Submitted by Наталья Анатольевна Мрыхина on чт, 17/02/2011 - 11:59
Сценарий праздника « Одежда казаков»
(Праздник проводится с учащимися в 1го класса )
Стандарты второго поколения.
Цель.Познакомить учащихся с одеждой донских казаков.
Задачи: 1. Развивать внимание и усидчивость.
2. Учиться работать в творческих группах.
3. Воспитывать любовь к земле наших предков, их традициям и
обычаям.
Зал празднично украшен. Сцена оформлена ( курень, плетень, казак, казачка).
Оформлен стенд с рисунками детей на тему «Одежда казаков».
Атрибуты и оборудование: волшебный сундучок, картинки с одеждой казаков, два листа ватмана с нарисованными контурами казака и казачки. Материалы для творческой работы, магнитофон, компьютер, проектор, фортепиано.
(Слайд №1)
Ведущие мальчик и девочка приглашают первоклассников в актовый зал:
Заходите, заходите, гости дорогие,
Будем веселиться, петь, играть, плясать!
(учащиеся заходят в актовый зал, рассаживаются полукругом напротив сцены)
Исполняется песня «Посею лебеду» (исполняет Плюшкина Наталья).
Девочки - первоклассницы поднимаются на сцену.
Ребенок: А мы тоже песню исполним «На горе то калина».
Ведущая 1.Какая хорошая песня! Спасибо вам за нее!
А стихи о Донском крае вы знаете?
Ребенок: Да, конечно.
На Дону мы родились, на Дону живем,
Любим Родину свою и о ней поем!
Мы донцы - молодцы бравые ребята,
Не смотрите, что малы – все мы казачата!
Ведущий 2. А знаете, ребята, зачем мы сегодня с вами собрались?
Дети: Узнать о том, как одевались донские казаки.
(Слайд №2)
Ведущая 1. Ну, тогда размещайтесь поудобней,
Приготовьтесь поскорей,
Мы узнаем поподробней
Об одежде тех людей,
Что в Донской станице жили,
Жили – были, не тужили.
Казаки в поход ходили,
А их жены пряли, шили,
Всей семье обед варили
И детей своих любили…
Ведущий 2.
Как много народа в казачьей станице,
Нарядные дети, веселые лица…
О чем мы узнаем сегодня, ребята?
Как были одеты Донские казаки.
(Слайд №3)
Ведущая 1.Да, в казачьей станице всегда было много народа: донцы и пришлые.
Сухопутным путем и по воде прибывали запорожцы, вологцы, терские и яицкие казаки.
Приезжали турецкие послы и купцы из России.
Ведущий 2. Донцы всегда выделялись своим внешним видом. Потому, что в одежде казаков смешивались украинские, армянские, русские, калмыцкие, греческие и татарские одежды.
Ведущая 1. Вот об этом нам сегодня и расскажет наша волшебная шкатулка.
Кто смелее, подходи,
И в шкатулку загляни.
(Ребенок заглядывает в шкатулку и достает карточку со словом «зипун»,
(Слайд №4) карточка прикрепляется на доске).
Дети читают слово «зипун».
Ведущий 2. Зипун - это вид одежды полуприлегающего силуэта, с узкими рукавами без ворота. В этой одежде было очень удобно, особенно при верховой езде.
Учитель. А какую еще одежду носили казаки?
Ведущая 1. Ты к шкатулке подойди и в шкатулку загляни. (Ребенок достает карточку со словом «кафтан» (слайд №5).
Все вместе читают «кафтан».
Ведущий 2. Кафтан - это вид одежды с широкими рукавами у плеча и узкими от локтя до кисти.
Кафтан одевался поверх зипуна, а шился из бархата, парчи, атласа.
(Ребенок достает следующую карточку с надписью « черкеска», прикрепляет на доске) (слайд №6)
Ведущий 2.Черкеска - это верхняя одежда с разрезными рукавами, отделанная золотой или серебряной тесьмой. Иногда надевалась поверх кафтана.
(Ребенок достает карточку с изображением кушака и прикрепляет ее на доске)
Ведущий 2. А кушак – это пояс, украшенный золотом.
Ведущая 1. Ребята, а как вы думаете, что носили донские казаки зимой?
Ответы детей: шубы из лисьего меха или соболя, на ноги надевали валенки.(слайд №8)
( появляется картинка казака на экране с бородой, усами в шароварах с лампасами.)
Вот как одевались казаки - мужчины.
Ведущий 2.А сейчас музыкальная пауза.
Исполняется песня «За Уралом, за рекой».
Ведущая 1.Что ж, шкатулка, покажи,
Да всю правду расскажи
Как казачки одевались,
Иво что же наряжались?
(Ребенок достает карточку со словом «кубелек», прикрепляет на доске.) (слайд №10)
Ведущий 2. Кубелек – это верхнее платье казачки. Эти платья были нарядными, красивыми и праздничными.
(слайд №11)
Ведущий 2. Обратите внимание на экран. Здесь появилось изображение юбки, называлась она понева.
(Ребенок достает карточку со словом «понева», прикрепляет на доске.)
Ведущая 1. Что еще шкатулка наша
Интересного расскажет?
(Ребенок достает карточку со словом «завеска», прикрепляет на доске.) (слайд №11)
Ведущий 2. Посмотрите, (показывая на экран), завеска защищала одежду от загрязнения, а в праздники была дополнительным украшением.
Ведущая 1. Знаете ли вы, ребята, что все женщины - казачки должны были покрывать свои головы? Это были специальные головные уборы, которые указывали на различия между женщинами и девушками.
(Ребенок достает карточку со словом «челоуч», прикрепляет на доске) (слайд №12)
Веущий 2. Челоуч - это налобная повязка у девушек.
(Ребенок достает карточку со словом «повойник» прикрепляет на доске) (слайд №13).
Ведущая 1. Челоуч - платок, обвитый вокруг головы женщины.
(Ребенок достает карточку со словом «кичка», прикрепляет на доске) (слайд №14)
Ведущий 2. Челоуч - это старинный праздничный головной убор женщины.
Ведущая 1. Зимним нарядом казачек считалась шуба.(слайд №15) Она шилась из меха куницы или лисицы. Вместе с шубой носились шали - теплые яркие платки.
Учитель: посмотрите, ребята, здесь, на выставке ваши работы. Мне очень приятно, что вы теперь знаете, как одевались донские казаки и казачки! Ярко, празднично, красиво!
Ведущий 2. Ты, шкатулка, не ленись,
Да ребятам похвались,
Что еще в себе хранишь,
Что ты прячешь и таишь? ( Достает сшитые сапожки)
Да, это же сафьяновые сапожки! Какие красивые, правда, ребята?
Ведущая 1. Я надену их сейчас, ноги сами рвутся в пляс!
(Исполняется отрывок русской пляски).
Ведущий 2. Женщины - казачки любили украшения - это была чикилика (карточка с этим словом прикрепляется на доске).
Ведущая 2. Чикилика - это алая лента, украшенная жемчугом (изображение на экране).
Учитель. У наших девочек тоже прекрасное украшение чикилика, которое выполнено вместе с мамами.
Ведущий 2. А сейчас музыкальная пауза.
Первоклассниками исполняется песня « Трава, моя трава».
Учитель: Ребята! Теперь вы знаете, как одевались на Дону? Но, чтобы лучше запомнить, я предлагаю выполнить такое задание: Перед вами два силуэта: мужской и женский. Вам, используя детали одежды донских казаков, мальчикам – украсить мужской силуэт, а девочкам – женский. Как только закончите работу, нужно рассказать, какие детали одежды вы использовали. Приступайте к работе. (Звучит музыка, выполняется работа).
(Защита проекта, закрепление новых слов).
Учитель: Ну, что ж, пришло время поиграть в любимую игру казачат «Утенок». (На учащегося надевают наголовник утенка, проводится игра «Утенок», которая заканчивается танцем).
Исполнение танца. (Под музыку ребята выполняют танцевальные движения, выученные на занятиях «Песни и сказки Тихого Дона».)
Ведущая 1. Было очень интересно и здорово с вами, но пришло время прощаться! Напоследок, подойдите к этому столу (на столе находятся картинки с одеждой казаков).
Учитель. Возьмите себе ту картинку, о которой сможете рассказать дома своим близким.( Ребята берут картинки и уходят, прощаясь.)