1) алгоритм умножения двузначного числа на однозначное :
1. Записываю двузначное число.
2. Пишу однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.
3. Умножаю однозначное число на единицы двузначного числа.
4. Пишу единицы произведения в разряде единиц.
5. Число десятков запоминаю.
6. Умножаю однозначное число на десятки двузначного числа.
7. Прибавляю число десятков, которое запоминал.
8. Записываю десятки под десятками , а сотни выношу в разряд сотен.
2)Образец записи умножения на двузначное число
56 *7 = ( 50 + 6) * 7 =50 *7 +6 *7 =350 +42 = 392
56
Х 7
----------
3 9 2
3)Таблички с записью числовых выражений:
6 * 4
20 * 4
26 * 4
Раздаточный материал:
1)Листочки-памятки с записью письменного приема умножения двузначного числа на однозначное число ( К -1);
2)Алгоритм умножения двузначного на однозначное число ( К-2) ;
3)Таблички для самооценки к этапу рефлексии ( соответственно зелёного, жёлтого и красного цветов).
Понял, но нужен тренинг
Понял, могу объяснить другим
Нужна консультация
4)Карточки с примерами для работы в парах ( к-3).
4785 9456 54217 896730
+ 4376 - 2854 + 18935 - 745637
----------- ---------- ----------- -------------
Ход урока.
1.Организационный момент
- Какие операции над числами в пределах тысячи мы выполняли?
- Над какой темой мы работали на предыдущем уроке?
2. Проверка домашнего задания
- Всё ли у вас получилось при выполнении домашнего задания?
3. Актуализация знаний
1) Индивидуальные задания (2 ученика)
А) Реши уравнения:
2356 – Х = 1523 У + 6578 = 8905
В) Заполни пропуски :
560 = 280 : 7 +
870 = - 810 : 9
740 = 80 * 8 +
2)Рабата в парах (3 пары) по карточке ( к-3) ( 6 учащихся )
3) фронтальная работа ( с остальными )
- Назовите лишнее число в каждом ряду. Увеличь их в 2 раза , в 3 раза.
а) 100, 900, 202, 500, 800.
б) 873, 524, 7 648,211,999.
в) 8 004 , 4 567, 2 345, 958, 8 484.
4)Математический диктант. Работа в тетрадях. (весь класс )
Запиши только ответ.
- Запиши число 8. Увеличь его в 4 раза. Результат уменьши на 4. Увеличь на 14. Уменьши в 6 раз.
- Какие понятия повторили? Прочитай результат
- Найди лишнее число. Докажи.
- Что общего в этих числах? Докажи.
- Сложи эти числа удобным способом. Чему равен полученный результат?
- Что вы о нём можете сказать?
- Увеличь полученный результат на 21 и запиши это число рядом с предыдущим ответом.
- Какое новое число получилось? Дайте ему характеристику.
- Разложи его на сумму разрядных слагаемых.
- Какую тему повторили?
4. Постановка темы урока.
- Какова тема нашего урока?
- Мы не только узнаем, как умножаются эти числа, но и составим алгоритм такого умножения. А поможет нам в этом – прямоугольник. Ведь именно он является графической моделью умножения.
5. Знакомство с новым материалом.
Задание по диску Кирилла и Мефодия.
( Тема: Вычисление длины, периметра, площади.)
- Представьте, что надо найти площадь прямоугольника.
- Что надо сделать?
26 см
4 см
- Но мы ещё не умеем выполнять такое умножение. Что же делать?
Может можно как-то по-другому найти площадь?
(Дети высказывают свои предложения. Если никто не догадается разделить этот прямоугольник на две части, то учитель может предложить: )
- А может быть нам разделить его площадь на две части? Вот только помогите мне это сделать, чтобы удобно было находить площадь получившихся двух частей.
20 см 6 см
4
- Сможем мы теперь найти площадь?
20 * 4 + 6 * 4 = 80 +24 =104 ( см2)
- А как мы это сделали?
6. Первичное закрепление
Работа с учебником 1)с. 40 № 1
2)Рассуждение по учебнику № 2-3 с. 40
3)Работа по диску Кирилла и Мефодия.
Тема: Внетабличное умножение и деление.
Представь двузначное число в виде суммы десятков и единиц. Дополни записи умножения нужными числами
24 * 5 = 20*5 + 4 * 15 * 4 = 10 * + + 5*
26 * 3 = 6 * 3 + 20 * 23 * 4 = 20 * + *
А) Что связывает выражения, записанные на слайде? (Распределительное свойство умножения)
Б) Правило по учебнику с.40
7. Физкультминутка
4)Работа по диску Кирилла и Мефодия.
Тема: Внетабличное умножение и деление.
Представь числа в виде суммы. Перетащи её в скобках.
24 * 3 20 + 14
( ) 30 + 4
34 * 2 10 + 14
( ) 20 + 4
- Существует более короткая запись такого умножения – это умножение в столбик, где тоже применяется приём умножения разрядных слагаемых, но начинается это умножение не с большого разряда, а с меньшего.
(Работа по карточке запись умножения в столбик.) ( К-2)
5)Работа с учебником по алгоритму № 5 с.40
8. Самоконтроль по эталону
- И в дополнении я хочу вам предложить таблички зелёного , жёлтого и красного цветов :
З) понял, могу объяснить другим;
ж) понял, но нужен тренинг;
к) нужна консультация.
- Даю вам 3 минуты. Начали!
- У кого возникли трудности в записи столбиком? Поднимите ту табличку, которую считаете на данном этапе работы для вас наиболее значимой. Помоги товарищу, если он испытывает затруднение.
- Над чем надо поработать в дальнейшем? ( Над алгоритмом и опорной схемой )
- У кого вычислительные ошибки? Исправьте их. Как вы будете справляться со своими трудностями? ( Повторять таблицу умножения )
9.Закрепление изученного материала
- Мы сегодня на уроке использовали запись умножения двузначного числа на однозначное в столбик.
- А в каких ещё случаях можно применить эту форму записи? (При решении уравнений и задач)
Работа по диску Кирилла и Мефодий
1)Дополни выражения и вычисли их значения
14 * 7 = 98
13 * 7 = 91 84
27 * 7 = 85
2)Дополни равенства нужными числами, неверные выражения полить знаком ловушки
14 * = 50 + 20 =
24 * = 60 + 12 =
17 * = 50 + 28 =
19 * =50 + =
3)Выполни умножение и введи результат.
17 * 4 = 15 * 4 =
4 * 17 = 4 * 15 =
17 * 3 = 19 * 3 =
3 * 17 = 3 * 25 =
10.Домашнее задание
№ 7, 8 с. 41, повторить таблицу умножения
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- С какой проблемой мы столкнулись сегодня на уроке?
- Какой выход мы нашли?
- Как вы думаете, пригодится ли новое знание в дальнейшей работе? В каких видах работы? ( В решении примеров, задач, уравнений)
- А теперь оцените собственную работу, класса, отдельных учеников.