Официальный сайт moscowout 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изображение добра и зла в русских народных скаэках

Размещено: Ирина Михайловна Линдер - чт, 11/11/2010 - 07:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Линдер Ирина Михайловна
Место работы, должность: 
РГОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат 3, 4 видов", учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Республика Хакасия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цель: Дать представление о добре и зле в русских народных сказках как явлении устного народного творчества, основанного на фантазии русского народа о мире. Задачи урока: Образовательные: Показать, как отражаются в тексте сказок народных представлений о добре и зле Разобраться, что же за истоки у русской духовности, у русского национального характера. Актуализировать знаний учащихся о русском фольклоре. Развивающие: Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок. Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству. Овладеть умениями чтения и анализа художественного произведения. Воспитательные: Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий. Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы Способствовать развитию самосознания учащихся, осознанию своей сопричастности к происходящему.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
1. Класс делится на группы. 2. ГРУППЫ ДАЮТ ХАРАКТЕРИСТИКУ СКАЗОЧНЫМ ГЕРОЯМ (ДОБРЫМ И ЗЛЫМ) 3. ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЯ, ИЩУТ В ТЕКСТАХ ОПИСАНИЯ ГЕРОЕВ, КРАСКАМИ ИЗОБРАЖАЮТ ГЕРОЕВ. 4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Урок творческий проект  по теме «Изображение добра и зла в русских народных сказках»

Цель: Дать представление о добре и зле в русских народных сказках как явлении  устного народного творчества, основанного на фантазии русского народа о мире.
 Задачи урока:
Образовательные:
Показать, как отражаются в тексте сказок народных представлений о добре и зле
Разобраться, что же за истоки у русской духовности, у русского национального характера.
Актуализировать знаний учащихся о русском фольклоре.

Развивающие:
Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных сказок.
Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.
Овладеть умениями чтения и анализа художественного произведения.

Воспитательные:
Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся  при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.
Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы
Способствовать развитию самосознания учащихся, осознанию своей сопричастности к происходящему.


Оборудование: репродукции картин «Русские народные сказки», рисунки учащихся, тексты русских народных сказок, карточки-задания, презентация слайдов, мультимедийная презентация

Ход урока

Слово учителя. Беседа.
        Сегодня у нас необычный урок, урок исследования текстов русских народных сказок. Тема урока «Изображение добра и зла в русских народных сказках».
Слайд «Тема урока»
Тема урока «Изображение добра и зла в русских народных сказках».
- Ребята, какие у вас ассоциации при слове сказка? Запишите на листах цветной бумаги эти слова-ассоциации. (добро, сказочные герои, волшебство, чудовища и злые персонажи, испытания, победа, смелость, битва, …)
Слайд «Цели и задачи проекта»
Цели и задачи проекта:
Выяснить, какие герои представляют добрые и злые силы русских народных сказок.
Выяснить характер «добрых» и «злых» сил.
Роль добра и зла в русских народных сказках.
Понять, чему учат сказки.

Русские народные сказки вам хорошо знакомы с детских лет. Многие вы хорошо помните.
- Назовите сказки, которые вам понравились и запомнились.
        Русская сказка создала таинственный, замысловатый мир. Народ ничего  не выдумывал, он рассказывал только о том, чему верил. А, увлекаясь, фантазировал и представлял различных чудовищ.
        Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды, она требует наказания всякой неправды, в ней добро торжествует над злом. В сказке также присутствуют добрые и злые герои.
Выдвижение гипотез.
        Но прежде мы начнем исследовать, нам необходимо выдвинуть некоторые предположения о сказочных героях. Это называется  - выдвинуть гипотезу.
- Давайте обратимся к нашей теме. Какие ключевые слова необходимо выделить? (добро и зло)
- Как это можно связать с героями? Герои какие? (положительные и отрицательные)
- Кого можно отнести к положительным героям? (главных героев и животных)

Слайд «Положительные герои и где они живут
Иван-царевич
Иван-дурак
Василиса Прекрасная
Василиса Премудрая
Волк, Лиса, Заяц, Медведь
И другие.

- Почему образы животных мы тоже относим к добрым силам? ( они помощники людей)
- Животные в сказке образы и характеры кого воплощают? (людей)
- Где  живут положительные герои сказок? (на земле, в некотором царстве, в некотором государстве, в лесах, на лугах зеленых, в семье …)

Продолжение Слайда «Положительные герои и где они живут»
 Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире.
«В некотором царстве, в некотором государстве».

- Каких персонажей можно отнести к злым силам?

Слайд «Злые силы и место их обитания»
Кощей Бессмертный
Баба Яга
Змей Горыныч
Колдун
Ведьма

- Где они обитают и почему так? (под землей, в пещерах…)

Продолжение Слайда «Злые силы и Место их обитания»
Существа, олицетворяющие зло, разноликая нечисть, обитает в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Ведь там находится царство зла. Вот матушка предупреждает Добрыню: «И не надо тебе ездить на далью гору Сорочинскую да ходить там в норы-пещеры змеиные…»

    Теперь  то, о чем мы сейчас говорили, я сформулирую в виде гипотез.

Слайд «Гипотезы»
Гипотезы:
1. Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире.
2.  Сверхъестественные злые силы, скорее всего, обитают в подземелье, не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными.

 Учитель раздает детям карточки-гипотезы.
III. Работа по группам

  Сейчас мы попытаемся доказать эти гипотезы.
 Нужно будет выполнить задание по карточкам. Каждая группа имеет свое направление, поэтому группы называются так:
1-я группа «исследователи отрицательных сказочных персонажей»
2-я «исследователи образов сказочных животных»
3-я «исследователи главных положительных героев сказок»
   (Каждой группе даются карточки № 1).


Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок, описать главных положительных героев сказки. (Какие они:  Иван, Василиса…)



Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок, описать сказочных животных. (Какие они: Лиса, Волк, Заяц, Медведь, Кот… )

Карточка 1
Опираясь на тексты русских народных сказок,  описать злые силы. ( Какие они: Змей Горыныч, Чудо-юдо, Кощей Бессмертный, баба-Яга …)

(группы готовятся  3 минут)

1-я группа дает дают описание Ивана, Василисы

- Итак, Иван, какой он?
Слайд «Иван»
Положительный герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак.     Иван,  младший сын, назван глупым, так как в нем отсутствует практическая мудрость. Он простодушен, незлобив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Иван бесстрашный, добрый и благородный герой. Очень часто в начале сказки Иван беден, преследуется врагами. Иван успешно проходит все испытания. Побеждает всех врагов, завоевывает себе счастье. Бывает в награду за свои героическое поведение и добрые дела он получает царство или полцарства и царскую дочь, дорогого коня и какие-то волшебные умения…

 - Теперь опишем Василису.
Слайд «Василиса»
 Положительная героиня сказок Василиса наделена мудростью и способностью превращаться. Она сильная от природы, поэтому справляется с любым заданием и трудностями. Она очень добрая и трудолюбивая. Василиса  - значит царственная. Прекрасная духовно и внешне – высоконравственная, у нее развиты чувства справедливости, благородства. За все испытания, которые встречаются Василисе на пути, ее ждет свадьба и счастливая судьба.

2-я группа дает описание сказочных животных: Волка, Лисы, Медведя, Зайца, Кота …

Каждое животное наделено какими-то человеческими качествами.
  - Кто является самыми популярными героями сказок о животных.  
- Кто расскажет о Волке?
- О Лисе?
-О Медведе?

Слайд «Волк»
Волк – часто глупый, простоватый, доверчивый.
Иногда злой, может быть  помощником человека.

 «Лиса»
Лиса – хитрая, коварная, жадная. А также модница и воровка.

«Медведь»
Медведь – добродушный, простоватый, доверчивый, увалень.
- А Заяц, жар-птица, мышка, еж, они  какие?

Слайд «Заяц и другие животные»
Заяц – хитрый, трусливый. Еж – умный, осторожный, находчивый. Жар-птица – мудрая. Мышка – трудолюбивая, добрая. Кот – коварный, предприимчивый.

3-я группа дает описание злых сил в сказке: Змея Горыныча, Чуда-юда, бабы-Яги, Кощея Бессмертного…

- Третья группа начнет свой рассказ о злых силах.
- Итак, Кощей Бессмертный?
Слайд «Кощей Бессмертный»
Кощей – персонаж волшебных сказок, демоническое существо, враждебное людям, сила его в оборотничестве и чародействе, он неуязвим для окружающих. Смерть Кощея спрятана в яйце. Тайну смерти Кощея выведывает его племянница. По ее указанию с помощью животных–помощников разбивают яйцо, после чего Кощей гибнет. Имя Кощея возводят к древнерусскому «кощей» в значении «пленник», «раб» - позорить, посрамлять; к слову «кость» со значением изможденного старика-скряги или же скелета: Кощей – мертвец, скелет, и потому бессмертен.

- А Змей Горыныч?
 Слайд «Змей Горыныч»
       Змей – популярный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Змей – образ мирового фольклора. В русских сказках Змей Горыныч – многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. Его стихия – воды или горы (Змей-Горыныч). В ряде сюжетов Змей – похититель, он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины – на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает все, пытающихся переправиться. Бой со Змеем и победа над ним – один из главных подвигов героя.
      Общая особенность всех сюжетов о Змее – отсутствие каких-либо реальных описаний его внешности.
      Змей Горыныч обязан своим возникновением, древним культам и ритуалам.

- Баба-Яга?
Слайд «Баба-Яга»
Баба-яга – популярный персонаж восточнославянских сказок. Изображается как фантастически уродливая старуха, владеющая волшебными предметами. («сидит Баба-Яга, костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос», «на железной ступе едет, железным толкачом погоняет»); обычное место обитания – избушка на курьих ножках в лесу, в тридевятом царстве». Баба-Яга принадлежит мифологическому миру; она хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, всемогущая вещая старуха, охранительница границ «иного царства», царства Смерти.

- А что вы знаете о колдунах и ведьмах из русских народных сказок? Они какие?

Слайд «Колдун, Ведьма»
       Ведьмы в русской традиции – женщины, якобы запродавшие душу дьяволу в обмен на получение сверхъестественных способностей – насылать порчу на людей и домашний скот, вызывать эпидемии, засуху, неурожай; готовить приворотные зелья и яды; оборачиваться в различные предметы, летать по воздуху.
       Колдун, «чародей» - человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (магия). Колдовство-волшебство, ведовство, чародейство, согласно народным поверьям, таинственная способность некоторых людей причинять различный вред или избавляться от него, насылать или снимать порчу.

- Давайте подумаем, в каком цвете можно изобразить добро и зло, почему вы так считаете?
(Каждой группе даются карточки № 2.)

Карточка 2
Подумайте, мир, в котором живут главные герои сказок, какого цвета? Почему вы так считаете?
Карточка 2
Подумайте, мир, в котором живут сказочные  герои-животные, какого цвета? Почему вы так считаете?
Карточка 2
Подумайте, место обитания злых сил какого цвета? Почему вы так считаете?

- Начнем с добрых сил.
Слайд «Цвет добра и зла»
Белый цвет – цвет чистоты, света.
Голубой, синий цвет – цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни.
Красный цвет – цвет правды, борьбы со злом.
Зеленый и желтый цвет – цвет надежды, радости.

- Теперь расскажите  о цвете зла.
Слайд «Цвет зла»
Черный цвет – цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос.
Не менее зловещ и темно-зеленый цвет. Это цвет всяческой нечести.

Все эти цвета присутствуют не только в сказке, но и в нашей жизни. Это цвета окружающей нас природы: радуги и плодородной земли. Отсюда мы черпаем жизненные силы,  помогающие нам противостоять злым существам, возможно, живущим рядом с нами.

Слайд «Природа и ее силы»
Природа и ее силы почитались как одушевленные, причастные к людским желаниям и поступкам. Землю называли матерью. Не потому ли Мать сыра, земля – спасительница людей и залог неминуемой кары для нечисти.

IV. Итоги урока – творческого проекта.
    - Ребята, давайте еще раз прочитаем гипотезы, выдвинутые в начале урока.
   -  Как вы считаете, мы с вами их подтвердили?
    - Что важное мы узнали в процессе нашего исследования?  
(На уроке мы с вами проследили, что светлому миру положительных сказочных героев противопоставляются темные силы этого царства, всякая нечисть. Что народная сказка всегда на стороне нравственной правды, и выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, сострадательностью героя.)
V. Домашнее задание
   Ответить письменно на вопрос: «Как вы считаете, чему учит русская народная сказка?» (Сказка учит нас верить в себя и свои силы, преодолевать трудности,  воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду каждому на лучшее. Учит тому, чтобы человек принимал верное решение в сложной жизненной ситуации и умел смотреть на себя со стороны.)
Оценки:   

.



 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн