Вы не зарегистрированы

Авторизация



Окружающий мир. Живая и неживая природа.

Размещено: Татьяна Михайловна Шеина (Шипилова) - пн, 27/12/2010 - 20:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шеина Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №16 с УИОП" г.Старый Оскол, учитель начальных классов
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
Дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. 2 класс. М.: Просвещение.  Рабочая тетрадь к учебнику. 2 класс.

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Иллюстрации предметов, созданных трудом человека (зонт, мяч, книга); карточки с картинками живой природы (дерево, медведь, бабочка, дети, цветок) и неживой природы (камни, звезды, вода, солнце, сосульки), карточки-тесты, схема «Признаки живой природы»

Краткое описание: 
На данном уроке учащиеся знакомятся с первоначальным представлением о природе в целом, выделяют главные признаки всего живого на Земле, определяют связи между живой и неживой природой, анализируют полученную информацию и делают свои выводы.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}

2 класс. Урок окружающего мира. Тема «Живая и неживая природа»

 

Цель: дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

 

Задачи:

1.      Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой.

2.      Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся.

3.      Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

 

Оборудование: иллюстрации предметов, созданных трудом человека (зонт, мяч, книга); карточки с картинками живой природы (дерево, медведь, бабочка, дети, цветок) и неживой природы (камни, звезды, вода, солнце, сосульки), карточки-тесты, схема «Признаки живой природы»

 

Ход урока

I.Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

 

Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!

 

II. Повторение изученного материала.

На прошлом уроке  мы говорили о нашем отношении к окружающему миру. Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе и к тому, что они делают. На задание дается 3 минуты. Игра «Поиграем в отношение». За это время первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. )

Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное, бережное)

Как нужно относиться к природе? (Охранять, беречь, не загрязнять.)

 

III. Сообщение темы урока.

Ребята, мы часто с вами  произносим такую фразу: «Какая природа, какая красота» или

«Я был на природе».
 А что такое природа?
Вот сегодня на уроке мы и будем искать ответ на этот вопрос. А так же узнаем, что относится к живой и неживой природе.

 

IV. Работа по теме урока.

Посмотрите на доску. Что вы там видите? (Различные картинки ). На какие две группы можно разделить все предметы? (Первая группа – то, что создано руками человека, вторая группа – то, что создано природой)

На доске мы получаем:

1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека.

2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево. Все это создано природой.

Убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком.

Делаем вывод 1: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой.

Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки?

(На живое и неживое )

На доске мы получаем:

Живая природа:                                                      Неживая природа:

дерево                                                                      камни

медведь                                                                   звезды

бабочка                                                                    вода

дети                                                                          солнце

цветок                                                                      сосулька

 

V. Физкультминутка

Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! (Ходьба)
Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!». (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! (Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. (Прыжки на месте)
Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! (Лёгкий бег на месте: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! (Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

 Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!

 

VI. Работа по учебнику

Между живой и неживой природой есть тесная взаимосвязь. Для чего нужны солнце, воздух и вода? (Ведется работа по с.15)

Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? ( Неживая)

А что видим справа? Какая это природа? (Живая)

Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? (Связь между живой и неживой природой.)

В чем состоит эта связь?

Делаем вывод 2: неживая природа необходима для жизни живых существ.

 

VII. Беседа по теме урока

Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? (Живое может двигаться)

Правильно, все живое двигается. Даже растения. Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.

На доске появляется первый признак жизни – движение.

Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет)

Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.

На доске появляется второй признак  жизни – рост.

А что нужно обязательно живому организму для  роста и развития? (Питание)

Питаются и растения, и животные, и человек.

Третий признак жизни - питание

А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)

Некоторые растения погибают при наступлении зимы. Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.

Следующий признак жизни – смерть.

Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле?  (Растения, животные и люди рождаются вновь)

На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.

Поэтому пятый признак жизни – размножение.

Ребята, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили?  (Движение, рост, питание, смерть, размножение).

Давайте проверим, обладают ли всеми этими признаками предметы  нашей живой природы: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок. (Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет, питается, обладает движением (листочки сворачиваются, распускаются), размножается, умирает. Следовательно, оно относится к живой природе и т.д.)

 

VIII. Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют карточки-тесты.

                               Тест.

1. Какое выражение правильно? Природой называют все то,

А) что окружает человека

Б) что сделано руками человека

В) что окружает человека и не сделано его руками.

2. К живой природе относится:

А) солнце

Б) лягушка

В) камни

3. К неживой природе относится:

А) звезды

Б) грибы

В) растения

4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово):

Растения, грибы, животные, вода, человек – это живая природа.

5.Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово):

Солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.

 

IX. Подведение итогов урока

Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
 О чём сможете рассказать дома родителям?
 Назовите, что относится к живой природе.
 Назовите, что относится к неживой природе.

 

X.  Домашнее задание.
В рабочих тетрадях на с. 8 дома вы сможете выполнить интересное творческое задание. Каждый из вас  может побыть исследователем и ответить на вопросы: 
Что называется природой?
Какая связь между живой и неживой природой?

 Спасибо всем за работу! Урок окончен.

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория