Submitted by Елена Павловна Аркатова on Wed, 29/12/2010 - 23:30
Эпиграфом к уроку может служить отрывок из «Песни о Нибелунгах»:
Полны чудес сказания давно минувших дней:
про громкие деянья былых богатырей,
про их пиры, забавы, несчастья и горе
и распри их кровавые услышите вы вскоре...
Ход урока
Прочитав эпиграф, учитель обращает внимание учащихся то, что речь на уроке пойдет о рыцарях. Их обычаи и традиции, жилище и вооружение — все это нам предстоит условно восстановить, т.е. реконструировать.
Слово «рыцарь» буквально означает «всадник». Первоначально называли небогатых конных воинов. Со временем рыцарями стали называть всех сеньоров, поскольку их главной обязанностью было несение конной военной службы. Постепенно слово «рыцарь» начало символизировать почетное звание сеньора.
Домом феодала и одновременно его крепостью являлся замок (напомним ребятам выражение «Мой дом — моя крепость»). Воздвигнутые на холме или на скале, выполненные из камня, замки казались неприступными.
Используется видеофрагмент художественного фильма «Баллада о доблестном рыцаре «Айвенго», где показана осада и штурм замка. Ребятам предлагаем высказать свои впечатления об этих постройках.
Первый этап урока посвящен изучению устройства и назначения замков1(В разработку урока включен ряд игровых моментов, которые по усмотрению учителя могут использоваться выборочно).
Обратите внимание ребят на то, что как жилище замок не был ни приветливым, ни уютным – от мощных каменных стен тянуло холодом и сыростью. Не отличались комфортом и удобством внутренние помещения, которые освещались лишь бликами каминного огня.
Школьники рассматривают изображения средневековых замков, сохранившихся до наших дней в странах Европы. Заранее подготовленный ученик называет и показывает на иллюстрации (слайде, рисунке или выполненном картонном макете) составные части замка:
Главная башня – донжон – достигала очень большой высоты. (К примеру, башня замка де-Куси возвышалась на 64 метра. Попасть в нее можно было лишь через перекидной мост из соседней башенки; чтобы подышать свежим воздухом, обитатели замка шли по подземному ходу за крепостную стену, где был разбит сад.)
Мощные укрепления устрашающих и неприступных замков, остроконечные шпили и флюгера — все это соответствовало средневековым представлениям рыцарства о своем назначении и идеалах. В подземелье замка нередко располагалась тюрьма с цепями и орудиями пыток.
Ребятам предлагается подумать, какие события, связанные с жизнью и бытом феодалов, могли происходить в замке.
На этом этапе урока заранее подготовленные учащиеся разыгрывают сценку по несложному сценарию: «Посвящение в рыцари»
Сцена первая
Владелец замка и его сын.
Отец. Сын мой, ты стал совсем взрослым. Сегодня – лучший день в твоей жизни. А ведь еще недавно я учил тебя фехтованию на мечах, брал на охоту...
Сын. Да, отец. Ты приучил меня не страшиться поединков, драться до первой крови, гонять по лесу оленей и стремглав мчаться за ними на резвом коне, а если придется – драться с раненым кабаном или медведем. Но ни разу ты не брал меня на войну, а при этом говорил, что жизнь без войны рыцарей скучна.
Отец. Ты не был тогда настоящим рыцарем. В поход я мог взять тебя лишь оруженосцем. И только если бы посчастливилось и ты проявил себя в битве, то там же, на поле боя, ты получил бы звание рыцаря.
Сын. Я жаждал этого и надеялся убежать вслед за тобой на войну...
Отец. Не торопи время. Сегодня сбудутся твои мечты. Поспеши же поучаствовать в самом важном для тебя событии.
Сцена вторая
Знатный рыцарь и сын владельца замка.
Знатный рыцарь. Сегодня, юноша, ты посвящаешься в рыцари. Стать им — непростое дело. Вспомни и расскажи всем, как ты готовился к этому.
Юноша. С детства меня готовили к военной службе. Отец рассказывал мне о рыцарских подвигах и достоинствах, учил быть ловким и смелым. В семилетнем возрасте я покинул отцовский замок и служил пажом при дворе знатного сеньора. Я упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Но читать и писать меня почти не учили. Когда мне исполнилось 15 лет, я стал оруженосцем. В замке я ухаживал за лошадьми и собаками. Встречал гостей, а в походе вез доспехи рыцаря. На поле боя я был близ рыцаря, готовый в любой момент подать ему запасное оружие. Эту ночь я провел в церкви, где неустанно молился. И вот сейчас, облаченный в парадные одежды, я готов к обряду.
Знатный рыцарь. Встань на колени (он трижды наносит удар мечом плашмя по плечу юноши). Я наношу тебе удар – единственный в твоей жизни, который ты можешь получить не возвращая. Теперь тебе предстоит опоясаться мечом и надеть шпоры – знаки рыцарского достоинства. А затем продемонстрировать свою ловкость – вскочить на коня, пронзить копьем мишень.
Следующий этап урока посвящен изучению вооружения и доспехов средневекового рыцаря. По подобранным заранее иллюстрациям группа учащихся «одевает» рыцаря, поясняя назначение каждого доспеха.
Учитель поясняет, что с момента посвящения в рыцари юноша должен подчиняться правилам рыцарской чести. Организуется работа с учебником (или фрагментами средневековых поэм). Формулируется задание: перечислить правила рыцарской чести и пояснить, почему именно им отдавалось предпочтение. На доске рядом с иллюстрациями рыцарских замков и доспехов один из учеников записывает главные нравственные ценности рыцарей.
Теперь учащимся предлагается выбрать из них те, которые сохранили свою значимость до наших дней (возможен иной вариант задания: наполните конкретным содержанием выражение «Он настоящий рыцарь» применительно к современному юноше. Совпадают ли средневековые представления о рыцарских достоинствах с современными? Если да, то в чем? Если нет, то в чем?)
Мысленно возвращаемся в замок. По случаю посвящения старшего сына в рыцари владелец замка устроил турнир. Турнир – рыцарский праздник, военное состязание рыцарей в силе и ловкости. На него съезжались рыцари со всей округи, они выставляли свои щиты с гербами, герольды трубили, вызывая на бой. Дамы в роскошных нарядах наблюдали за ходом турнира.
Далее следует ученическое сообщение о рыцарском турнире (возможен иной вариант изучения вопроса: просмотр видеофрагмента из к/ф «Баллада о доблестном рыцаре «Айвенго» и сравнение турнира с его описанием в учебнике). Учитель ставит вопросы:
• Какое значение в жизни рыцаря имели турниры?
• Кого из рыцарей не допускали на турнир?
• Почему церковь осуждала турниры и добивалась их запрещения?
Можно провести эту часть урока на основе настольной игры «Рыцарский турнир» («рыцарский турнир»: познавательная настольная игра для учащихся 6 класса. Серия «путешествие в прошлое» (автор идеи: Л.А. Соколова). М., 2005., предварительно дав классу опережающее задание прочитать дома соответствующий раздел параграфа.
Праздник завершался пиром в рыцарском замке.
На этом этапе урока ребятам предлагается «накрыть стол» в рыцарском замке – точнее, предположить, что могло быть на пиршественном столе в ХI в., а что – нет. Для этого раскладываются карточки с наклеенными на них рисунками или надписями названий блюд и предметов сервировки стола. В общем виде перечень может выглядеть следующим образом: скатерть, салфетки, стеклянные фужеры, рюмки, кофейные чашки, металлические кубки, столовые ножи, вилки, тарелки фарфоровые, тарелки оловянные, тарелки деревянные, фрукты, кофе, пиво, картофель, помидоры, хлеб пшеничный, хлеб ячменный, хлеб ржаной, мясо, рыба, сушеные фрукты, орехи, торты, репа, редька, пироги, майонез, кетчуп, оливковое масло, шоколад, какао, перец черный, корица, гвоздика, масло.
В итоге «на столе» применительно к ХI в. могут оказаться: скатерть, металлические кубки, столовые ножи (кинжалы), фрукты и сушеные фрукты, пиво, хлеб, мясо, рыба, орехи, репа и редька, оливковое масло, перец черный.
Учитель поясняет, что салфетки как предмет столового белья появились позже. До этого гости вытирали рот рукавами, концами скатерти. Тарелки – из олова и дерева – появились в ХIV—ХV вв. В VIII—IХ вв. роль тарелок играли специальные выемки в дубовом столе. Еду брали пальцами и клали на куски хлеба. Не могли оказаться на столе и вилки – они появились впервые в начале ХVI в. при итальянском дворе и имели первоначально два зубца. Привычный изгиб вилка приобрела лишь в ХVI в. Хлеб употребляли трех видов, отдавая предпочтение ячменному и ржаному. Из перечисленных Напитков на рыцарском столе могло оказаться лишь ячменное пиво. Картофель, помидоры, шоколад, какао стали распространяться после открытия Америки, корица и гвоздика — с ХIV века. С этого времени началась выпечка пирогов с начинкой и тортов. Оливковое масло было распространено на южных землях Европы, где преобладало земледелие и садоводство. Там же употребляли в качестве напитков вино, в то время как на севере Европы больше было распространено пиво.
В конце урока организуется обобщение изученного. Для этого класс делится на несколько подгрупп, которые получают фрагменты из средневековых поэм. Каждая группа определяет главную идею прочитанного и указывает, к какому этапу урока можно отнести этот текст.
Текст № 1.
Без промедления каждый снарядился:
В броню облекся, шлем на лоб надвинул,
Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,
На шею щит четырехпольный вскинул,
Копье рукою правой крепко стиснул...
Текст № 2.
Два славных рыцаря стремглав
Несутся, тот и этот щит
Смят; под ударами трещит
Нагрудник конский и подпруга.
Сбить наземь силятся друг друга,
И каждый не жалеет шпор.
Жесток удар. Могуч напор.
Сбив седла, копья изломав,
дерутся с помощью булав
И жезлов; шлем стремясь рассечь,
Лишь гнут его, зазубрив меч.
Не видел свет подобной рубки.
Никто не делает уступки,
Показывая, как он смел.
Текст № 3.
Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им знатные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли
надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права.
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели.
Текст № 4.
Для знатных и богатых скупость –
Наипозорнейшая глупость;
И до скончанья наших дней
Царица Щедрость нам нужней,
Чем знатней род и воспитанье.
…Царица Щедрость вознесет
Питомца выше раз в пятьсот,
Чем добродетели другие
И начинания благие.
Текст № 5.
Люблю усладу вешних
дней,
Цветов и зелени красу,
Люблю, чтоб песнею своей
Нас птицы тешили в лесу.
И радости не скрою,
Лишь погляжу на ряд
шатров,
Пестреющих среди лугов,
И на готовых к бою,
Вооруженных до зубов
И всадников, и скакунов.
Люблю я видеть, как
народ,
Отрядом воинов гоним,
Бежит, спасая скарб и скот,
А войско следует за ним.
И радуясь душою,
Смотрю как замок осажден,
Как приступом берется он.
И так же люб тот Рыцарь
мне,
Что, первым ринувшись
вперед,
Бесстрашно мчится на коне
И войску бодрость придает
Отвагой удалою.
Лишь только битва
закипит,
Пусть каждый вслед за
ним спешит,
Рискуя головою.
Достоин тот похвальных слов,
Кто и разить и пасть готов.
Текст № 6.
Роланд почувствовал: подходит смерть,
От головы спускается на сердце.
Добраться до сосны большой успел он,
Под нее на зеленой лег траве.
Свой меч и звонкий горн покрыл он телом,
Лицо же повернул к земле враждебной;
Увидит Карл, что он не оробел,
Врагов не устрашился перед смертью,
Что умер он, увенчанный победой,
Любезный граф Роланд, воитель смелый.
Текст № 7.
Две полные недели тянулся пир честной.
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной.
И развлекались гости, как было им угодно,
Не пожалел казны для них хозяин благородный.
Одеждой и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
(Текст № 1 посвящен рыцарскому вооружению, текст № 2 рассказывает о турнирном поединке, тексты № 3, 4 посвящены рыцарской морали, тексты № 5, 6 отражают отношение рыцарей к войне и воинской доблести, текст № 7 повествует о щедрых пиршествах в замках).
В качестве домашнего задания ребятам предлагается поработать с параграфом учебника и на выбор выполнить одно из заданий:
1. От первого лица составить устный рассказ о штурме рыцарского замка.
2. Показать на конкретных фактах противоречивость рыцарской морали.
(С учетом специфики конкретной ученической аудитории учитель может использовать данные поэтические фрагменты в начале следующего урока, организуя на их основе проверку домашнего задания).