Submitted by Наталья Григорьевна Лаванда on пн, 13/12/2010 - 20:50
Предварительная работа Компьютерная презентация – это эффективный способ подачи нужной информации, текста, иллюстраций, сопровождающих доклад. На уроке использована проектная работа «Агроценозы и агроэкосистемы Осиновского округа», в которой ученица показала исследовательскую работу на основе наблюдений и поиска материалов, достоверной информации и фотографий по краеведческому материалу, использованы многолетние наблюдения воспитанников объединения «Юнэко» По изучению новой темы группа обучающихся (2 чел) познакомились с теорией саморазвития экосистем, с процессом сукцессии, занимались поиском информации и фотографий по данной теме, углубили свои знания в области изученного материала. Они в своей работе поставили основополагающий вопрос, задачи, которые полностью раскрыли и представили всему классу. Для закрепления новой темы на уроке была показана проектная исследовательская работа «Сукцессия Осиновского округа», где ученица показала на примере процесс развития экосистемы в нашей местности. Девочка работала в паре с ученицей 7 кл. на экологическом кружке. В течение нескольких лет велось наблюдение за исследуемым объектом, собраны исторические сведения образования и исчезновения пруда. Материал для проектной работы собирался не один год. Кожанова Елена воспитанница экологического кружка «ЮНЭКО», которая неоднократно участвовала в областных и районных экологических конференциях и конкурсах, где занимала призовые места. Сейчас, на уроке, ей представилась возможность показать классу свои исследования и всю проектную работу по нашему краю, касающююся непосредственно новой темы. Каждой учащейся пришлось в своей деятельности использовать компьютер, беря на себя техническую, оформительскую или информационную часть работы, организуя поиск материала и создание конечного продукта. Повторение предыдущей темы «Агроценозы и агроэкосистемы» Дать определение: Агроценозы Агроэкосистемы Тест №1 1. Агроценозом является А) поле Б) лес В) озеро Г) болото 2. В агроэкосистеме, в отличии от природной экосистемы А) виды связаны между собой цепями питания В) образуются разветвлённые цепи питания Б) кроме солнечной используется дополнительная энергия Г) используется в основном солнечная энергия 3. Агроценозы, в отличии от биогеоценоза А) не участвуют в круговороте веществ Б) существуют за счёт микроорганизмов В) состоят из большого числа видов Г) не могут существовать без участия человека. 4 Агроценозу пшеничного поля свойственны короткие пищевые цепи, так как А) преобладает один вид продуцентов Б) высокая численность редуцентов В) отсутствуют консументы Г) большое разнообразие продуцентов 5. Введение в севооборот агроценозов бобовых культур способствует А) сокращению посевных площадей Б) уменьшению эрозии почв В) накоплению в почве азота Г) обогащению почвы соединениями фосфора 6. Агроценоз в отличии от биогеоценоза, характеризуется 1) короткими цепями питания 2) разветвлёнными цепями питания 3) преобладанием монокультур 4) большим видообразованием Тест №2 Верны ли утверждения «Да» или «Нет» В агроценозах, в отличии от природных биоценозов: 1. пониженное видовое разнообразие (да) 2. виды, культивируемые человеком, не могут выдержать конкуренции с дикими видами без поддержки человека (да) 3. значительное использование дополнительной энергии (с/х техника, человек) (да) 4. Пищевые цепи разветвленные (нет) 5. Круговорот веществ неполный (да) 6. Агроценоз – неустойчивая система (да) Составить схемы пищевых цепей в агроценозе (учителем наглядно предлагаются варианты) Просмотр проектной работы по изученной теме «Агроценозы и агроэкосистемы Осиновского округа» (Гусевская Е -9кл) Вывод по изученной теме. Изучение новой темы «Саморазвитие экосистем – сукцессии» Рассказ учителя (сопровождается слайдами) Теорию сукцессий изначально разрабатывали геоботаники, но затем стали широко использовать и другие экологи. Одним из первых теорию сукцессий разработал Ф. Клементс и развил В. Н. Сукачёв, а затем С. М. Разумовский. Сукцессия — последовательная необратимая смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории в результате влияния природных или антропогенных факторов. Последовательность сообществ, сменяющих друг друга в данном пространстве, называется стадиями развития. Различают множество форм сукцессии (фитогенная, зоогенная, ландшафтная, антропогенная, пирогенная, катастрофическая и др.). В оптимальных условиях любая сукцессия заканчивается возникновением медленно развивающегося климаксового сообщества. Различают первичные и вторичные сукцессии. Термин «сукцессия» предложен Г. Каулсоном Ученицы Иванова Т. и Клепова Е. (9кл) представляют проектную работу, в которой объясняют тему «Саморазвитие экосистемы» Учитель: Понятие о динамике экосистем. Экосистемы подвержены непрерывным изменениям. Одни виды постепенно отмирают или вытесняются, уступая место другим. Внутри экосистем постоянно протекают процессы разрушения и новообразования. Например, старые деревья отмирают, падают и перегнивают, а покоящиеся рядом до поры до времени в почве семена прорастают, давая новый цикл развития жизни. Постепенные процессы изменения экосистем могут носить иной характер в случае катастрофических воздействий на них. Если разрушение биоценоза вызвано, например, ураганом, пожаром или рубкой леса, то восстановление исходного биоценоза происходит медленно. Изменение экосистемы во времени в результате внешних и внутренних воздействий носит название динамики экосистемы. Изменения сообществ отражаются суточной, сезонной и многолетней динамикой экосистем. Такие изменения обусловлены периодичностью внешних условий. Антропогенные сукцессии (А.с.) - экологические сукцессии, которые протекают под влиянием деятельности человека. А.с. вызываются либо постоянно действующим внешним фактором (выпас, вытаптывание, загрязнение), либо представляют процесс восстановления экосистем после их нарушения человеком (зарастание залежи, восстановление пастбищ после прекращения интенсивного выпаса, восстановление леса на вырубке и др.). В современной биосфере А.с. играют огромную роль. Примером влияния человека на развитие сукцессии может быть наш бывший пруд «Сюрприз» Что произошло с нашим прудом, и как на месте пруда образовалась новая экосистема, покажет в своей исследовательской работе «Сукцессия Осиновского округа» – Кожанова Е. (9кл) Заключение по теме делает Кожанова Е. Экологической сукцессией называется постепенная, необратимая, направленная смена одних биоценозов другими на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека Оценки за урок--- Д/з пораграф 19, Дополнительная информация стр. 140-142