказке: Змея Горыныча, Чуда-юда, бабы-Яги, Кощея Бессмертного…
- Третья группа начнет свой рассказ о злых силах.
- Итак, Кощей Бессмертный?
Слайд «Кощей Бессмертный»
Кощей – персонаж волшебных сказок, демоническое существо, враждебное людям, сила его в оборотничестве и чародействе, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. Тайну смерти Кощея выведывает его племянница. По ее указанию с помощью животных–помощников разбивают яйцо, после чего Кощей гибнет. Имя Кощея возводят к древнерусскому «кощей» в значении «пленник», «раб» - позорить, посрамлять; к слову «кость» со значением изможденного старика-скряги или же скелета: Кощей – мертвец, скелет, и потому бессмертен.
- А Змей Горыныч?
Слайд «Змей Горыныч»
Змей – популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Змей – образ мирового фольклора. В русских сказках Змей Горыныч – многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Его стихия – воды или горы (Змей-Горыныч). В ряде сюжетов Змей – похититель, он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины – на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает все, пытающихся переправиться. Бой со Змеем и победа над ним – один из главных подвигов героя.
Общая особенность всех сюжетов о Змее – отсутствие каких-либо реальных описаний его внешности.
Змей Горыныч обязан своим возникновением, древним культам и ритуалам.
- Баба-Яга?
Слайд «Баба-Яга»
Баба-яга – популярный персонаж восточнославянских сказок. Изображается как фантастически уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. («сидит Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос», «на железной ступе едет, железным толкачом погоняет»); обычное место обитания – избушка на курьих ножках в лесу, в тридевятом царстве». Баба-Яга принадлежит мифологическому миру; она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти.
- А что вы знаете о колдунах и ведьмах из русских народных сказок? Они какие?
Слайд «Колдун, Ведьма»
Ведьмы в русской традиции – женщины, якобы запродавшие душу дьяволу в обмен на получение сверхъестественных способностей – насылать порчу на людей и домашний скот, вызывать эпидемии, засуху, неурожай; готовить приворотные зелья и яды; оборачиваться в различные предметы, летать по воздуху.
Колдун, «чародей» - человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (магия). Колдовство-волшебство, ведовство, чародейство, согласно народным поверьям, таинственная способность некоторых людей причинять различный вред или избавляться от него, насылать или снимать порчу.
- Давайте подумаем, в каком цвете можно изобразить добро и зло, почему вы так считаете?
(Каждой группе даются карточки № 2.)
Карточка 2
Подумайте, мир, в котором живут главные герои сказок, какого цвета? Почему вы так считаете?
Карточка 2
Подумайте, мир, в котором живут сказочные герои-животные, какого цвета? Почему вы так считаете?
Карточка 2
Подумайте, место обитания злых сил какого цвета? Почему вы так считаете?
- Начнем с добрых сил.
Слайд «Цвет добра и зла»
Белый цвет – цвет чистоты, света.
Голубой, синий цвет – цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.
Красный цвет – цвет правды, борьбы со злом.
Зеленый и желтый цвет – цвет надежды, радости.
- Теперь расскажите о цвете зла.
Слайд «Цвет зла»
Черный цвет – цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос.
Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести.
Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы: радуги и плодородной земли. Отсюда мы черпаем жизненные силы, помогающие нам противостоять злым существам, возможно, живущим рядом с нами.
Слайд «Природа и ее силы»
Природа и ее силы почитались как одушевленные, причастные к людским желаниям и поступкам. Землю называли матерью. Не потому ли Мать сыра, земля – спасительница людей и залог неминуемой кары для нечисти.
IV. Итоги урока – творческого проекта.
- Ребята, давайте еще раз прочитаем гипотезы, выдвинутые в начале урока.
- Как вы считаете, мы с вами их подтвердили?
- Что важное мы узнали в процессе нашего исследования?
(На уроке мы с вами проследили, что светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы этого царства, всякая нечисть. Что народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя.)
V. Домашнее задание
Ответить письменно на вопрос: «Как вы считаете, чему учит русская народная сказка?» (Сказка учит нас верить в себя и свои силы, преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду каждому на лучшее. Учит тому, чтобы человек принимал верное решение в сложной жизненной ситуации и умел смотреть на себя со стороны.)
Оценки: