Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


Горные породы и минералы

Размещено: Ольга Александровна Краева - сб, 04/04/2009 - 11:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Краева О.А.
Место работы, должность: 
учитель начальных классов гимназии №1
Регион: 
Мурманская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
1) сформировать у учеников понятие о свойствах горных пород и минералов и их использовании людьми; 2) познакомить с некоторыми видами минералов Кольского полуострова; 3) воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

коллекция наиболее распространённых горных пород и минералов и созданных из них материалов (гранит, уголь, глина, стекло, кирпич, цемент); коллекция «Гранит и его состав».

 

 

Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации по окружающему миру. Вахрушев А.А.

Используемое оборудование: 

Медиапроектор, компьютер.

Используемые ЦОР: 

Презентация "Горные породы и минералы"

Краткое описание: 
1. Постановка проблемы и актуализация знаний. 2. Совместное открытие знаний. 3. Физминутка 4. Самостоятельное применение знаний. 5. Подведение итога.

Ход урока.

 

1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

 

·         Актуализация.

-Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе.

- Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?

  (Литосфера).

- Из чего она состоит?

  (Из земли или почвы и горных пород)

- Как мы называем предметы, которые нас окружают?

  (Тела).

- Из чего состоят тела?

  ( Из веществ).

- В каких состояниях может находиться вещество?

  (Жидком, твёрдом и газообразном).

- Какими свойствами обладают твёрдые тела?

  (Имеют постоянную форму и объём).

·         Проблемная ситуация.

- На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте, что в них находится?

  (Гранит, уголь, глина, стекло, кирпич, цемент)

- Можно ли назвать их телами?

  (Да).

- Разделите их на группы.

- Сколько групп получилось?

  (Две. 1 - гранит, уголь, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент).

Слайд 1.

- Как можно назвать тела первой группы?

  (Природные).

- Как можно назвать тела второй группы?

  (Искусственные).

- А как ещё можно назвать тела первой группы?

  (Горные породы).

- Какая же тема сегодняшнего урока?

  (Горные породы).

- Да, сегодня мы будем говорить о горных породах. Узнаем, из чего они состоят и как их использует человек.

 

 

 

  2. Совместное открытие знаний.

- Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком?

  (Люди изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).

- Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.

- А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные породы, и какие свойства при этом использует.

- Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает?

  (Твёрдый, прочный).

-  Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит?

- Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды (в коробочках на партах).

- Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На уроке мы будем говорить и о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов.

Слайд 2 (Виды гранита).

- Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого шпата, который входит в его состав.

- Где он используется?

  (Им украшают здания, станции метро, памятники).

Слайд 3 и 4 (Использование гранита).

- Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы отличаются от минералов?

   (Горные породы состоят из минералов).

Слайд 5 (Определения о горных породах и минералах).

- Минералы - чистые вещества, состоят из одинаковых молекул. Это значит, если мы раскрошим или разотрём в порошок минерал, то даже самая маленькая крупинка всё равно сохранит все свойства этого минерала. Например, каменная соль – минерал. Она солёная, если мы возьмём даже одну маленькую крупинку, она останется солёной.

-  Рассмотрим ещё одну горную породу – глину.

- Как вы думаете, из чего она состоит?

   (Из мелко перетёртых камней).

- Что можно делать с глиной?

   (Лепить и строить).

- Какие изделия делают из глины?

   (Посуду, кирпич, дома).

Слайд 6, 7, 8, 9.  

- Для производства фаянсовой и фарфоровой посуды используют разновидность глины – каолин.

- Какие свойства глины при этом используются?

  (Мягкость и пластичность).

- Давайте попробуем что-нибудь слепить.

- Получается?

  (Нет).

- Что нужно сделать?

  (Намочить глину).

- Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?

- Как же сделать изделия из глины прочными?

  (Обжигом).

Слайд 9

- Для чего же нужен обжиг?

  (Для увеличения прочности изделий).

- Мы узнали, как изготавливают кирпичи. А чем скрепляют кирпичи?

  (Цементом).

- Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94)

 

3. Физминутка

    По дорожке шли, шли,

    Много камешков нашли.

    Присели, собрали и дальше пошли.

    По дорожке, по дорожке

    Прыгаем на левой ножке.

    И по этой же дорожке

    Прыгаем на правой ножке.

- Ребята, у вас в коробочках есть стекло, а как его получают?

  (Расплавляют кварцевый песок).

(Пытаюсь снять крышку с банки)

- Ребята, вы встречались с такой проблемой?

  (Да).

- Что надо сделать?

  (Подержать крышку под горячей водой).

- А что произойдёт, если кипяток налить в стеклянный сосуд?

   (Он лопнет).

- Почему же легче открыть крышку, подержав её под горячей водой, и почему лопнет стеклянный сосуд?

  (Твёрдые тела расширяются).

- Ребята, я сейчас прочитаю небольшой текст, а вы догадайтесь о каком камне идёт речь.

Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его адамасом.

   (Об алмазе).

- Правильно, «адамас» - «несокрушимый». Это самый твёрдый материал. У геологов принято ставить минералам «оценки» за твёрдость. Только, в отличие от  школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз - самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов.

Слайд 10.

- А где ещё используют алмаз? (стр. 95)

  (Бормашина, стеклорез, свёрла для дрелей и т. д.)

-  Ребята, минералы на Земле распределены неравномерно. Одним из участков Земли, насыщенным разными видами минералов является Кольский полуостров, на котором мы с вами живём. И сегодня я расскажу о двух минералах - апатите и аметисте.

- На парте в коробочках у вас есть образец апатита.

Слайд 11.

- Минерал получил своё название от греческого слова « апатао», что значит «обманываю». Кристаллы апатита настолько могут отличаться друг от друга, что кажутся разными минералами.

Он бывает бесцветным, зелёным, голубым, розовым, фиолетовым и даже чёрным. Основной интерес к апатиту вызван содержанием в его составе фосфора. Из него изготавливают апатитовый концентрат, из которого производят фосфорные удобрения. Для его добычи были созданы горно-обогатительные комплексы.

Слайд 12.

-Аметист – по-гречески «аметистос» значит «неопьяняющий». В средние века считалось, что этот минерал охраняет от опьянения. Особым почётом аметист пользовался у служителей церкви, им украшали алтари, церковную утварь. Кольский аметист славится ровным цветом одинаково развитых мелких кристаллов. Широкая гамма окраски, крепкое основание позволили Кольскому аметисту занять достойное место среди минералов.

 

 

4. Самостоятельное применение знаний.

 - Сейчас вы выполните небольшую самостоятельную работу.

Самостоятельная работа

  1. Какое свойство гранита используют люди?
  2. Чем можно скрепить между собой кирпичи?
  3. Что делают с глиняными изделиями, чтобы они были прочными.
  4. Как получают стекло?
  5. Самый твёрдый минерал?

5. Подведение итога.

 - Чем отличаются горные породы от минералов?

- Какие свойства горных пород использует человек?

 


»  Тэги к этому документу:

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн