Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка на тему: "Правописание слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком для обозначения мягкости согласных звуков на письме".

Фото пользователя Надежда Ивановна Кропотова
Размещено: Надежда Ивановна Кропотова - вс, 26/04/2009 - 13:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кропотова Надежда Ивановна
Место работы, должность: 
учитель начальных классов МОУ "СОШ № 15 г. Йошкар - Олы"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
ЦЕЛИ: 1. Образовательные: - Способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком обозначающим мягкость предшествующего согласного4 - познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; - тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком 2. Развивающие: - развивать навыки орфографической зоркости; - развивать умение сопоставлять и писать слова с Ь – р, Ь – м, через повторение признаков употребления мягкого знака; - Способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развивать речь; - Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать; - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности; 3. Воспитательные: - формировать потребности писать грамотно; - формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения. - формирование навыков сотрудничества; - расширение знаний о родном языке; - воспитание учебной активности.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка для 2 класса, авторы Бунеевы

Используемое оборудование: 

Карта города в виде мягкого знака, карточки со словарными словами, рисунки

Краткое описание: 
на данном уроке ребята совершат путешествие по городу Мягкий знак.

Ход урока:

 I.      1. мобилизирующий

Проверка готовности к уроку. Самопроверка организация рабочего места.

 (Дети хором)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

 

2. Объявление темы урока

Ребята, сегодня у нас непростая задача. Вы помните  о деде Всеведе? Сегодня он обратился к нам за помощью. В этой стране поссорились два брата – близнеца мягкие знаки. Спор о том, кто важнее. Поэтому   на уроке мы должны решить, какой же из знаков самый нужный в стране Грамматике.  

II.      Орфографическая минутка

1. Минутка чистописания

(На доске записаны   буквы, перед которыми пишется разделительный ь. Они соединены различными элементами букв ) .

 

- Ребята, посмотрите внимательно, кто из вас заметил, что это за буквы? Это не простые буквы. В них спряталось правило. Какое? Кто напомнит?

Сегодня мы отправимся в путешествие, и  сейчас настало время узнать, куда. А для этого внимательно послушайте стихотворение:

В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем Мягкий знак.

- Куда мы отправимся путешествовать?

(На доске появляется карта города в виде мягкого знака).

Итак, в путь! Не забывайте о нашей сегодняшней задаче.

 

III.Упражнения в написания слов с Ь

1.     Словарная  работа

В любом городе есть улицы, переулки, площади, проспекты. Первая улица города “Мягкого знака” - это Словарный переулок. Здесь живут слова из словарика, в написании которых есть ь. Давайте вспомним жителей этого переулка.

(запись слов, слова на доске с «окошками»)

столько, только, тетрадь, мальчик, коньки, учитель.

- Ребята, назовите пожалуйста слова, в которых букв больше, чем звуков.(все)

- А почему так? ( Ь – звуков не дает)

- а для чего в этих словах написан мягкий знак?

- Показатель мягкости.

2. Письмо по памяти

Идем дальше по нашему городу. Теперь на нашем пути оказалась торговая площадь. А встречает нас на торговой площади известный герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит: (на доске стихотворение)

Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.

Кто же это? (На доске появляется картинка Карлсона)

А сейчас Карлсон желает проверить, кто из вас самым внимательный и сможет запомнить его стихотворение. (читаем хором)

 - Скажите, на какую орфограмму в этом стихотворении встретились слова? ( Ь – р)

 читаем ,  закрываю поочередно слова с Ь – р.

Запись по памяти. Проверка.  Обозначение орфограммы.

-Молодцы, ребята. Карлсон доволен. На Торговой площади много разных товаров,   в названии этих товаров пишется   ь.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами идём по торговой площади, а вокруг товары, в написании которых есть ь.

Наша задача записать только названия тех товаров, где есть

Ь – м.  (Слова на доске)

(платье, морковь, картофель, печенье, альбом, стулья)

Запись слов обозначение орфограммы

3.Зрительная гимнастика

Солнечные зайчики                         Круговые движения глазами

Играют на стене.

Поманю их пальчиком –                 Указательный палец на расстоянии вытянутой                                                      руки

Пусть бегут ко мне!                        Пальчик сводится на кончик носа.

Ну, лови, лови скорей –                  Переводить взгляд налево,

Вот, вот, вот, - левей, левей!         

Прыг – скок, прыг – скок –             Направо,  вверх, вниз.

Убежал на потолок!

 

4. Составление предложения из слов.

Продолжаем путешествие. Сейчас на нашем пути улица Предложений. Жители этой улицы живут в разных домах. А когда они выходят на прогулку и вместе гуляют, то получаются предложения. Вот и сейчас жители этой улицы вышли на прогулку. Попробуйте составить предложение.

(На доске карточки со словами)

НА, ВОСКРЕСЕНЬЕ, РЕБЯТА, ХОДИЛИ, В, ПРОГУЛКУ, ЛЕС, В,

(В воскресенье ребята ходили на прогулку в лес.)

Ученик объясняет, как правильно записать предложение. (один ученик у доски)

- Подчеркните  главные члены предложения. (Кто уверен, что правильно   подчеркнул главные члены, поставьте знак уверенности (!), а те кто сомневается –(?)

Какие пары слов, словосочетания в этом предложении? Назовите.                                                            

5.Физкультминутка

Итак, продолжаем наше путешествие. И мы попадаем на детскую площадку, где крокодил Гена и Чебурашка решили построить домики для детей.

 Построить из этих слов-дощечек домики.

                           

Для левого домика нужно брать слова с мягким знаком, показателем мягкости, а для правой слова с ь – разделительным. 

Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба, пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель.

(Дети по очереди выходят к доске и строят домики. Задание для каждого ряда. ) А пока вы строите домики вам споёт крокодил Гена.

Отдохнули и отправились дальше в путь.

6. Работа со словами по исправлению ошибок.

И вот мы повернули и попадаем в Спортивный городок. А здесь нас встречает  футболист Муравьишко.  Он  огорчен. Нужно забивать голы, но в какие ворота, он не знает. В его воротах слова, гду Ь-м, а ему нужно забивать голы только в ворота, где слова с Ь-р. Давайте ему поможем. (Работа ведется по алгоритму)

Алгоритм

1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j]?

|                                                   |

да, слышится             нет, не слышится:

                                       пиши без ь

|

2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я?

|                                                                    |

да, есть одна                                  нет: пиши без ь

из них

|

3  шаг.  Пиши  после  согласного  ь,  после  него-  одну  из указанных букв.

|

Проверь написанное.

  

Обез _яна, красны_е, вороб_и, долга_я, солов_и, нова_я, бел_ё, зеленее_ет, скам_я, тво_ё. )

Один ученик работает удоски.

IV.Работа с текстом.

1.     Работа по учебнику 

Продолжаем прогулку по городу. Нанодолжаем прогулку по городу.дил Гена и Чебурашка решили построить домики для детей.й, скамя, твоё)ын нашем пути Проспект текста.

Работаем по учебнику. Стр. 120, упр 206.

По вариантам 

1 вариант – 1 и 3 предложение

2 вариант – 1 и 4 предложение

2. Составление рассказа по картине.

Вот и подходит к завершению наше путешествие по городу Мягкого знака. И в завершении пути мы с вами попали в картинную галерею.

На доске картинки из сказок и приближение весны.

1 картина: сказка «Три медведя» слова с Ь – м

(большую, маленькую, Мишенька, медведь, стульчик, синенькая, сесть)

Для чего же нужен этот мягкий знак? Когда он пишется?

2 картина: сказка «По щучьему веленью, по моему хотенью».

( человечьим, щучьему, веленью, хотенью)

Для чего же нужен этот мягкий знак? Когда он пишется?

3 картина: «Приближение весны»(капель, сосульки, птичьи, с капелью, чириканье, маленький ручей)

 

- Посмотрите на первую картину, из какой сказки? Какую роль играет Ь в этих словах?

- Посмотрите на вторую картину, из какой сказки? Какую роль играет Ь в этих словах?

- Посмотрите на третью картину. Посмотрите какое время года изображено?  Какие слова на этой картине? Какую роль играет Ь?

Ребята, сегодня 1 марта, первый день весны. А это значит, что совсем скоро начнет просыпаться природа. Появятся первые цветы.

Мы с вами находимся в галерее, где живет сказка. Поэтому давайте возьмем на себя роль добрых волшебников и пусть уже сегодня появятся цветы..

3. Рефлексия.

Кто считает, что работал сегодня очень хорошо – приклеивает красный цветок, кто работал хорошо – желтый цветок, а кому кажется, что сегодня он мог бы работать чуть-чуть лучше – синий цветок.

V. Итог урока.

Ну что ж закончилось наше путешествие по городу Мягкого знака. И мы должны помочь братьям, решить их проблему. Как вы думаете, какой же мягкий знак нужнее в стране Грамматики? (Оба). А сейчас возвращаемся обратно. Еще раз пройдем по городу, глядя в свои тетради. Оцените свои работы в тетрадях.

Дома вы еще можете потренироваться в написании слов с

Ь – р. Д/з: написать 5 слов с Ь – м и 5 слов с Ь – р. 

Пока нас не было в классе, здесь был Паучок. Посмотрите, какой узор он нам сплёл.

 

(Узор из слова МОЛОДЦЫ)

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Валентина Ивановна Гордиенко

На: Урок русского языка на тему: "Правописание слов с разделител


Мы россия не только должны знать свой родной язык, но и говорить и писать красивой правильной речью.

Ваш урок интересен: методами и приёмами работы с детьми, надеюсь он прошёл очень интересно




На: Урок русского языка на тему: "Правописание слов с разделител


Надежда Ивановна, интересный урок! А мы с ребятами собрали интересные задаия по теме "Мягкий знак. Разделительный мягкий знак". Если Вам будет интересно, добро пожаловать на мою страничку! С уважением, Бережко Ольга Владимировна, г.Козьмодемьянск.

 



Поиск

Loading
СоцОбраз

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория