Официальный сайт printclick 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Россия в начале XIX века

Фото пользователя Анжела Казаринова
Размещено: Анжела Казаринова - вс, 05/04/2009 - 10:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Казаринова Анжела Викторовна
Место работы, должность: 
учитель истории и экономики в МОУ "Лицей №28 г. Йошкар-Олы"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале XIX века.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

компьютер, проектор

Краткое описание: 
Данный урок является первым уроком нового блока - «Россия в первой половине XIX века». Урок является связующим звеном с предыдущим блоком « Россия в конце XVII-XVIII веков». Урок опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках. Особенности урока заключаются в том, что наряду с получением новых знаний, учащиеся оперируют знаниями, полученными раннее. Специфика урока заключается в том, что блок информации, полученный на уроке учащимися, усваивается не всеми одинаково четко. Для активизации усвоения знаний используется компьютерная презентация.

Урок истории в 10 классе по теме: «Россия в начале XIX века»

Учитель истории первой категории Казаринова А.В.

 

Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале  XIX века.

 

Задачи:

  1. Дать характеристику России к началу XIX в. (социально – экономическое, политическое положение);
  2. Продолжить формирование навыков работы в группах, умения составлять опорные схемы, устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Осуществлять патриотическое воспитание.

 

Прогнозируемый педагогический результат: учащиеся делают вывод о том, что крепостническая система и самодержавие, всевластие бюрократии – все это сдерживало развитие страны и определяло тот замедленный темп экономической жизни, который так отличал Россию от стран Западной Европы.

 

Межпредметные, межкурсовые, внутрикурсовые связи: Новая история: 1789-1794- Великая французская буржуазная революция; 1792-1795- революционные войны Франции против коалиции европейских государств. История России: император Павел I. История С.-Пб.: Петербург на рубеже веков. География: территория России.

 

План урока:

  1. Территория и население.
  2. Социальная структура.
  3. Транспорт и торговля.
  4. Промышленное развитие.
  5. Политический строй.

 

Основные понятия: конфессия, вертикальная мобильность.

Оборудование урока: карта Российской империи в начале  XIX века, соответствующие карты атласа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дополнительные источники: ресурсы сети Интернет, ОЭР на CD-ROM

(« Энциклопедия истории России» фирма производитель «Коминфо» 1997-2002)

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Internet Explorer.

 

I.                  Изучение нового материала (сопровождается демонстрацией презентации)

  1. Учитель сообщает: Сегодня мы приступаем к изучению нового периода в истории России-первой половины XIX века, в которой Россия достигает вершины своего могущества. Но сначала взглянем на Россию, какой она предстает взгляду историка, к началу этого периода.

 

Работа с картой: учитель показывает границы Российской империи на карте, затем показывает отдельные регионы: Центральную Россию, Север России и Карелию, Поволжье, Заволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, наконец, приобретенные в XVII-XVIII веке районы Украины и Белоруссии и прибалтийские территории.

Одновременно учитель продолжает: Россия была многонациональным государством, население которой составляло 40 млн. человек. Далее учитель по учебнику (п.55. с. 117) рассказывает о плотности населения и районах расселения разных народов, сопровождая рассказ указаниями на карте.

- Какие территории были включены в состав Российской империи в XVIII веке?

 

Религиозный состав населения России

 

Учитель сообщает: Россия была не только многонациональным государством и многоконфессиональным государством.

Запись в тетрадях:

Многоконфессиональное государство-государство, население которого исповедует различные религиозные учения.

Учитель продолжает: народы, населявшие Российскую империю, находились на различных стадиях общественного развития. Многие народы Севера, Сибири и Северного Кавказа находились на стадии родоплеменного строя. Культура и быт всех этих народов отличались большой пестротой. Столь же различным был уровень развития производительных сил различных народов - от примитивных орудий труда у народов Кавказа, Сибири и Севера до использования достаточно сложных станков и промышленных процессов на мануфактурах и заводах.

  1. Учитель сообщает: население России делилось на сословия.

 

 

Беседа с классом по вопросам:

- Что такое сословие?

- Какие сословия существовали в России к XIX веку?

- Какие сословия можно считать привилегированными, а какие - нет?

- В чем заключались основные сословные привилегии?

- Можно ли считать привилегированным сословие казачество?

 

Учитель сообщает: самым многочисленным сословием в России оставалось крестьянство, которого к середине XIX века насчитывалось около 30 млн. человек. Из них около половины были государственными крестьянами. На Севере России и в Сибири основная масса крестьян были государственными, много государственных крестьян жило также в Поволжье, где в их состав были зачислены местные нерусские народы – татары, чуваши, мордва, мари. Большая часть крепостных крестьян жила в губерниях Центральной России и в Черноземной полосе.

Работа с текстом: ученик читает текст из книги А.А. Корнилова «Курс истории России XIX в. – М., 1993. – С.26-28)» о категории крестьян в России. Слушая его, ученики должны распределить упоминаемые в нем группы крестьянства по группам:

 

 

Работа с учебником: ученики читают самостоятельно в учебнике (п.55, с. 119-120) о расслоении крестьянства и о социальной мобильности и отвечают на вопросы:

- Что такое вертикальная мобильность?

- Что свидетельствует о начале формирования в России классовой структуры общества?

 

  1. Учитель сообщает: Важной характеристикой состояния экономики и даже социального развития страны является степень развития ее транспортной системы, связывающей воедино различные регионы. Особенно важен этот показатель для России с ее огромными пространствами, удаленностью значительной части территории от моря. Основным видом транспорта в России долгое время оставались речные системы для северных и центральных районов Европейской части империи и Сибири, в то время как в южных районах европейской части более распространенными были сухопутные системы сообщений. Первая железнодорожная ветка появится в Империи только в 1837 году и свяжет Петербург с Царским Селом. Шоссейные дороги начали строить лишь в середине века.

Складывание общероссийского рынка еще не завершилось. Региональный товарообмен осуществлялся на ярмарках. Особенно большое значение, общероссийского масштаба имела Макарьевская ярмарка и заменившая ее в 1816 г. Нижегородская.

  1. Промышленное развитие.

- Вспомните, какая отрасль являлась основной для экономики России в начале XIX века?

Учитель сообщает. Развитие сельского хозяйства в России на рубеже XVIII-XIX  веков шло экстенсивным путем, преимущественно за счет введения в сельскохозяйственный оборот новых земель. Применение улучшенных сельскохозяйственных орудий и приемов, сельскохозяйственных машин не получило сколько-нибудь значительного применения.

Промышленность России была развита неравномерно. Некоторые города являлись ее средоточием (Петербург, Москва, Тула, Ярославль), в то же время многие небольшие города имели аграрный характер – их жители вспахивали землю, разводили сады и огороды. В промышленном отношении развитие России отставало от уровня Западной Европы. Промышленный переворот в России начался лишь в середине XIX века, в то время как в Англии он близился к концу. По-прежнему широко применялся в промышленности труд крепостных, однако доля вольнонаемного труда неуклонно росла. Значительная часть мануфактур по-прежнему являлась государственными и обслуживала военные нужды страны.

 

 

Работа с учебником: о промышленном районировании ученики читают самостоятельно учебник, с.121-122.

  1. Работа с учебником: ученики читают самостоятельно раздел учебника о политическом строе России (с.122) и рисуют схему политического управления империей в тетради:

 

Запись в тетрадях

Россия по политическому строю была самодержавно-бюрократической монархией.                                     

Неограниченный самодержец-император опирался при управлении на мощный слой

чиновников средний и высший слой которых состоял преимущественно из дворян.

 

 

II.               Итог урока

Россия начала XIX века представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. человек. Россия продолжала оставаться аграрной страной, промышленное развитие которой значительно отставало от уровня стран Западной Европы. Политическое устройство империи – самодержавная монархия, опирающаяся на мощный бюрократический аппарат – сохранялось.

 

Домашнее задание

  1. П.55 учебника; прочитать документ на стр. 123-125, ответить на вопрос 3 к тексту.
  2. Используя карту 11 на вклейке учебника изучить районирование форм феодальной эксплуатации и промышленного производства.
  3. Доклад ученика на 5-7 минут о личности и обстоятельствах восшествия на престол Павла I. При подготовке использовать материалы электронного учебника «Энциклопедия истории России», фирма производитель «Коминфо» 1997-2002г. и сети Интернет.
  4. Доклад ученика на 5-7 минут о М.М. Сперанском. При подготовке использовать материалы сети Интернет.

Рефлексия

Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, последовательно отвечая на вопросы

Вопросы:

“5”

“4”

“3”

Ошибки

1. Как я усвоил материал?

 

 

 

 

2. Получил прочные знания

 

 

 

 

3. Мало, что понял, необходимо поработать

 

 

 

 

4. Как я работал? Где допустил ошибки?

 

 

 

 

5. Со всеми заданиями справился сам

 

 

 

 

6. Не справился с частью заданий

 

 

 

 

7. Не все активно участвовали в обсуждении

 

 

 

 

8. Работа была неинтересная

 

 

 

 

 Приложения к уроку:

Самоанализ урока

 Презентация

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Геннадьевна Боровкова

На: Россия в начале XIX века


Уважаемая Анжела Викторовна, внимательно ознакомилась с вашим уроком. Спасибо за опыт. Позвольте поделиться некоторыми размышлениями. Во-первых, фраза "мы приступаем к изучению нового периода в истории России-первой половины XIX века, в которой Россия достигает вершины своего могущества", на мой взгляд содержит фактическую ошибку. Разве Россия  достигает своего могущества в первой половине XIX века? И какого могущества? Исходя из темы урока,  все-таки экономического. А как быть с тем, что промышленный переворот начался в 30-40 г.г. XIX века? А промышленный подъем в 90 г.г? Во - вторых, если это урок по началу XIX века, то при чем здесь сообщение о Павле, которое, судя по всему  звучит на предыдущем   уроке? Еще раз благодарю вас за представленный урок.

Комментарий был изменен с момента создания (бтг1965, вт, 25/05/2010 - 20:20).



Фото пользователя Дмитрий Вячеславович Воробьёв

На: Россия в начале XIX века


Татьяна Геннадьевна! Независимо от оценки , Вы - очень смелый и компетентный специалист. Елена Евгеньевна справедливо обругала  мою рецензию на данный урок, я не учёл специфики класса, мы даже немного поспорили. Каким-то особым чутьём Вы определили её(специфику), прочитав комментарий, я согласился. С уважением, Воробьёв Д.В.



Поиск

Loading

Оценка материала

...


 

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн