Официальный сайт detisavve 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организм человека

Фото пользователя Светлана Николаевна Вирронен
Размещено: Светлана Николаевна Вирронен - чт, 17/03/2011 - 17:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Вирронен Светлана Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ"Гатчинская начальная общеобразовательная школа№5" учитель
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

Обобщить знания об устройстве организма человека

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

УМК "Школа России"

Используемое оборудование: 

Плакат с изображением человека и его органов, портрет И.П.Павлова, пословицы о здоровье на плакате, карточки с названиями наук «Анатомия», «Физиология», «Гигиена», кроссворд «Органы чувств», презентация «Кровеносная система человека», продукты для рассказа о пищеварительной системе человека, результаты опытов о составе молока, модель скелета и сердца человека, детские мини-плакаты для своихсообщений,проектор,компьютер, "Словарь русского языка" С.И.Ожегова.

Используемые ЦОР: 
Учебный диск "Человек.Природа.Общество."
Краткое описание: 
Задания в группах охватывают все темы раздела «Мы и наше здоровье» и дают возможность ярко, интересно и познавательно повторить пройденный материал. 1 группа «Скелет человека, кровеносная система, дыхательная система человека»; 2 группа «Пищеварительная система человека»; 3 группа «Органы чувств»; 4 группа «Копилка интересных фактов». По типу проект можно назвать исследовательско – творческим. Длительность выполнения проекта 1 неделя. В конце урока учащимся была предложена срезовая работа в виде теста. У детей, которые правильно выполнили тест, на листочке появляется слово «УМНИЦА!» Такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

 

Ход урока.
 
 
1.Организация класса.
 
2.Целеполагание.
 - Сегодня на уроке, ребята, мы подведём итоги нашей проектной деятельности по теме «Организм человека». Каждая группа будет выступать с результатами своих исследований, опытов, экспериментов и представит нам свои результаты.
 
3.Выступления групп   учащихся.
 
Первой выступает ученик 4 группы с определениями следующих наук, пользуясь «Словарём русского языка» С.И.Ожегова.
Анатомия- наука о строении организмов.
Физиология- совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах.
Гигиена- раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.
 
Ученица 4 группы рассказывает о великом русском учёном Иване Петровиче Павлове.
 
-Иван Петрович Павлов(1849-1936)-великий русский учёный - физиолог. Он прожил долгую жизнь и более 60 лет занимался научными исследованиями. Благодаря исследованиям И.П.Павлова стали известны многие тайны работы головного мозга человека. Он сделал и другие замечательные открытия. Учёные многих стран называли Павлова величайшим физиологом мира. За свои научные труды он был удостоен самой почётной международной награды - Нобелевской премии.
 
Сообщения учеников 1 группы.
 
а) Опора тела человека-скелет.
 
- Скелет служит опорой нашего тела. Он обеспечивает движение, защищает мозг, нервы, надёжно укрывает сердце, лёгкие и другие органы.
Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содержатся жир, органические и минеральные вещества. Сочетание этих веществ  при особой структуре костей придаёт им необычайную прочность.
Но кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться, деформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке./Рассказ сопровождается показом модели скелета человека/
-Поэтому ребёнку очень важно соблюдать правила посадки за партой и дома за столом./Работа по плакату «Правила посадки» - учебное пособие./
 
 б) Кровеносная система человека.
 
Учащиеся представляют презентацию по теме «Кровеносные сосуды человека и состав крови»./См. приложение/
 
Сообщение ученика о схеме строения и работе сердца.
/Используется модель «Сердце человека»/
Сердце - удивительный мотор.
Сердце расположено в левой части грудной клетки и представляет собой сильную мышцу размером с грейпфрукт, разделённую на 4 камеры:2 предсердия в верхней части и 2 желудочка в нижней части. Эти камеры перегоняют через всё тело более 8 000 л крови в день.
Каждая половина сердца участвует в работе кровеносной системы. Правая половина сердца проталкивает кровь к лёгким, где она насыщается кислородом. Левая половина принимает обогащенную кровь, затем распределяет её по всем тканям тела.
 
в) Дыхательная система человека.
 
-Всю свою жизнь человек дышит-вдыхает и выдыхает воздух. Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа. (Ученик показывает нарисованный плакат «Состав воздуха»).Для жизни человеку необходим кислород. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в лёгкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит?
Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа, затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем./При рассказе о дыхательной системе человека ученик использует фрагмент учебного диска по окружающему миру «Человек. Природа. Общество»./
 
 
Сообщения учеников 2 группы.
 
а) Пищеварительная система человека.
 
-Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система. Как же она устроена и как работает?
 Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережёвываем её зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где её переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Кишечник состоит из тонкой кишки и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, - желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Вот так наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. /Во время рассказа ученик прикрепляет к нарисованной модели человека нарисованные органы пищеварения./
 
б)-2 учащихся показывают принесённые продукты, делят их на  полезные и вредные и доказывают их значимость. (Например: фрукты, овощи, хлеб -полезные; чипсы, сухарики, большое количество сладкого - вредные и др.)
Эти учащиеся представляют нарисованный ими плакат «Как правильно питаться».
 
в) Ученица дома провела опыты по теме «Чем полезно молоко» и представила результаты на уроке.
 
  • «Вечером я оставила стакан   молока в тёплом месте. А утром я увидела в стакане простоквашу. Сверху простоквашу покрывали жирные сливки. Вот молоко и рассказало, что содержит жир.
  • Я сняла сливки, а простоквашу переложила в кастрюлю и поставила на огонь. Скоро простокваша превратилась в зеленоватую сыворотку, в которой плавали белые хлопья творога. Мы с мамой отделили творог.
      Химики доказали, что творог-это белок, похожий на  яичный. Без белка         нельзя   прожить, его ничем не заменишь в пище.
  • Сыворотку, которая осталась после отделения творога, мы поставили кипятить, выпаривать. Когда она загустела и стала светло-коричневой, её поставили на холод. Утром на стенках сосуда я увидела жёлтые кристаллики.
      Они были сладкими на вкус, это оказался молочный сахар.
Значит, в молоке находятся и жиры, и белки, и сахар, а также и витамины. Вот почему молоко так полезно»
 
Вывод по работе систем организма:
-Таким образом, мы с вами убедились, что организм человека-это сложная система. Системы органов здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно.
 
Физкультминутка.
 
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-за ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
 
 
 
Сообщения учеников 3 группы.
Учащиеся этой группы подготовили кроссворд с загадками и сообщения об органах чувств.
 
а) У зверушки – на макушке.
А у нас –пониже глаз.(уши - ухо)
 
Слух-это способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.
Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.
 
б) Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит. (глаза-глаз)
 
Зрение-способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны.
Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
 
в)Кожа-орган осязания. Она может « рассказать» человеку ,что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он нам сообщает, к чему мы прикасаемся.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить ,что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.
Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, но ещё более важная её задача - противостоять этой угрозе.
 
г) Между двух светил
В середине я один.(нос)
 
Обоняние-это способность человека чувствовать запахи.
С запахами у человека связаны многие ассоциации.
Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние весной и летом, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
 
д) Всегда во рту,
А не проглотишь.(язык)
 
Язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот: кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное. Кончиком языка мы ощущаем сладкий или солёный вкус, боковыми сторонами - кислый, а основание языка чувствует горький вкус. Таким образом, язык мы называем сторожем нашего вкуса./Во время рассказа ученица пользуется нарисованным плакатом «Зоны чувствительности языка»./
 
Вывод:
-Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.
Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге - это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.
 
Сообщения учеников 4 группы.
Ученики этой группы подготовили выставку книг по теме урока.
 
Человек. Полная энциклопедия.
К.Чуковский. Мойдодыр.
А.Лаптев. Тайна пирамиды здоровья. (учебное пособие по валеологии для  нач. школы)
А.Дорохов. Про тебя самого.
Занимательный атлас. Тело человека.
 
Учащиеся нашли пословицы по теме урока и объяснили их значение.
 
Здоровый нищий счастливее больного короля.
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Не рад больной и золотой кровати.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
Здоров будешь - всё добудешь.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
 
Ребята этой группы нашли интересные факты и представили их на уроке.
 
·        Видимость предметов меняется с возрастом человека:10-летний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в 45 лет-33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещенности помещения.
  • Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.
  • В состав клеток кожи входит органическое вещество - кератин. Благодаря ему кожа никогда не рвётся и не сползает.
  • В глазу у человека 130 миллионов крохотных клеточек, чувствительных к свету, - это палочки и 7 миллионов клеточек, различающих цвета, - это колбочки. Они-то и передают в мозг то, что мы видим. Колбочки различают 3 цвета: красный, синий и зелёный, а все остальные цвета мы воспринимаем из разного сочетания этих трёх. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, абсолютно прозрачным, так как оно на 90% состоит из воды. Глаз - самый водянистый орган в нашем организме: даже кровь состоит из воды на 80%.
  • Ежедневно человек моргает примерно 11 500 раз. На каждом веке у человека насчитывается по 80 ресниц. Каждая ресница живёт примерно 100 дней.
  • В скелете человека более 200 костей, 650 мышц, 43 из них используются для того, чтобы наморщить лоб, 17 – для того, чтобы улыбнуться.
  • В теле взрослого человека 5 – 6 л крови.
 
Ученики этой группы подготовили сценку «Крепыши» и « куталки»/по стихотворению И.Семёнова/.
 
Всем, кто хочет быть здоров.
 
Крепыш: Говорил я им зимой:
                 Закалялись бы со мной.
                Утром бег и душ бодрящий,
                Как для взрослых, настоящий!
                На ночь окна открывать,
                Свежим воздухом дышать.
                Ноги мыть водой холодной.
                И тогда микроб голодный
                Вас вовек не одолеет.
                Не послушались - болеют!
 
Куталки: Поздно поняли мы, братцы,
                Как полезно закаляться.
                Кончим кашлять и чихать –
                Станем душ мы принимать
                Из водицы ледяной.
 
Крепыш: Погодите! Ой – ой – ой!
                Крепким стать нельзя мгновенно 
                Закаляйтесь постепенно!    
 
 
4.Проверочная работа по теме «Организм человека»/в виде теста/.
 
Какова роль скелета человека?
 1)защищает внутренние органы от повреждений, является опорой тела;
 2)сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы ;
 
 
Какой орган руководит работой всего организма?
 3)спинной мозг;
 4)головной мозг;
 
Сколько органов чувств у человека?
 5)7;
 6)5;
 
В какой строчке указаны только органы человека?
 7)глаза, лёгкие, желудок, кожа;
 8)сердце, головной мозг, почки, кровь;
 
Для чего человеку нужна пища?
 9)с пищей человек получает питательные вещества;
 10)с пищей человек получает воду и витамины;
 
Зачем нужно знать свой организм?
 11)чтобы сохранять и укреплять здоровье;
 12)чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.
 
При проверке результатов получились следующие правильные номера ответов:
 
1 4 6 8 9 11 ,и на доске появилась расшифровка этого ряда цифр - это слово «УМНИЦА!»
 
     5.Итоги урока.
 
Прикрепленный файл Размер
фото к окр миру.doc 9.21 Мбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн