Настроимся на работу. На уроке будете решать задачи разного вида, выполнять действия со смешанными числами, познакомитесь с новым понятием. (слайд 1)
II. Актуализация знаний
Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен,
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.
Вы все знаете сказку «Колобок». Вспомним ее, но наша сказка будет на экологическую тему. Мы часто слышим слово «экология». Что оно обозначает? (Наука сложная, важная и нужная; о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде.)
Итак, отправляемся в сказку. (слайд 2)
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
– Испеки мне, старая, колобок.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– По амбарам помети, по сусекам поскреби, вот и наберется.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть… Задача о Колобке. Для приготовления колобка нужно взять 5 частей муки, сметаны 3 части, сахара 1 часть,масла 1 часть. Найдите массу продуктов, необходимых для приготовления колобка, если его вес 1 кг. (Ребята, используя краткую запись , анализируют, решают задач у доски и в тетрадях).
5+3+1+1=10 (ч) – всего
1000:10=100(г) – в 1 части, сахара, масла.
100·5=500(г) – муки
100·3=300(г) - сметаны
Ответ: 500г муки, 300г сметаны, 100г сахара, 100 г масла.
– Слушаем сказку дальше. (слайд 3)
Надоело Колобку лежать – он и покатился, с окна на лавку, с лавки – на пол, по полу – да к дверям. Перепрыгнул через порог в сени, из сеней – на крыльцо, с крыльца на двор, со двора – за ворота, дальше и дальше….. Катится по дорожке, а дорожка–то не простая, на ней цепочка примеров.
Восстановите цепочку вычислений
– Сказка продолжается.
Катится Колобок по лесу, а навстречу ему заяц. Держится за бок, прихрамывает.
– Что с тобой, косой?
– Это я-то косой? Да косой тот, кто вчера со мной злую шутку сыграл.
– Какую еще шутку?
– Да вот, значит. Лежу я вчера под кустом, отдыхаю. Вдруг удар, еще удар: по голове, по боку.
С полянки отдыхающие стреляют по кустам пустыми бутылками.
– А что потом было?
– Оставили после себя горы бутылок, сели в машину и уехали. Посмотри, сколько бумаги, консервных банок, пустых стаканчиков, полиэтиленовых пакетов валяется вокруг. Любой зверь легко пораниться может.
А в каком порядке будут разрушены эти вещи, оставленные в лесу? Ребята, давайте поможем убрать мусор с полянки. Решим задачи блиц-турнира: (слайд 4)
Справка:
Для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет; консервной банки- 90 лет; фильтра от сигарет- 100 лет; полиэтиленового пакета- 200 лет; пластмасс- 500 лет; стекла- 1000 лет.
Гимнастика для глаз
Покатился Колобок дальше в лес. Катится, а ему навстречу волк. (слайд 5)
– Здравствуй, волк! Что, серый, еле ноги волочишь? Аль жизнь тебя не радует?
– А как ты догадался, Колобок?
– По глазам твоим вижу, затаенная грусть в них. Так что же случилось?
– Был я резвый и веселый, все я рыскал по лесам, никогда не был голодный, добывал я пищу сам. А теперь посмотри, что стало со мной: бока впали, в глазах нет огонька, даже зубами не могу щелкнуть. А все из – за него.
– Из-за кого?
– Да из-за барашка, которого я недавно в соседней деревне стащил. Видать выгуливался тот барашек по полям-лугам, где химией все обработано. Растения, которые он щипал, гербицидами обработаны были. А я его съел, да еще косточки обглодал. Вот у меня живот и болит. Лечиться мне надо. Пойду, поищу лечебную травку.
Отправился волк в путь по карте. (слайд 6)
III. Проблемная ситуация
–Выполните 1 задание.
Начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите стрелочкой направление луча.
Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см…
– Сформулируйте тему урока. (Координатный луч) Запишите тему в тетрадь.
Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка. (слайд 7)
На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово.
– Итак, появляется новое понятие – «координата». IV. Постановка учебной задачи
– Чему мы должны научиться на уроке? (Уточнить значение понятия «координата точки»; научиться определять и записывать координаты любых точек.)
– Слушаем сказку.
Катится Колобок, а навстречу ему медведь.
– Здравствуй, Мишенька-медведь! Ты что, тоже заболел?
– Я чуть в лесу не сгорел. Шел лесом грибник, бросил окурок, да не затушил его: с него все и началось. Лес вспыхнул да так быстро, что я еле ноги унес. А надо еще к зиме успеть берлогу построить. Хотел в соседнем лесу обосноваться, но его уже вырубили. Подскажи, дружок, смогу ли я в этом лесу место найти?
– Места-то много, да люди его понемногу в свалку превращают.
– Ну что ж, пойду дальше искать.
А мы с вами продолжим искать новые знания.
V. Открытие нового
– Слышали ли вы фразу: «Оставьте свои координаты»? Что она обозначает? (Оставить свой адрес, дать номер телефона.) Значит, речь идет о местоположении. А что же используется для записи адреса? (Число) Так что же такое «координата точки»? (Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, то есть адрес точки.)
– Проверим значение слова «координата» по толковому словарю.
– Вернемся к заданию: определить и записать координаты точек А, В, С, Д. В математике строгие правила, есть свои условные обозначения. Посмотрите, как записывается координата точки А. В скобках, рядом с обозначением точки – А(4).
– Координатой точки А называется число, которое показывает расстояние от начала луча до точки А. Что показывает число в скобках? (Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А). Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним. Проверьте свои предположения по учебнику. Прочитайте текст на стр.86 учебника.
– Так что же такое «координата точки»? А почему координата точки С равна 14? (Это число показывает расстояние от точки С до начала луча).
– Что нового узнали про числовой луч из вывода в учебнике? (Он еще называется координатным). Почему его еще так называют? (Так как каждой точке числового луча соответствует, число равное координате этой точки). «Лесенка знаний» пополнилась еще одним дополнением – координатный луч.
Физминутка
(слайд 8)
– Покатился Колобок дальше. Навстречу ему лисица бежит. В деревне была. Хотела курочку сцапать. Да только не повезло, собаки учуяли.
– Здравствуй, рыжая. Куда ты путь держишь? Что на меня даже не глядишь?
– Здравствуй. Я бы тебя съела, да боюсь располнеть. Мне много мучного нельзя. Иду в ближайший магазин за диетическими продуктами. Не знаешь, есть ли там курочки. А то в лесу птичек совсем мало стало.
– Да есть там импортные окорочка. Уж как год лежат.
– Да ты что, со свету белого меня сжить хочешь! Мне нужны экологически чистые продукты. Я давно мечтаю о деревенской курочке. В последнее время так трудно стало жить в лесу.
– Не одной тебе трудно. Я встретил зайца, волка, медведя. Они тоже жаловались на судьбу. Да вот они сами сюда идут.
VI. Первичное закрепление
– Давайте определим по числовому лучу координаты сказочных персонажей.
– Пусть одна единица на луче равна 5 метров. Какое расстояние от Колобка до зайца? От Колобка до медведя? От волка до лисы? Выполним задание от зверей (с.87 учебника № 386)
VII. Закрепление пройденного материала
– Нелегко жить зверям на белом свете. Кто же им может помочь? Самостоятельно вычислите значения выражений; затем расставьте ответы в порядке возрастания, и вы ответите на мой вопрос. (слайд 9)
– Кто же может помочь зверям? (Человек)
VIII. Итог урока
– Наш урок – это лишь попытка обратить внимание на отношение людей к окружающей среде. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо. Вдруг мы его больше не увидим на Земле? Помогайте лесным обитателям жить в это трудное время.
– Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
– Оцените работу класса на уроке.