Официальный сайт fresher 24/7/365
Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. М.: Просвещение, 2007г.
Л.А. Псарева, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по русскому языку. М.: ВАКО, 2007г.
компьютер, экран, карточки
презентация
<!--[if !mso]> v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} <![endif]--><!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if !mso]> st1\:*{behavior:url(#ieooui) } <![endif]--> <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Wingdings; panose-1:5 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:2; mso-generic-font-family:auto; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 268435456 0 0 -2147483648 0;} @font-face {font-family:"Bookman Old Style"; panose-1:2 5 6 4 5 5 5 2 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:647 0 0 0 159 0;} @font-face {font-family:"Arial Black"; panose-1:2 11 10 4 2 1 2 2 2 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:647 0 0 0 159 0;} @font-face {font-family:"Century Schoolbook"; panose-1:2 4 6 4 5 5 5 2 3 4; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:roman; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:647 0 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.MsoFooter, li.MsoFooter, div.MsoFooter {margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; tab-stops:center 233.85pt right 467.75pt; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p {mso-margin-top-alt:auto; margin-right:0cm; mso-margin-bottom-alt:auto; margin-left:0cm; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 64.3pt 53.95pt 72.0pt; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} /* List Definitions */ @list l0 {mso-list-id:205652668; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:481835714 68747265 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269 68747265 68747267 68747269;} @list l0:level1 {mso-level-number-format:bullet; mso-level-text:; mso-level-tab-stop:36.0pt; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt; font-family:Symbol;} @list l1 {mso-list-id:684332310; mso-list-template-ids:1249786084;} @list l1:level1 {mso-level-tab-stop:36.0pt; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt;} @list l2 {mso-list-id:1784154381; mso-list-type:hybrid; mso-list-template-ids:-1961083138 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291 68747279 68747289 68747291;} @list l2:level1 {mso-level-tab-stop:36.0pt; mso-level-number-position:left; text-indent:-18.0pt;} ol {margin-bottom:0cm;} ul {margin-bottom:0cm;} --> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} <![endif]--> Ход урока. <!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Организационный этап. - Здравствуйте, дети! - Весёлый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок. - Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Ирина Викторовна. - Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу, Хорошее настроение возьмём себе в подмогу. (Приложение№1) <!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Минутка чистописания. - Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу (слайд). - Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет. Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу. На «отлично» напишу. - Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки). - Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением). - Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж]. - Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ). (Открываю на доске таблицу шипящих согласных). - Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж). - Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ). - Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент. Аккуратно написали И нисколько не устали. Наш урок мы продолжаем, Тему дальше развиваем. <!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Постановка темы и целей урока. - Книга Знаний приглашает нас на вторую страницу. Внимание на экран. МЕЧ РОЖЬ ДУШ ХВОЩ РЕЧЬ МОЩЬ НОЖ РОСКОШЬ - Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно? (Возможные затруднения: роскошь – богатство, «великолепие»; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила. - Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.) - Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные) - Докажите, что это имена существительные. - Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце). - Ребята, давайте проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ. - … произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий). - … произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий). - Верно, звук [Ч,] – всегда мягкий. - Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет? - Затрудняетесь ответить? От чего это зависит? - Так что вы должны узнать сегодня на уроке? (В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.) - Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих. (Открываю тему, записанную на доске). - Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь). <!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Изучение нового материала. - Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам. - Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук. - А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.) - Распределите имена существительные в два столбика: <!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->женского рода в первый столбик, <!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->мужского рода – во второй столбик. - Кто желает работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради). - Докажите свой выбор. - Подчеркните в написанных словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают маркерами). - Так обозначается эта орфограмма. (Оценка выполненной работы.) - Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь? (На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь. На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.) - Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.170, 171 и прочитайте правило (вслух). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных. - Кто может его повторить? - Итак, ещё раз у имён существительных …. Помогайте мне ….. - Пользуясь правилом, выполним задание. - Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, броши. - К какой части речи они относятся? - В каком числе стоят? (Существительные множественного числа). - Образуйте от них имена существительные в единственном числе и распределите их в два столбика. М. р. Ж. р. … … - … выполнит это задание у доски с комментированием. - В каких существительных пишется Ь? Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения. <!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Физминутка (звучит музыка). - Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной. Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж. <!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Закрепление изученного материала. Вновь работа собирает, Время даром не теряй, Книга Знаний предлагает Нам страницу «Закрепляй». - Сейчас мы будем работать с сигнальными карточками. Приготовьте их. Внимание на экран. Появляются картинки: мяч, ландыш, печь, ключ, мелочь, мышь. (Ребята, которые показали неправильную карточку, доказывают свой выбор). - Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием! Тему урока все поняли? Ответьте с помощью нескольких слов Из ваших карточек разных цветов. Главное, правило вспомните! Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный. - Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше. (Выполнение и проверка работ). - Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые. - Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний. - А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний? (Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач). - Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы! <!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->Обобщение. - Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке? - Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь? <!--[if !supportLists]-->8. <!--[endif]-->Домашнее задание. Выставление отметок. Кроссворд с заданием – домашняя игра, В ней вам поможет ряд загадок, Родственные к ключевому подберите слова – В тетрадях будет у вас порядок. - Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием. <!--[if gte vml 1]> <![endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]--> Загадки. <!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Если хорошо заточен, Все легко он режет очень. (Нож). <!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Утка в море, хвост на заборе. (Ковш). <!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь). <!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Под полом таится, кошки боится. (Мышь). Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение. - При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило–алгоритм. (Приложение №2) - Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки «5». <!--[if !supportLists]-->9. <!--[endif]-->Рефлексия. - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. 3. Если не разобрались в теме – голубую. (Дети показывают звёзды.) - Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд. - Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным. - Спасибо всем за работу! Желаю удачи!
Ход урока.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Организационный этап.
- Здравствуйте, дети!
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
- Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу я. Зовут меня Ирина Викторовна.
- Итак, ребята, мы отправляемся в дорогу,
Хорошее настроение возьмём себе в подмогу.
(Приложение№1)
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Минутка чистописания.
- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу (слайд).
- Будьте внимательными, слушайте и выполняйте всё, что она вам скажет.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу.
На «отлично» напишу.
- Кто внимательно слушал, тот ответит, какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других. (Шипящие согласные звуки).
- Какие согласные называются шипящими и почему? (При их произношении воздух выходит с шипением).
- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].
- Дети, а какими буквами они обозначаются? (ЧЕ, ША, ЩА, ЖЕ).
(Открываю на доске таблицу шипящих согласных).
- Значит, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Будем писать буквы Ч, Ш, Щ, Ж).
- Посмотрите на доску. Я предлагаю вам вот такую цепочку. (показ).
- Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент.
Аккуратно написали
И нисколько не устали.
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Постановка темы и целей урока.
- Книга Знаний приглашает нас на вторую страницу. Внимание на экран.
МЕЧ РОЖЬ ДУШ ХВОЩ
РЕЧЬ МОЩЬ НОЖ РОСКОШЬ
- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?
(Возможные затруднения: роскошь – богатство, «великолепие»; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.
- Давайте спросим у книги Знаний, что такое ХВОЩ и т.д.)
- Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)
- Докажите, что это имена существительные.
- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные ед. числа, с шипящими на конце).
- Ребята, давайте проведём наблюдение над словами МЕЧ и РЕЧЬ.
- … произнеси слово речь. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- … произнеси слово меч. Выдели последний звук. Дай характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).
- Верно, звук [Ч,] – всегда мягкий.
- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?
- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?
- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?
(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)
- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих. (Открываю тему, записанную на доске).
- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы должны научиться узнавать, различать слова, в которых после шипящего пишется Ь).
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Изучение нового материала.
- Поэтому давайте вновь обратимся к этим словам.
- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.
- А какого рода эти имена существительные? (м.р. и ж. р.)
- Распределите имена существительные в два столбика:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->женского рода в первый столбик,
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->мужского рода – во второй столбик.
- Кто желает работать у доски? (2 ребёнка работают у доски, выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради).
- Докажите свой выбор.
- Подчеркните в написанных словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают маркерами).
- Так обозначается эта орфограмма.
(Оценка выполненной работы.)
- Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?
(На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь.
На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.)
- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.170, 171 и прочитайте правило (вслух). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён существительных.
- Кто может его повторить?
- Итак, ещё раз у имён существительных …. Помогайте мне …..
- Пользуясь правилом, выполним задание.
- Прочитайте слова на доске: вещи, плащи, овощи, броши.
- К какой части речи они относятся?
- В каком числе стоят? (Существительные множественного числа).
- Образуйте от них имена существительные в единственном числе и распределите их в два столбика.
М. р. Ж. р.
… …
- … выполнит это задание у доски с комментированием.
- В каких существительных пишется Ь?
Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Физминутка (звучит музыка).
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.
Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Закрепление изученного материала.
Вновь работа собирает,
Время даром не теряй,
Книга Знаний предлагает
Нам страницу «Закрепляй».
- Сейчас мы будем работать с сигнальными карточками. Приготовьте их. Внимание на экран.
Появляются картинки: мяч, ландыш, печь, ключ, мелочь, мышь.
(Ребята, которые показали неправильную карточку, доказывают свой выбор).
- Хорошо, молодцы! Вы все справились с заданием!
Тему урока все поняли?
Ответьте с помощью нескольких слов
Из ваших карточек разных цветов.
Главное, правило вспомните!
Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
(Выполнение и проверка работ).
- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.
- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?
(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).
- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!
<!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->Обобщение.
- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?
- Итак, когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?
<!--[if !supportLists]-->8. <!--[endif]-->Домашнее задание. Выставление отметок.
Кроссворд с заданием – домашняя игра,
В ней вам поможет ряд загадок,
Родственные к ключевому подберите слова –
В тетрадях будет у вас порядок.
- Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с заданием.
<!--[if gte vml 1]> <![endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]-->
Загадки.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->Если хорошо заточен, Все легко он режет очень. (Нож).
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Задание: подбери к ключевому слову однокоренные слова, составь с ним предложение.
- При выполнении домашнего задания вам большую помощь окажет правило–алгоритм. (Приложение №2)
- Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки «5».
<!--[if !supportLists]-->9. <!--[endif]-->Рефлексия.
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
3. Если не разобрались в теме – голубую.
(Дети показывают звёзды.)
- Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.
- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!
Смотреть видео hd онлайн