Размещено: Татьяна Васильевна Сергеева - вт, 22/03/2011 - 20:57
Тема: «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»
Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс» курса географии России 9 класс «Население и хозяйство». Урок тесно связан с предыдущими, так как продолжает формирование у учащихся понятий о межотраслевых комплексах России, их составе, географии, проблемах.
Цели и задачи урока:
2. изучить состав транспортного комплекса;
3. познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;
Тип урока:урок изучение нового материала.
Методы:
Iэтап. Организационный момент (1 мин).
II этап. Урок построен в форме изучения нового материалаи решения проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.
Особенностью данного урока является сочетание на уроке современных педагогических технологий на примере ИКТ с использованием компьютерной презентации (выполненной в программе PowerPoint), так и традиционных методов ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа, текстом учебника и нанесение на контурную карту важнейших железнодорожных магистралей страны, крупнейших портов России. Дифференцированный подход к учащимся планировался заранее. Учитель предложил учащимся подготовить сообщения об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети железных дорог в России, об истории развития автомобильного транспорта и речном транспорте России, предполагающие самостоятельную подготовку дома и выступление на уроке.
По ходу урока учитель демонстрирует слайды презентации, на которых представлена необходимая информация: состав и задачи транспортного комплекса, виды транспорта, даётся определение понятий «грузооборот» и «пассажирооборот», для обсуждения предлагается диаграмма «Состав морского транспорта России»и др .
Обратная связь на уроке выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорных сфер в области глазомерного ориентирования.
III этап.Закрепление. Коррекция.
Заключительным этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем. В случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по предложенным проблемам. Коррекция знаний осуществляется по ходу изложения материала.
Учитель делает вывод урока.
IY этап. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
Y этап. Подводится итог урока, выставляются оценки, учитель благодарит класс за урок.