Мы начинаем изучать новую главу «Россия на пути к модернизации». Тема урока «Российское государство в первой половине XIX века». Прежде чем начать изучение нового материала, вспомним:
2. Мозговой штурм. (Презентация «Россия в начале XIX в.»)
1.Как называлось государство в начале XIX века?
2. Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял?
3. Назовите правителей первой половины XIX века в последовательности правления.
4. Назовите особенности политического и социально-экономического развития России в начале XIX века.
5. На основе особенностей (Единая территория; многонациональное государство; многоконфессиональное государство; население делилось на привилегированные (дворяне, духовенство, купечество 1 и 2 гильдии) и непривилегированные (мещане, крестьяне, казаки, купцы 3 гильдии) сословия; Россия - аграрная страна, основная форма экономики - сельское хозяйство, 80% населения- крепостные (помещичьи и государственные) крестьяне; форма правления - самодержавная монархия (правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) сформулируйте наиболее важные проблемы, которые необходимо было решать в первой половине XIX века.
6. Что необходимо было сделать, чтобы решить проблемы?
3. Работа в группах.
На уроке мы должны с вами охарактеризовать основные направления внутренней политики самодержавия России в первой половине XIX века, проанализировать и обобщить материал данного периода на основе материала § 41 и ресурсов Интернет
Лица Николаевской эпохи: Ihttp://www.hrono.info/proekty/nikolay1/nik_lica.html
Россия Николаевской эпохи http://www.hrono.info/1800nik.html
Реформы и преобразования Павла I http://www.hrono.info/biograf/pavel1.html
Учащиеся получают шляпы, сделанные из цветной бумаги, на которых написаны задания.
Задания для групп:1 группа «Белая шляпа» — объективно перечислить, главные на ваш взгляд, исторические события первой половины XIX века, факты (не больше 10-12). («Белая шляпа»)
2 группа«Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала. («Красная шляпа»)
3 группа«Желтая шляпа» — обобщить все положительное. («Жёлтая шляпа»)
5 группа«Зеленая шляпа» — используя имеющиеся материалы, в любом электронном виде (MicrosoftPowerPoint, MicrosoftWord, Publisher) «смонтировать» репортаж выпуска новостей о каком-либо событии или деятеле (используя ресурсы CD и Интернет). («Зелёная шляпа». Приложение)
- использован приём стилизации и выражено отношение к реформам от имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному статусу и материальному положению.
Дополнительное задание желающим:
- найти интересные факты (используя сайты Интернет, предложенные на уроке);
- придумать вопросы для дополнения выполненной ими на уроке работы.