ТЕМА: Использование различных средств выразительности языка в текстах
художественного стиля
Цель: стимулировать творчество учащихся; совершенствовать речевые навыки; развивать
наблюдательность, творческую активность, вдумчивое обращение со всеми
средствами языка, обогащать лексикон; воспитывать интерес к слову.
Оборудование: карточки с текстом, словари Синонимов, Фразеологизмов.
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
Ребята! Закройте глаза и вспомните о чет-то хорошем и улыбнитесь. Посмотрите друг на друга. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с различными средствами языка, проследим, как должен строиться текст художественного стиля.
II. Опрос – повторение
- Что такое текст?
- Какие бывают тексты по стилю? По типу?
- Какова цель художественного стиля?
- С помощью каких средств выразительности могут создаваться тексты художественного
стиля?
III. Изучая раздел языкознания «Лексика и Фразеология», мы знакомились с синонимами, фразеологизмами, омонимами. Очень важно не только знать их, но и уметь применять их в речи, потому что они делают нашу речь более яркой, выразительной, точной. Прежде чем приступить к творческой работе, проведем разминку.
1. Игра «Кто больше»
I вариант II вариант
красивый грустный
К этим слова необходимо подобрать синонимы.
2. Работа с текстом
Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.
(М.Ефетов)
1. Какова основная мысль текста?
2. К какому стилю и типу речи вы отнесете его?
3. Какие средства выразительности использует автор?
4. Назовите синонимы, используемые в тексте.
5. Напишите изложение, сохраняя синонимы.
3. Как известно, большое значение в нашей речи имеют глаголы. Это глаголы движения, речи, чувства, которые являются наиболее употребляемыми. Проведем стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. (работа с карточками).
(….)свежий ветерок, (….) прохладой в лицо путнику, (….) по листьям, (….) дверь в избе и (…) в кустах. Следом за ним (….) бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (…) в деревню, (…) несколько гнилых досок с забора, (…) соломенную кровлю и (…) вдоль улицы петухов и кур.
4. А теперь поговорим о фразеологизмах. Вспомните, что такое фразеологизмы? Как вы думаете, какую роль они играют в нашей речи?
5. Назовите фразеологизмы в следующих предложениях, взятых из произведений наших классиков.
1) Их согнали в офицерский блиндаж. Набились как сельди в бочке. (Ю.Нагибин)
2) Очень рад тебя видеть… но я удивлен…Ты точно с луны свалилась. (А.Чехов)
3) Видно тебе, мой батюшка, все как с гуся вода.( И.Тургенев)
4) Перемазались в клюкве, живого места не осталось. (Федин)
5) Лаской из нашего брата хоть веревки вей. (А.Островский)
6. А теперь предстоит вам, используя фразеологизмы составить свой текст на тему
«Утро в деревне»
(Ни свет ни заря, с первыми петухами, очертя голову, глаза разбегаются, на скорую руку,