Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



От папируса до компьютера: Традиционные и нетрадиционные носители информации: вариант 2

Фото пользователя Валентина Борисовна Антипова
Размещено: Валентина Борисовна Антипова - пт, 06/03/2009 - 10:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Этот вариант традиционного библиотечного урока спроектирован группой № 2 участников курсов повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений
Место работы, должность: 
Библиотекари общеобразовательных учреждений
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Цель урока: 
Цели: •вооружение знаниями о трансформации и многообразии носителей информации; •формирование представления о книге как источнике информации и знаний; •поощрение чтения и развитие познавательной активности учащихся. Задачи: •познакомить с понятием информации; •раскрыть роль информации в жизни человека; •проследить историю возникновения книги от глиняных табличек, папируса, пергамента до современных изданий в компьютерном исполнении; •раскрыть роль книгопечатания как одного из крупнейших культурно-исторических событий в истории человечества; •познакомить учащихся с современными средствами хранения и передачи информации; •показать отличительные особенности современных носителей информации.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: 
  1. Андреева О.В. История книги: хрестоматия. / О.В. Андреева М.: Мир книги, 1997.
  2. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. СПб.: Профессия, 2004.
  3. Информатика в лицах: исторические зарисовки к урокам информатики / ред. С.Л. Островский. - М.: Чистые пруды, 2005. 32 с. - (Б-чка "Первого сентября").
  4. Книговедение: энциклопедический словарь / ред. коллегия: Н.М. Сикорский и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1982.
  5. Львова С.Л. Книга о книге: для учащихся ст. классов / С.Л. Львова. М.: Просвещение, 1980.
  6. Майстрович Т.В. Электронный документ в библиотеке: научно-методическое пособие / Т.В. Майстрович. М.: Либерея, 2007.
  7. Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер – инструмент искусства: 6 кл.: пособ. для общеобр. учеб. заведений / Ю.А. Первин, А.Н. Никитин. М.: Дрофа, 1998. 192 с.
  8. Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютер и слово: 5 кл.: пособ. для общеобр. учеб. заведений. 2-е изд. / Ю.А. Первин. М.: Дрофа, 1998. 192 с.
  9. Сенокосов А.И. Информатика для любознательных: кн. для уч-ся 8-11 кл. / А. И. Сенокосов. М.: Просвещение, 2006. 158 с.
  10. Словарь юного книголюба /сост. И.Я. Линкова. 2-е изд., доп. М.: Книга, 1987.
  11. Твоей разумной силе слава: европейские писатели о книге, чтении, библиофильстве. М.: Книга, 1988. 256с.
 
Используемое оборудование: 

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

Оборудование: книжная выставка, компьютер, мультимедиа- проектор, мультимедиа-материалы, «машина времени», материалы для самостоятельной работы: береста, глина, бумага. <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

 

Используемые ЦОР: 
Используемые ЦОР: 

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

1.История средств передачи информации 

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

2. История средств хранения информации  <!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

3. Презентация "Носители информации и их история"

 4. Энциклопедия Кругосвет

Краткое описание: 
Библиотечный урок

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Wingdings; panose-1:5 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:2; mso-generic-font-family:auto; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 268435456 0 0 -2147483648 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:219442609; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-427262890 2133913696 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l0:level1 {mso-level-number-format:roman-upper; mso-level-tab-stop:36.0pt; mso-level-number-position:right; text-indent:-9.0pt;} @list l0:level2 {mso-level-number-format:alpha-lower; mso-level-tab-stop:72.0pt; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt;} @list l1 {mso-list-id:475147243; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:108018968 131529120 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269;} @list l1:level1 {mso-level-number-format:bullet; mso-level-text:; mso-level-tab-stop:36.0pt; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt; font-family:Symbol;} @list l2 {mso-list-id:859243184; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-1534713066 131529120 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269;} @list l2:level1 {mso-level-number-format:bullet; mso-level-text:; mso-level-tab-stop:36.0pt; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt; font-family:Symbol;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]-->

Этот вариант традиционного библиотечного урока спроектирован группой № 2 участников курсов повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений

    Ход занятий
            I.     Организационный момент. Постановка целей урока
          II.     Основная часть
1. Беседа с элементами диалога
Беседа начинается с вопроса о том, что учащиеся знают об информации.
Рассказ учителя о том, как люди передавали информацию в древности, о том, как постепенно менялись и совершенствовались носители информации, трансформируясь от   наскальных рисунков до современных средств коммуникации и хранения информации.
Рассказ учителя можно заменить сообщениями школьников, подготовленными заранее. Надо проследить за тем, чтобы сообщения, сделанные школьниками, не совпадали по содержанию с "остановками" во время путешествия. Например, можно сделать сообщения о наскальных рисунках, об изобретении клинописи шумерийцами. Кратко упомянуть глиняные книги, т.к. в библиотеку царя Ашшурбанипала будет "экскурсия" на машине времени.
Или применить вариант, когда сообщения делаются о носителях информации, а экскурсии на машине времени следуют только по библиотекам.
2. Путешествие на “машине времени“.
Учитель предлагает школьникам совершить путешествие на "машине времени" с остановками. Для создания ощущения необычности происходящего можно применить эффекты мигания света, использовать шумовые эффекты и музыкальные фрагменты.
Во время остановок можно использовать ЦОРы, иллюстрации, видеофрагменты, сценки, в которых школьники могут в диалоговой форме рассказать о древних книгах и библиотеках, зачитать коротенькие кусочки из древних текстов, показать, как создавались книги на табличках, папирусе, бересте и пр. 

  • Древний Египет, где учащиеся знакомятся с изготовлением и употреблением папируса и посещают книгохранилище Рамсеса II - "Аптеку для души".
  • Древняя Ассирия, где ребята посетят библиотеку Ашшурбанипала.
  • Библиотека Афин.
  • Мусейон - академия наук древнего мира и колоссальная библиотека (Александрийская библиотека).
  • Древний Китай - сообщение о происхождении бумаги.
  • Средневековая Германия - беседа с И. Гуттенбергом и его изобретением.
  • Древняя Русь - берестяные грамоты (обязательно упомянуть Псковщину), изобретение И. Федоровым печатного станка.

Возвращение в современный мир. Здесь можно показать наиболее интересные современные книги, например, книжки-раскладушки, энциклопедии с иллюстрациями и проч.
3. Беседа о современных носителях информации - учитель знакомит школьников со "знакомыми незнакомцами" - пластинками, видеокассетами, аудиокассетами, электронными носителями информации.  В ходе беседы учащиеся вместе с библиотекарем сравнивают  древние носители информации с современными, выделяют достоинства и недостатки тех и других.
4. Закрепление пройденного материала.
Для закрепления предлагается викторина:

  • Где впервые были обнаружены берестяные грамоты?
  • На каком материале писали письма древние псковитяне?
  • Из чего изготавливался пергамент?
  • Из чего в Древнем Китае стали делать бумагу?
  • Как создавали книги в Средние века?
  • Кто изобрел первый печатный станок?
  • Кто считается первопечатником на Руси? Почему?
  • Какую роль сыграло изобретение книгопечатания?
  • Какие вы знаете носители информации кроме книги?

5. Практическое задание. Каждая из групп получает задание написать послание на бересте, папирусе, на глиняных табличках письма египетскому мальчику, русскому и шумерскому.

        III.     Заключение. Подведение итогов урока.
Задание на дом: рисунок на тему "От папируса до Интернета: как люди учились хранить и передавать информацию" для конкурса. 


»  Размещено в сообществах:   
БиблиоШОК

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн