Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема греха и проблема долга, счастья, смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов – народный заступник.

Фото пользователя Юлия Викторовна Кораблёва
Размещено: Юлия Викторовна Кораблёва - ср, 15/12/2010 - 20:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кораблёва Юлия Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ "Основная общеобразовательная школа № 8"г.Балаково учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Литература
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
. Какой же самый страшный грех? И в этом история, которую рассказывает староста Влас. Предательство – самый страшный грех. Предатели народа грешнее всех. А святые, а значит счастливые те, кто борется за счастье народа. III. Таким счастливым является Гриша Добросклонов. Гл. «Доброе время – добрые песни».

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА

Тема греха и проблема долга, счастья, смысла жизни в поэме

«Кому на Руси жить хорошо».

Гриша Добросклонов – народный заступник.

 

Цель: В чем видит Некрасов счастье человека и народа? В чем смысл образа Гриши Добросклонова?

Запись на доске: Гръхъ – поступокъ, противный закону Божiю; вина перед Господомъ. (В. Даль. Толковый словарь.)

Для расширения значения даны пословицы из Толкового же словаря:

·         Грехи любезны, доводят до бездны.

·         Вина или проступокъ; ошибка, погръшность.

·         Плохо не клади, в грех не вводи.

·         Бъда, напасть, несчастье, бъдствие.

·         От греха не уйдешь.

·         Не бойся кнута, а бойся греха.

·         Молод бывал – и с грехом живал.

·         Не по грехам нашим господь милостив.

·         Грехов много, да и денег вволю.

·         С людьми мирись, а с грехами бранись.

·         Живи так, чтобы ни от бога греха, ни от людей стыда.

I.               1.    Почему крестьяне выбрали в счастливого попа, помещика? Как они понимают хорошую жизнь?

2.      Как понимает счастье поп (покой, почет, богатство), помещик (сытая, праздная жизнь, власть над крестьянами)?

3.      В чем видят счастье те из народа, с кем сталкиваются семь странников? (гл. «Счастливые»).

4.      Чем объясняется ограниченность требований и узость идеала счастья крестьян?

5.      Чем их идеал коренным образом отличается от идеала большинства из господствующих классов?

6.      Каков оттенок слова «счастливые» в названии главы?

7.      Каково же мужицкое счастье (убогое и непритязательное)?

Годы гнета, нищеты, бесправия, непосильного, изнуряющего труда определили ограниченность и узость идеала, представления крестьян о счастье. Народу везде плохо.

Поэт пишет об этом с иронией, но и сочувственно (от помещичьего отличается тем, что добыто собственным трудом, здоровьем, жизнью). Но, все равно, это представление о счастье не удовлетворяет семерых странников.

II.                  Если нет счастливых, то кто же виноват? Часто проблема счастья отодвигается на задний план. Возникают ожесточенные споры о том, кто более всех грешен. (Стр. 238 «Пир на весь мир».)

Гл. «Горькое время – горькие песни».

Вахлак – грубый, неотесанный мужик (так о себе с иронией мужики в средних и северных губерниях.)

Спор – дело обычное, доводит и до драки.

Гл. «Странники и богомольцы».

1.      Почему предпосылает ей «Легенду о двух великих грешниках»?

2.      Что и как говорит о неизбежности конца народного долготерпения?

Странников слушают внимательно, народ пытлив, вдумчив, восприимчив к идеям добра. Душа народа – благодатная почва. Нужны сеятели. Один из них – Иона Ляпушкин, любимец крестьянской бедноты. Но он сеет бунтарское в народе.

Легенда о Кудеяре только внешне христианская, на самом деле бунтарская.

(Схима – высшая монашеская степень, требующая строгого аскетизма; схимник – монах, принявший схиму.)

3.      Какую мысль внушает легенда?

Единственное средство очиститься от грехов, обрести свободу – расправиться с угнетателями. Корни зла, того, что нет среди крестьян счастливого, находятся в угнетении, в том, что существует «крепь».

4. Какой же самый страшный грех? И в этом история, которую рассказывает староста Влас.

Предательство – самый страшный грех. Предатели народа грешнее всех. А святые, а значит счастливые те, кто борется за счастье народа.

III.                Таким счастливым является Гриша Добросклонов.

Гл. «Доброе время – добрые песни».

1.      Из какой среды вышел Гриша?

2.      Как проходило детство Гриши и годы учебы в семинарии?

3.      Под влиянием чего формировались патриотические чувства Гриши? Какую роль в этом сыграла любовь к матери и близость к крестьянству?

4.      В чем же видит Гриша счастье народа? Какие основные мысли заключены в его песнях?

5.      В чем видит свое собственное счастье? Какие два пути противопоставлены?

6.      Каково его будущее?

7.      В чем близок Гриша Некрасову?

8.      В чем видел Некрасов счастье? Кого он считал счастливыми?

9.      В чем смысл образа Гриши Добросклонова?

Счастливы те смелые и самоотверженные люди, которые обретают подлинное счастье в служении народу. Образ Гриши является ответом на вопрос. В песнях Гриши вера в живую силу народа, в его способность преодолеть и побороть гнет самодержавного режима. Рисуется могучее пробуждение народа.

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория