Тема:Решение показательных уравнений и неравенств. (Слайд 1)
Цели урока:
1)образовательная цель – рассмотреть способы решения показательных уравнений и неравенств; подготовка к ЕГЭ - решать показательные уравнения, включенные в «Открытый банк заданий по математике»;
2)развивающая цель – способствовать выработке навыков решения показательных уравнений и неравенств, навыков самостоятельной работы
3)воспитательная цель – способствовать воспитанию чувства ответственности.
Сообщение темы, постановка цели, сообщение этапов урока.
II. Актуализация знаний учащихся.
1) Устная работа.
1. Какая функция называется функции.
Ответ: Функция, заданная формулой у = ах (где а>0, а ≠ 1), называется показательной функцией с основанием а ( Слайд 2)
2. Перечислите основные свойства логарифмической функции.
Ответ: - Область определения показательной функции – множество всех действительных чисел.
- Область значений показательной функции – множество всех положительных действительных чисел.
- При а>1 функция возрастает на всей числовой прямой; при 0<а<1 функция убывает на множестве всех действительных чисел (Слайд 3).
- При любых действительных значениях х и у справедливы равенства:
ахау=ах+у;; (аb)х=ахbх; ; (ах)у = аху(Слайд 4).
3. Какие уравнения называются показательными?
Ответ: Показательными уравнениями называют уравнения вида аf(x)=ag(x), где а – положительное число, причем а ≠ 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду. (Слайд 5)
4. Какими способами можно решить показательные уравнения?
Ответ: метод уравнивания показателей; метод введения новой переменной; метод разложения на множители; функционально-графический способ. (Слайд 6)
5. Какие неравенства называются показательными?
Ответ: Неравенства, содержащие переменную в показателе степени, называются показательными. (Слайд 7)
6. На каких утверждениях основано решение показательных неравенств?
Ответ: если а>1, то неравенства аf(x)>ag(x)и f(x) >g(x); аf(x)<ag(x)иf(x) <g(x) –равносильны;
если 0<а<1, то неравенства аf(x)>ag(x)и f(x) <g(x); аf(x)<ag(x)иf(x) >g(x) –равносильны (это следует из того, что при а>1 показательная функция возрастает, а при 0<а<1 – убывает) (Слайд 8)
2) Математический диктант(Задания на индивидуальных карточках по вариантам).
(Ученики меняются тетрадями и проверяют ответы по слайду 9, выставляют оценки в оценочных листах: нет ошибок – «5», 1-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3», 6-7 ошибок – «2»)
3) Проверка домашнего задания.
1. Командиры групп докладывают о выполнении домашнего задания членами групп, отмечают трудности при выполнении №460(а, б), 464 (в, г), 466 (в, г). (ответы проверяют по слайду10).
2. Решают показательные уравнения задания В3 из «Открытого банка заданий по математике». (Учащиеся за компьютером работают в парах: 1 решает, другой следит за правильностью решения и ставит в оценочном листе оценку: нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3», 4-5 ошибок – «2», потом меняются. Решают по 5 уравнений).http://live.mephist.ru/show/mathege2010/solve/solved/
3. Коллективно решают 1-2 уравнения задания В3 из «Открытого банка заданий по математике» (Применяется мультимедийный проектор)
III. Работа по теме.
ЦОР 47:
- Теория 1-3
- Практика 4-6. 4- задание 1 разбираем вместе, 5-6 ученики выполняют в группах в тетрадях, потом 1 ученик у компьютера выполняет задание 2, потом 2 ученик – задание 3.
-Контроль. Задание 2 решают самостоятельно, потом по компьютеру проверяют. (Оценки выставляют в оценочные листы).
ЦОР 39:
- Теорию 2-4 (ученики записывают решения в тетрадях)
- Практика. 5- вместе, 6, 7, 8 – 3 ученика пошагово решают у компьютера, остальные в тетрадях, при затруднении смотрят на доску.
- Контроль. Все решают самостоятельно, потом по компьютеру проверяют. (Оценки выставляют в оценочные листы).
ЦОР 49 (показательные неравенства)
- Показать теорию 1-3.
- Практика 4-9 (ученики выполняют пошагово самостоятельно, затем по компьютеру проверяют)
IV. Итоги урока.
1.Рассказать, как решаются показательные уравнения и неравенства.
2. Сбор оценочных листов, где ученики выводят среднее арифметическое оценок, полученных на разных этапах урока. Выставить оценки в журнал.
V. Домашнее задание.(Слайд 11)
П. 35, 36, решить №470, 472, 474(в,г).
Индивидуальное задания для сильных учащихся: Из задания ЕГЭ – Часть 2, С1. Решить систему уравнений