Тема греха и проблема долга, счастья, смысла жизни в поэме
«Кому на Руси жить хорошо».
Гриша Добросклонов – народный заступник.
Цель: В чем видит Некрасов счастье человека и народа? В чем смысл образа Гриши Добросклонова?
Запись на доске: Гръхъ – поступокъ, противный закону Божiю; вина перед Господомъ. (В. Даль. Толковый словарь.)
Для расширения значения даны пословицы из Толкового же словаря:
·Грехи любезны, доводят до бездны.
·Вина или проступокъ; ошибка, погръшность.
·Плохо не клади, в грех не вводи.
·Бъда, напасть, несчастье, бъдствие.
·От греха не уйдешь.
·Не бойся кнута, а бойся греха.
·Молод бывал – и с грехом живал.
·Не по грехам нашим господь милостив.
·Грехов много, да и денег вволю.
·С людьми мирись, а с грехами бранись.
·Живи так, чтобы ни от бога греха, ни от людей стыда.
I.1. Почему крестьяне выбрали в счастливого попа, помещика? Как они понимают хорошую жизнь?
2.Как понимает счастье поп (покой, почет, богатство), помещик (сытая, праздная жизнь, власть над крестьянами)?
3.В чем видят счастье те из народа, с кем сталкиваются семь странников? (гл. «Счастливые»).
4.Чем объясняется ограниченность требований и узость идеала счастья крестьян?
5.Чем их идеал коренным образом отличается от идеала большинства из господствующих классов?
6.Каков оттенок слова «счастливые» в названии главы?
7.Каково же мужицкое счастье (убогое и непритязательное)?
Годы гнета, нищеты, бесправия, непосильного, изнуряющего труда определили ограниченность и узость идеала, представления крестьян о счастье. Народу везде плохо.
Поэт пишет об этом с иронией, но и сочувственно (от помещичьего отличается тем, что добыто собственным трудом, здоровьем, жизнью). Но, все равно, это представление о счастье не удовлетворяет семерых странников.
II.Если нет счастливых, то кто же виноват? Часто проблема счастья отодвигается на задний план. Возникают ожесточенные споры о том, кто более всех грешен. (Стр. 238 «Пир на весь мир».)
Гл. «Горькое время – горькие песни».
Вахлак –грубый, неотесанный мужик (так о себе с иронией мужики в средних и северных губерниях.)
Спор –дело обычное, доводит и до драки.
Гл. «Странники и богомольцы».
1.Почему предпосылает ей «Легенду о двух великих грешниках»?
2.Что и как говорит о неизбежности конца народного долготерпения?
Странников слушают внимательно, народ пытлив, вдумчив, восприимчив к идеям добра. Душа народа – благодатная почва. Нужны сеятели. Один из них – Иона Ляпушкин, любимец крестьянской бедноты. Но он сеет бунтарское в народе.
Легенда о Кудеяре только внешне христианская, на самом деле бунтарская.
Единственное средство очиститься от грехов, обрести свободу – расправиться с угнетателями. Корни зла, того, что нет среди крестьян счастливого, находятся в угнетении, в том, что существует «крепь».
4. Какой же самый страшный грех? И в этом история, которую рассказывает староста Влас.
Предательство – самый страшный грех. Предатели народа грешнее всех. А святые, а значит счастливые те, кто борется за счастье народа.
III.Таким счастливым является Гриша Добросклонов.
Гл. «Доброе время – добрые песни».
1.Из какой среды вышел Гриша?
2.Как проходило детство Гриши и годы учебы в семинарии?
3.Под влиянием чего формировались патриотические чувства Гриши? Какую роль в этом сыграла любовь к матери и близость к крестьянству?
4.В чем же видит Гриша счастье народа? Какие основные мысли заключены в его песнях?
5.В чем видит свое собственное счастье? Какие два пути противопоставлены?
6.Каково его будущее?
7.В чем близок Гриша Некрасову?
8.В чем видел Некрасов счастье? Кого он считал счастливыми?
9.В чем смысл образа Гриши Добросклонова?
Счастливы те смелые и самоотверженные люди, которые обретают подлинное счастье в служении народу. Образ Гриши является ответом на вопрос. В песнях Гриши вера в живую силу народа, в его способность преодолеть и побороть гнет самодержавного режима. Рисуется могучее пробуждение народа.