Тема урока:Повторение изученного об имени существительном.
Цели урока:
1.Обобщить и закрепить знания и умения по теме «Имя существительное».
2.Развивать умение:
·Правильного написания имён существительных;
·Правильного употребления имён существительных в речи.
3.Воспитать:
·Высокую познавательную активность учащихся;
·Ответственное отношение к учёбе;
·Ответственное отношение к коллективной работе.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Сегодня у нас с вами немного необычный урок.
-Вы видите, сколько у нас сегодня гостей, я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей тёплыми, добрыми чувствами.
Каждый урок русского языка-это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель урока – обобщить и систематизировать изученное.
-Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число, классная работа.
-Сейчас мы с вами напишем небольшой словарный диктант.
-А теперь, ответьте, пожалуйста, из каких частей речи состоит наш словарный диктант?
(из имён существительных)
-А какую часть речи мы с вами изучали на предыдущих уроках?
(имя существительное)
-Узнали ли вы что-то новое об имени существительном на этих уроках? (да)
-Как вы думаете, какой будет сегодня наша тема урока?
(Повторение изученного об имени существительном)
-Молодцы! А для чего мы с вами изучали морфологию имени существительного?
(ответы учащихся)
-Молодцы! Конечно, через урок мы с вами будем писать контрольный диктант по теме «Имя существительное» и знания, полученные на прошедших уроках, вам очень пригодятся.
-Запишите, тему нашего урока в тетрадь. (запись на доске)
-Итак, обратимся еще раз к нашему словарному диктанту.
-Для начала давайте вспомним, какого рода бывают имена существительные?
3 команда: среднего рода: окно, зерно, депо, время, стремя, пальто.
-А что еще взаимосвязано с родом имён существительных?
(отношение существительного к определённому склонению)
-Сколько склонений у имени существительного:
(три)
-Расскажите какие имена существительные относятся: 1 команда – 1 скл., 2 команда – 2 скл., 3 команда – 3 скл.
-Вы, наверное, обратили внимание на то, что некоторые существительные выделены другим шрифтом, как вы думаете, почему?
(непоседа – существительное общего рода,
время, стремя – разносклоняемые существительные,
кофе, пальто, депо – несклоняемые существительные).
(Существительные обозначающие качества людей относятся к существительным общего рода)
-А почему непоседа является существительным общего рода?
(Имена существительные общего рода с окончанием –а, -я, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского полу и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.)
-А как согласуются глаголы прошедшего времени с такими имена существительными?
(глагол-сказуемое в прошедшем времени при подлежащем-имени существительном общего рода ставится в мужском роде, если говориться о лице мужского пола, и в женском роде, если говорится о лице женского пола.)
-А как согласуются прилагательные с такими существительными.
(в зависимости от того к какому роду они будут относиться)
-Молодцы! А сейчас следующее задание.
Задание командам: (карточки)
1. Вставьте пропущенные буквы, объясните их постановку. Объясните постановку тире в первом предложении.
Серёжа – круглый сирота.
Какая ты зазнайка, Люба, удивилась мама.
Давайте проверим. (проектор)
2.Поставьте глаголы в прошедшее время и согласуйте их с существительными.
Фельдшер Данилова пригласила в кабинет очередного больного.
Врач Иванов выписал рецепт.
Давайте проверим.
3. Назовите имена существительные общего рода. Расставьте знаки препинания, объясните их расстановку.
По оживлённым лицам, по одобрительным репликам архитектор Нина Васильевна поняла, что проект принят.
Профессор Рождественская взошла на кафедру и обратилась к студентам с приветствием.
Давайте проверим.
(проектор) Давайте немного посмеёмся.
Давайте прочтем данный диалог по ролям. Понадобится два участника.
- Ещё там были кенгурята. Про них-то как кричать: «Уря!» - да?
-Итак, следующее задание.
-Вспомните, на какие группы делятся несклоняемые имена существительные?(1 гр.-существительные иноязычного происхождения собственные и нарицательные с конечным гласным –о,-е,-и,-у,-ю,-А
2 гр.- обозначают лиц женского пола и оканчиваются на согласный.
3 гр.- русские и украинские фамилии на-о,-их.)
Задание командам. (раздаются карточки)
1.Выберите несклоняемые имена существительные, которые относятся к
первой группе несклоняемых имён существительных.
Такси, писательница Войнич, радио, по фамилии Сухих, шоссе, шимпанзе, по фамилии Шевченко, пальто, ученица Серкиз, МГУ, США, СМИ, стихи поэтессы Алигер.(проверка)
2.Выберите несклоняемые имена существительные, которые относятся ко второй группе несклоняемых имён существительных.
Такси, писательница Войнич, радио, по фамилии Сухих, шоссе, шимпанзе, по фамилии Шевченко, пальто, ученица Серкиз, МГУ, США, СМИ,стихи поэтессы Алигер.(проверка)
3.Выберите существительные, которые относятся к третьей группе несклоняемых имён существительных.
Такси, писательница Войнич, радио, по фамилии Сухих, шоссе, шимпанзе, по фамилии Шевченко, пальто, ученица Серкиз, МГУ, США, СМИ, стихи поэтессы Алигер.(проверка)
-Какие слова вы не выписали? Почему?
-Молодцы, это слова относятся к четвёртой группе
(сложносокращённые слова звукового, буквенного и смешанного характера, которые оканчиваются на гласный).
-Как вы, думаете, о каких именах существительных сейчас пойдёт речь?
(о разносклоняемых именах существительных)
-Почему мы их называем разносклоняемыми?
(при изменении таких имён существительных по падежам они в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончания 3-го склонения – и, а в творительном принимают окончания 2-го склонения –ем (-ём).)
Задание командам.
- На карточках напечатано «Весёлое правило в стихах», вставьте, правильно употребляя разносклоняемые имена существительные. Чья команда быстрее и правильнее выполнит, та и победит.
Живём мы в новом времени,
И нет пути назад,
Пути к далёкой темени
С пещерным населением,
Где не было понятия о тяжком нашем бремени –
Приставках пре- и при-
Где не было понятия об имени, фамилии,
Где племенем у пламени велись богослужения.
Где знамя бога племени
Взмывалось в высь небесную.
Где не было понятия
О новом нашем времени.
Но, если мы окажемся
В пещерном тёмном времени,
Не нужно будет бремени грамматики нести.
-О каких правилах мы ещё с вами не вспомнили?
(не с существительными, буквы е и и, о и е, в суффиксах существительных. Суффиксы –чик- или –щик- в существительных)
1.Спишите, раскрывая скобки. Объясните написание слов. Расставьте пропущенные знаки препинания.
И туман и непогоды осень поздняя несёт. Не печ(?) кормит а руки.
2.Спишите, правильно выбирая Ч или Щ, обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образованно данное существительное.
Ребята, мы с вами, сегодня снова коснулись тайн великого русского языка. В той же мере мы должны любить и знать свой родной язык, ведь это язык наших родителей наших бабушек и дедушек. И только тот добьется в жизни успеха, кто уважает свою страну, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю я вам больших успехов в изучении языков. Урок окончен. До свидания, всего доброго.