Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" и фольклор

Фото пользователя Светлана Анатольевна Семко
Размещено: Светлана Анатольевна Семко - вс, 24/04/2011 - 16:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Семко Светлана Анатольевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 9 г. Сокол Вологодской области, учитель русского языка, литературы и МХК

Регион: 
Вологодская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

выявление идеи повести Тарас Бульба через соотнесение произведения с фольклорными источниками

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

В мире литературы. 7 класс.: учебник хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений/  Автор-составитель А.Г.Кутузов и др. – М.: Дрофа, 2008. – 476 с

Используемая методическая литература: 

 

Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой и А. В. Кокорева. М., Художественная литература, 1969

Печерская Т. И. Изучение фольклора в 5 классе.  Учебное пособие. – Новосибирск: НГУ, 2004

http://www.teremok.in/Mifologija/Rus_mifologila/Ilja_kalin_sar.htm

http://www.russianplanet.ru/filolog/epos/roland/index.htmhttp://www.russ...

http://gogol.lit-info.ru/gogol/family/illyustracii.htm

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация  Повесть Н. В. Гоголя  Тарас Бульба и фольклор

Краткое описание: 
<p> Данный урок является последним (шестым) при изучении повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба. После изучения повести автор учебника предлагает сопоставить произведение с некоторыми фольклорными источниками.</p> <p> Для выявления идеи произведения, а также постановки этой повести в ряд с шедеврами мировой литературы, на данном уроке предлагается сопоставить текст с русской былиной Илья Муромец и Калин-царь, древнегреческим эпосом Илиада (вопрос об авторстве Гомера представляется спорным, не случайно в Примерной программе основного общего образования по литературе эта поэма находится в разделе Героический эпос в мировой культуре, наряду с Калевалой) и средневековой поэмой Песнь о Роланде.</p> <p> Межпредметные связи с историей и мировой художественной культурой помогают окунуться в эпохи и выявить сходства произведений</p>

 

Ход урока.

1.     На протяжении всего изучения произведения мы говорили о том, что основа данной повести – историческая. Значит, Н. В. Гоголь обращался при написании «Тараса Бульбы» к каким-то источникам. Это могли быть не только летописи, исторические документы.  Каждый писатель в своём творчестве использует традиции тех великих людей, чьи мысли ему близки.

2.     Посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока (слайд 1). Попробуйте сформулировать цель урока.

3.     Несомненно, если говорить о фольклорных источниках, то сразу вспоминаются былины.

Давайте вспомним определение былины (слайд 2).

Какие циклы былин Вам известны? Кто из героев-богатырей запомнился Вам больше всего (слайд 3)?

Какими качествами должен обладать герой, чтобы о нём народ сложил старину?

Чем отличаются киевские богатыри от новгородских?  Рассмотрите иллюстрации на слайде 4.

4.     К сегодняшнему уроку Вы прочитали былину «Илья Муромец и Калин-царь».

Охарактеризуйте героя былины: какие качества характера позволяют назвать его богатырём?  Посмотрите ещё раз на иллюстрацию к былине (слайд 5)

Проанализируйте произведение с точки зрения композиции. Какой эпизод является кульминацией? Обоснуйте свою точку зрения.

Какова идея этой былины? Какие изобразительно-выразительные средства помогают раскрыть идею произведения?

5.     Можно ли говорить о связи былины и повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Повесть написана в XIXвеке, а рассказывает о XVI. Былина же повествует о «преданьях старины глубокой».

Попробуйте найти общее между этими произведениями. Для этого обратимся к фрагментам повести «Тарас Бульба»:

( -героический характер,

- идея борьбы за Родину,

-гипербола, постоянные эпитеты, метафоры)

Как вы думаете, почему повесть Гоголя схожа с былиной?

6.     А теперь давайте обратимся ещё к двум фольклорным источникам. Один из них вам известен – это «Илиада» Гомера. Другое произведение менее известно, но не менее значимо – это «Песнь о Роланде», произведение древнефранцузского эпоса. Давайте поработаем по вариантам. Вам предлагаются фрагменты из этих произведений  и вопросы к ним.

(каждый получает карточку с вопросами и фрагмент фольклорного произведения, на работу с ними даётся 5-6 минут, затем идёт проверка)

7.     Работа с поэмой  «Илиада» Гомера (слайд 6).

А. Сообщение об истории создания поэмы (приложение 1).

Б. Работа с карточкой.

1) Подготовьте выразительное чтение фрагмента. Обратите внимание на изменение темпа чтения. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

2)   Подчеркните те слова, значение которых вам непонятны. Справьтесь об их значении в толковом словаре или спросите у учителя.

3)  Какие черты героев, по вашему мнению, подчёркиваются в произведении? Найдите слова, в которых показано отношение рассказчика к герою.

4)Какие тропы и стилистические фигуры использованы в этом фрагменте? Какова цель их применения?

Фрагмент "Илиады" (приложение 2).

3)Сила, мужество, стремление победить: 

Оба исторгнули вновь длиннотенные копья и разом

Сшиблися вновь, как свирепые львы, пожиратели крови,

Или как звери лесов, нелегко одолимые вепри <…>

4)Эпитеты: «великий», «мощный».

Сравнения:  Сшиблися вновь, как свирепые львы, пожиратели крови,

Или как звери лесов, нелегко одолимые вепри <…>

Гиперболу: «Быстро Аякс подхватил несравненно огромнейший камень, ринул его…»).

Вывод: Каково авторское отношение к героям?

 

8. Работа с «Песней о Роланде» (слайд 7).

А. Сообщение об истории создания(приложение 3).

Б. Работа с карточкой.

                 1)   Подготовьте выразительное чтение фрагмента. Обратите внимание на изменение темпа чтения. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

                 2)     Подчеркните те слова, значение которых вам непонятны. Справьтесь об их значении в толковом словаре или спросите у учителя.

3)    Какие черты героев, по вашему мнению, подчёркиваются в произведении? Найдите слова, в которых показано отношение рассказчика к герою.

4) Какие тропы и стилистические фигуры использованы в этом фрагменте? Какова цель их применения?

Фрагмент "Песни о Роланде" (приложение 4)

3)Мужество, храбрость, любовь к Родине: «Роланд бесстрашно рвется в гущу боя» , «Я ненавижу вас! - Роланд кричит.- Мы служим правде; вы, злодеи, - лжи».

4) Эпитеты: «Великий», «жесток».

Сравнения:«Как лев иль леопард, стал горд и лют».

Гиперболу: «Клинком коню хребет переломил. Убил и мавра и коня под ним»).

Схожи ли произведения? Чем?

 

9.     Обратите внимание на иллюстрации к произведениям. Мы с вами уже знакомились  иллюстрации к повести «Тарас Бульба». Я предлагаю вам посмотреть на  иллюстрации (слайд 8) к произведениям, о которых мы говорили на уроке.

Вспомните, какая иллюстрация соответствует  каждому произведению.

Есть ли что-то общее между всеми этими иллюстрациями?

Как вы думаете, почему?

 

10.  Итак, мы выявили сходства повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя и трёх фольклорных источников, разных по времени и месту создания.

Попытайтесь теперь ответить на вопрос: «В чём сходства повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и фольклорных источников?» (1 вариант); «Какова причина сходства  повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и фольклорных источников?» (2 вариант)

 

11.    На следующем уроке вы будете знакомиться с остальными повестями из цикла «Миргород», я предлагаю вам перечитать одну из повестей цикла, кроме «Тараса Бульбы», подготовить пересказ сюжета, выявить тематику и проблематику произведения.

Письменное задание: выписать из «Словаря литературных терминов» определение термина «цикл».

Дополнительное задание: нарисовать иллюстрацию к прочитанной повести.

 

Прикрепленный файл Размер
Повесть Н.ppt 2.85 Мбайт
Приложение 1.doc 27 Кбайт
Приложение 2.doc 29 Кбайт
Приложение 3.doc 29.5 Кбайт
Приложение 4.doc 29 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн