Размещено: Татьяна Валериевна Павлова - ср, 23/03/2011 - 13:05
Тема урока «Решение уравнений». Необычность урока состоит в том, что это будет урок- сказка. Постановка целей урока.Слайды 1 и 2.
Устный счет. Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек! Ни ручек! Ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
(Числа в геометрических фигурах появляются по щелчку компьютерной «мыши»).
Слайд 3.
В это время 2 ученика на месте решают математическое лото.
5 учеников – игра «Не зевай».
1 ученик у доски решает уравнение(Х+3)*7=133.
Слайд 4.
Повторение правил нахождения неизвестного слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя.
-Как называются результаты и числа, которые складывают, вычитают, умножают и делят?
Угадайте корни уравнения
1) 5*Х=Х*4
2) У*У-1=15
3) Х:Х=1
4) 250:Х=250
5) Х-Х=0
6) 100*Х=0
7) 0:х=0
Проверить задания математического лото, игры «Не зевай»и задания на доске.
Слайды 5 и 6
Впервые ввел в математику русские названия множитель, произведение, делимое, делитель, частное, русский математик Магницкий Леонтий Филиппович (18 век).
Мы работали отлично
Отдохнуть не прочь сейчас.
Давайте немного отдохнем. Встали. « Упражнения на внимание».
- Сделайте 3 приседания. Учитель считает до 5.
- Правую руку вверх, левую – в сторону. Учитель обе руки поднимает вверх.
Сели. Руки на парте, положите голову на руки, Закройте глаза. Отдохните, Представьте, что вы попали в сказку.
Слайд 7
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Откройте глаза.
- Ребята, чтобы проверить ваши знания, умения решать уравнения и выполнять действия с натуральными числами, мы отправимся в сказку. Ваша задача не просто следить за сюжетом, а помочь сказочному герою преодолеть все трудности.
Класс делится на три варианта.
Слайд 8 Сказка «Волшебная сила уравнений».
№ слайда
Содержание
Примечания
9-13
Автоматическая смена слайдов. Учитель начинает рассказ: «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Иван- царевич. Повстречал как-то Иван- царевич Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную.
Иван-царевич поехал выручать свою любимую, Вот подъехал он к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны 3 уравнения.
Если их правильно решить, то камень повернется и освободить дорогу. Помогите Ивану- царевичу.
14
Задания командам
1) 81*у=162
2) Х*18=360
3) 12*в=144
Каждый вариант решает «свое» уравнение.
15
Проверка решения
1)2, 2)20, 3)12
На листочках самоконтроля ставят баллы.
16
Учитель продолжает: «Долго ехал Иван- царевич по лесу, пока дорога не привела его к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану- царевичу, но только при условии, если он решит уравнения, написанные на стенах избушки».
17
Задания командам:
1) 535:Х=5 2) Х:51=6 3) с*9=747
4*а=416 32*в=6464 33*Х=132
Каждый вариант решает «свое» уравнение.
18
Проверка решения
1) 107, 104
2) 306, 202
3) 83, 4
На листочках самоконтроля ставят баллы.
19-20
Учитель: Прощаясь с Иваном- царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения: «Коль нужно, тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится». Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана- царевича, схватил его и бросил в глубокое подземелье, Замкнул на шесть замков.
21
Учитель: «Помогите Ивану- царевичу открыть все замки».
1) 181-8*Х=45 2) 350:Х-12=38 3) 120:м-2=38
2) (28+Х)+37=125 (56-Х)+38=44 (Х-54)+23=52
Каждый вариант решает свои уравнения.
22
Учитель: «Иван-царевич произнес «волшебные слова», назвал корни всех уравнений. Двери подземелья открылись.
1) 17, 60
2) 7, 50
3) 3, 83
23
Учитель: «И встал Иван- царевич перед воротами Кощеева царства. А на воротах написано уравнение: 6!*Х=720. Иван-царевич решил его. А вы сможете?»
24-26
В математике знак «!» обозначает факториал. Термин «факториал» происходит от латинского словаfactor –производящий.
n!=1*2*3*4*5*…*n . Произведение первыхn натуральных чисел. Например: 1!=1, 2!=1*2=2, 3!=1*2*3=6 и т. д. 0!=1 Давайте тогда решим уравнение . Вычислим 6!=720
720*Х=720
Х=1
Предложить решить уравнение:
3!+2*х=4!*3 х=33
27
Учитель: «Ворота открылись. Освободил Иван-царевич Елену Прекрасную, и в тот же день сыграли они свадьбу».
Да здравствует математика!
6. Творческое домашнее задание. Придумать и написать сказку про натуральные числа.
7. Итоги урока. Подводятся итоги урока. Подсчитать количество баллов и выставить оценки.
Листок самоконтроля
Фамилия и имя:
Форма работы
Возможное число баллов
Количество баллов
Устная работа (практика)
1
Устная работа (теория)
1
Математическое лото
1
Игра «Не зевай»
1
Работа у доски
1
Решение уравнений: 1 этап
1
Решение уравнений: 2 этап
2, 1
Решение уравнений: 3 этап
2, 1
Решение уравнений: 4 этап
1
Дополнительное задание
1
Оценка: «5»- 8-9 баллов
«4»- 6-7 баллов
«3»- 5 баллов
«2»- меньше 5 баллов
Учитель: Как видите, ни такие уж плохие результаты получены за урок, а ведь мы повторяем материал. Все, наверное, помнят поговорку: «Повторение – мать учения». Математика не исключение, и чтобы хорошо усваивать ее, надо постоянно повторять изученное.
Листочки самоконтроля собрать.
-Что мы знали?
- Что узнали?
-Что хотели бы узнать?
(Карточку для рефлексии приготовить для каждого ученика)
Карточка для рефлексии
Понравился ли тебе урок? ___________________________________________
Что не понравилось на уроке?__________________________________________ Поставь отметку учителю по 5-бальной системе________________________
Какие действия учителя считаешь неправильными?_______________________
Какой фрагмент урока был самым интересным?_________________________
Собрать карточки. Урок закончен. Всем спасибо.
Дополнительная задача.
Ученик задумал число, разделил его на 3, к результату прибавил 859 и получил 2010. Какое число задумал ученик? Х:3+1859=2010, х=453
Х=(2010-1859)*3
Игра «Не зевай!»
Играет один ряд (5 учеников)
Дается каждому ученику карточка с заданием. У первого задание записано полностью.
Он решит задание и передает второму игроку. У него в задании стоит многоточие. Вместо многоточия он ставит число предыдущего ученика, решит задание и передает третьему и т.д. 5 ученик называет ответ. Задача не ошибиться, т.к. вся работа следующих учеников пойдет насмарку.
На: Решение уравнений
Все великолепно