Тема: «Действия с положительными и отрицательными числами»
Цели урока:
- отработка навыков при выполнении действий с положительными и отрицательными числами;
- расширение общего кругозора учащихся (сообщение некоторых сведений о весеннем месяце марте, его особенностях на территории Чувашии);
- воспитание любви к природе родного края.
Ход урока:
Учитель: Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну повеяла она
И ей невольно улыбнулась.
Ф. Тютчев.
На этом уроке мы продолжим работу над действиями с положительными и отрицательными числами, кроме того, вы узнаете много интересного о первом месяце весны – марте.
1 ученик. Вот и пришел, наконец, долгожданный март – первое дыхание весны. В лесу, на полях, в садах и парках синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрят утренники, порой бушуют метели.
2 ученик. Но по тому, как все ярче и теплее солнце, как в полдень звенит, играя с солнцем, веселая хрустальная капель, как радостнее чирикают воробьи и громче воркуют голуби, чувствуется приближение весны. Это ее позывные, эхо победного марша. Весну уже не остановишь.
Учитель. Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был «зачинателем» года. Название месяца «март» идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из своих богов. Узнать, что за бог, вам помогут следующие примеры.
(Примеры на слайде)
Дополнительный вопрос:
Что интересного вы заметили в таблице ответов?
(Числа правого и левого столбцов являются противоположными; числа левого столбца расположены в порядке убывания, а правого – в порядке возрастания).
ЗАДАНИЯ. ОТВЕТЫ
-5,1 ∙ (-5)=
|
4,5 – 30=
|
-2 + 10=
|
=
|
0-(-7,7)=
|
-3,2 – 4,5=
|
4,9 : 0,7=
|
-3,5 - 3,5=
|
=
|
8,7 – 10=
|
-10 ∙ (-0,07)=
|
-0,6 + (-0,1)=
|
-12,5 - (-13) =
|
-2,5 + 2=
|
25,5
|
-25,5
|
8
|
-8
|
7,7
|
-7,7
|
7
|
-7
|
1,3
|
-1,3
|
0,7
|
-0,7
|
0,5
|
-0,5
|
Учитель. У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы. И теперь первый месяц весны называется «март».
Температура в марте может быть различной. Например, в 1976 году она опускалась до -34˚С ночью, а год спустя она поднималась до +12˚С днем. Хотя средняя месячная температура в марте в разные годы приблизительно одинаковая.
Задание на дом.
- Определите по карточке среднемесячную температуру марта. Результат округлите до целых.
1
|
-12˚
|
17
|
-15˚
|
2
|
-17˚
|
18
|
-6˚
|
3
|
-18˚
|
19
|
-6˚
|
4
|
-20
|
20
|
-5˚
|
5
|
-20˚
|
21
|
0˚
|
6
|
-16˚
|
22
|
-1˚
|
7
|
-14˚
|
23
|
-1˚
|
8
|
-3˚
|
24
|
0˚
|
9
|
-3˚
|
25
|
+2˚
|
10
|
-7˚
|
26
|
+4˚
|
11
|
-9˚
|
27
|
0˚
|
12
|
-5˚
|
28
|
0˚
|
13
|
-9˚
|
29
|
-1˚
|
14
|
-10˚
|
30
|
+1˚
|
15
|
-11˚
|
31
|
+2˚
|
16
|
-12˚
|
|
|
2. № 1212, 1213.
Учитель. Найдите значения данных выражений, и вы узнаете самую высокую и самую низкую температуру в нашей республике за последние 50 лет.
Вариант 1. Вариант 2.
(В 1978 году) (В 1963 году)
(Два ученика решают на обратной стороне доски одновременно с классом)
Учитель. Самая высокая температура +16˚С был а в 1978 году, а самая низкая -38˚С - в 1963 году.
Зима в марте не один раз наряжает леса в белоснежный, сверкающий на солнце наряд. Особенно холодной бывает первая его половина. В народе говорят: «Март сродни февралю», «Март неверен: то плачет, то смеётся». С мартом связано много народных примет. Некоторые его дни имеют свои названия. Эти названия мы сейчас узнаем. Для этого выполним самостоятельную работу.
(Самостоятельная работа выполняется в виде тестирования на компьютере по трем вариантам в программе UTC). Приложение 1.
После выполнения самостоятельной работы ребята получают слова:
1 вариант – ВЕСНОВЕЙ
2 вариант – КАПЕЛЬНИК
3 вариант – ГРАЧЕВНИК
Что же они означают?
6 марта: Тимофей Весновей (по старому стилю 21 февраля)
По Тимофею весна. Февральские Тимофеем — весновки, как ни злись метелица, всё весной овеется. Тимофей Весновей — уж тепло у дверей. Весновей теплом веет, стариков греет. Дожить до Весновея, а там зима не страшна. Весновей теплом привечает.
Если в этот день была солнечная погода, старики выходили на завалинку, грелись на солнышке, разговоры вели, смешные истории да сказки вспоминали.
13 марта: Василий Капельник (по старому стилю 28 февраля)
Полагают, что в этот день всегда оттепель. Если южный ветер, а на улице капель — лето будет тёплым.
С этой поры, что ни день, то и течёт с крыш. Небо хмурое, вот-вот накроет окрестности мартовская непроглядная, но недолгая метель — а с крыши кап-кап. Ночью заморозит так, как только глубокой зимой сводило — наглухо, до треска спящих деревьев. А тут едва солнышко глянет, как уж прослезилась старуха-зима, расплакалась.
Мартовская снеговая вода полезна для укрепления здоровья. Считалось, что снег, растаявший на весеннем солнышке, вбирает всю силу новорождённого года. Ведь март месяц — первый месяц по славянскому календарю до петровских реформ. По народному поверью, талая мартовская вода — «снежица», целебна по «Божьей милости». Ею мыли стены и полы в доме, поливали цветы, стирали в ней белье, снятое с больных людей и от этого стены дома обновлялись, набирали силу комнатные растения, а больного человека оставляла «худоба-хвороба».
Пора сбора сосновых почек. Веточка сосны очищает в дому застоявшийся за зиму воздух.
17 марта: Герасим Грачевник (старому стилю 4 марта)
Герасим Грачевник грача на Русь ведёт.
Если около этого дня прилетят грачи, то к недородному году, а после — к урожаю.
Весне весёлый ручей — земле деловых грачей. Прилёт важных птиц. Увидел грача — весну встречай. Налетели грачи, стали зиму топить, пить снегов молоко.
Если грачи летят прямо на свои старые гнёзда, то весна будет тёплой, дружной, полая вода сбежит вся разом. Грачи с криком вьются, сядут на гнёзда и опять взовьются — погода переменится. Когда грачи кричат, погода испортится, чаще — к дождю.
Рано прилетели грачи, но не спешат обновлять свои старые гнезда — весна ожидается холодной и затяжной.
Прилетели грачи и дружно взялись за ремонт своих гнезд, через день-два будет тёплая, хорошая погода.
Коли грач на горе, так и весна на дворе. Коли грач прилетел, через месяц снег сойдёт. Если грачи сели в гнезде — через три недели можно выходить на посев.
1 марта – день весеннего равноденствия.
Солнце на небе ровно 12 часов. День сравнялся с ночью. Астрономы говорят: «Зима кончается, весна начинается». Если посмотреть на небо, то можно заметить первое движение кучевых облаков. Михаил Пришвин назвал это «ледоходом» облаков.
Весенний парад птиц открывают грачи – первые посланцы весны. Зимуют грачи на Украине, в Белоруссии, а также в странах Западной Европы – в Венгрии, Франции и Чехии. В последнее время грачи стали привычными зимними обитателями в Саратове, Казани и в других городах Поволжья и Нечерноземья. Грачи – колониальные птицы. Они гнездятся по нескольку десятков пар, и существуют такие колонии в течение длительного времени.
Задание
В Чебоксарах на территории поликлиники живет колония грачей. Продолжительность существования этой колонии составляет от существования другой колонии, в г. Казани .
Узнайте возраст этих колоний, если казанская колония существует на 10 лет дольше.
Радостнее и как-то теплее становится на душе, когда после долгой зимы вдруг услышишь возбужденные, гортанные крики грачей. Невольно вспоминается замечательная картина талантливого живописца А. Саврасова «Грачи прилетели».
Изменения происходят и в мире рыб. Они поднимаются из зимовальных ям на мелководье, смывая слизь с чешуи. Им теперь не до рыбацких страстей. Рыбаки хорошо знают, что рыба в это время лучше ловится у берегов и особенно там, куда стекает талая вода. Здесь речная вода наиболее насыщена кислородом. Многие сотни рыбаков-подледников спешат на Волгу, Каму, Вятку и в другие места. Ловят щуку, окуней, плотву,
лещей, сазанов. Угадать, какую еще рыбу можно поймать, поможет кроссворд.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Положительные и отрицательные числа"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
|
|
|
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Отношение длины отрезка на карте к длине
|
|
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
соответствующего отрезка на местности.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Расстояние от начала координат до заданной
|
|
|
5.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
точки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Прямая с выбранными на ней началом отсчтета,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
единичным отрезком и направлением.
|
|
|
|
|
4. Целые и дробные числа вместе называются … .
|
|
|
|
5. Этим отличаются друг от друга два
|
|
|
|
противоположных числа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель. Эта рыба – судак.
Все дальше и дальше шагает по дорогам март – первая улыбка весны, предвесенье. За мартом будет апрель, потом май. За весной – лето, за летом – осень, зима, и потом снова весна. И я надеюсь, что так будет вечно!
Берегите природу, берегите ту пору, которую великий поэт А.С.Пушкин образно назвал «утро года».
Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было наиболее сложным?
- Что самое интересное на ваш взгляд было на уроке?
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1
1 вариант.
1. Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -16 и 19?
а) 35;
б) 36;
в) 34;
г) другой ответ.
2. Найдите число противоположное числу 1, 2.
а) 2,1;
б) 1,2;
в) -1,2;
г) другой ответ.
3. Из данных неравенств выберите неверное:
а) -4,1 > -6,09;
б) 1,9 > -3,1;
в) 4,1 > 4,09
г) -2 > -1,6
4. Температура воздуха утром была 13С. В течение дня она изменилась на -6 С. Найдите температуру воздуха вечером.
а) -19 С;
б) -7 С;
в) 19 С;
г) другой ответ.
5. Найдите сумму модулей наибольшего отрицательного и наименьшего положительного из данных чисел: -4,8; -7,1; 6; 8,92.
а)15,92;
б) 13,1;
в) 10,8;
г) другой ответ.
6. Вычислите 3,2 – 9
1)5,8;
2) -12,2;
3) -5,8;
4) 12,2.
7. Вычислите -5,4+(–4)
1) 9,4;
2) -9,4;
3) -1,4;
4) 1,4.
8. Вычислите 0 – (-5,4)
1) 5,4;
2) -5,4;
3) 0;
4) 0,54.
9. Вычислите -7,2 – 2,8
1) 10;
2) -4,4;
3) 4,4;
4) -10.
2 вариант.
1. Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -18 и 23?
а) 39;
б) 40;
в) 42;
г) другой ответ.
2. Найдите число противоположное числу -4,7.
а) -4,7;
б) -7,4;
в) 4,7;
г) другой ответ.
3. Из данных неравенств выберите неверное:
а) 3,2 > 3,19;
б) -4,39 > -4,4;
в) -2,2 > – 2
г) 8,1 > -9,3.
4. Температура воздуха в полдень была 18 С, а вечером 10 С. Как изменилась температура воздуха в течение дня?
а) на 8 С;
б) на -8 С;
в) на -28 С;
г) другой ответ.
5.Найдите разность модулей наибольшего положительного и наименьшего отрицательного из данных чисел: -5; 9,13; -5,3; 8,5.
а)3,83;
б) 4,13;
в) 4,17;
г) другой ответ
6.ычислите 7,2 – (–3,2)
1) –4;
2) 4;
3) –10,4;
4) 10,4.
7. Вычислите -3,7+5,6
1) –9,3;
2) 1,9;
3) –1,9;
4) 9,3.
8. Вычислите 5-2
1) –3;
2) 7;
3) –1,9;
4) 3.
9. Вычислите -7,2 - 2,6
1) – 9,8;
2) –4,6;
3) 9,8;
4) другой ответ.
3 вариант.
1. Сколько целых чисел расположено на координатной прямой между числами -12 и 13?
а) 23;
б) 24;
в) 25;
г) другой ответ.
2. Найдите число противоположное числу 8,7.
а) 8,7;
б) -8,7;
в) -7,8;
г) другой ответ.
3. Из данных неравенств выберите неверное:
а) 3,2 > 3,19;
б) -4,39 > -4,4;
в) -2,2 > – 2
г) 8,1 > -9,3.
4. Температура воздуха в полдень была -10 С, а вечером -18 С. Как изменилась температура воздуха в течение дня?
а) на 8 С;
б) на -8 С;
в) на -28 С;
г) другой ответ.
5. Найдите разность модулей наибольшего положительного и наименьшего отрицательного из данных чисел: -6; 7,13; -4,3; 9,5.
а) 15,5;
б) 13,8;
в) 5,2;
г) другой ответ
6. Вычислите – 3,5 + 8,1
1) 11,6;
2) -11,6;
3) 4,6;
4) -4,6.
7. Вычислите -3,7 - 5,8
1) 9,5;
2) 2,1;
3) –2,1;
4) –9,5.
8. Вычислите 5 - 8
1) –3;
2) 13;
3) –13;
4) 3.
9. Вычислите 7,2 – (–2,6)
1) – 9,8;
2) 4,6;
3) 9,8;
4) другой ответ.