Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация


Бумажкам.Нет!


РЯДОВОЙ ИСТОРИИ Творчество поэта – земляка Г. Суворова.

Размещено: Ольга Николаевна Бандурина - пн, 27/04/2009 - 17:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бандурина О.Н.
Место работы, должность: 
МБОУ "№36", учитель
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
 продолжить работу по национально-региональному компоненту;  познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Суворова;  раскрыть основные темы и мотивы лирики поэта;  развивать навыки работы с текстами стихотворений ,совершенствовать выразительное чтение; прививать любовь к поэзии.
Краткое описание: 
Урок можно использовать на внеклассном чтении перед 9 мая.

Тема: РЯДОВОЙ ИСТОРИИ  Творчество поэта – земляка Г. Суворова.

                                Основные черты и мотивы  его поэзии.

Задача:

ü                     продолжить работу по  национально-региональному компоненту;

ü                     познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Суворова;

ü                     раскрыть основные темы и мотивы лирики поэта;

ü                     развивать навыки  работы с текстами стихотворений ,совершенствовать  выразительное чтение; прививать любовь к поэзии.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:  портреты, раздаточный материал со стихами Г. Суворова.

Формы работы: слово учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение стихотворений.

Предварительное  задание: подготовить выразительное чтение стихотворений  поэта, подобрать иллюстрации к стихотворениям.

 

Ход урока.

                                       Он мысли стихами.

М.Дудин

                                       Свой добрый век мы прижили,  как люди,

                                       И для людей.

                                                 Г. Суворов

I. Постановка темы и задач урока.

II. Работа над темой урока.

1.Слово учителя.  9 мая 200… года весь мир будет отмечать … годовщину Победы над фашизмом. В этот день все будут вспоминать родных и знакомых,  не вернувшихся с войны.

 

                                                 Ты смотришь вдаль спокойно и открыто,

                                                 Становятся  уже твои черты

                      Как бы изваянными из гранита.

                                                 Ты как бы продолжаешь свой поход,

                                                 Застыв в броске,

                                                 В минуту смертной схватки

                                                 И ветер времени годами рвет

                                                 Полу окаменевшей плащ-палатки.

                                                                    К. Лисовский

Эти строки К.Лисовский посвятил  поэту,  другу и нашему земляку Георгию Суворову.

2. Сообщение  учащегося:

В 1944 году в Ленинграде, недавно пережившем блокаду, вышла тоненькая книжечка стихов Георгия Суворова, двадцатипятилетнего поэта-воина, оборонявшего город на Неве. В нее вошло всего тридцать два стихотворения.

Книжка вышла в конце 1944 года, а в начале года— 13 февраля — гвардии лейтенант, командир бронебойщиков Георгий Суворов был смертельно ранен осколком снаряда при переправе через реку Нарва и вскоре скончался в госпитале от ран.

Редактор и составитель сборника Михаил Дудин писал в предисловии:

«Это первая и последняя книга Георгия Суворова. Больше он ничего не напишет». Мужественное и непритязательное название книги «Слово солдата» точно отразило ее содержание.

1937-1939 годах, после учебы в абаканском педучилище, Суворов работает учителем русского языка и литературы в селе Иудино. Отсюда в редакцию газеты «Красноярский рабочий» он стал посылать   свои стихи, написанные  еще под явным влиянием Сергеем Есенина…

Летом 1939 года, когда Суворов приехал в Красноярск сдавать вступительные экзамены в педагогический институт, познакомился с молодым литератором Казимиром Лисовским, который стал другом  поэта.

Сразу после успешной  сдачи вступительных экзаменов Суворов был призван на военную службу, которую проходил в Омске. Здесь в местной печати он публиковал свои стихи, а в Доме офицеров  даже состоялся его авторский вечер.

Находясь с августа 1942 года на Ленинградском фронте, Суворов публикует на страницах дивизионной газеты много стихов, очерков, заметок.

Бойцы ленинградского фронта  не просто переписывали и  передавали  друг другу стихи еще неизвестного поэта, но при этом непременно сообщали, что он «молодой и храбрый и стоит своего имени», что «сражается,  как лев, вернее, как сибиряк».

Военная биография поэта придавала особую  убедительность стихам, многие из которых носят агитационный характер.

Сегодня  имя сибиряка Георгия Суворова стоит в одном ряду с именами воинов –поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны: Павла Когана, Михаила Кульчицкого , Всеволода Багрицкого, Юрия  Инге, Бориса Богатова и других. Как и эти молодые поэты, Георгий Суворов шагнул к рубежу сорок первого года готовый принять  на себя великую миссию   защитника Родины. В его стихах нет потрясенности впервые увиденной смертью, нет растерянности и страха. Война рисуется им без прикрас.

 

3. Слово учителя.

Одной  из наиболее значительных творческих заслуг Суворова– это образ Рядового Истории, советского воина-героя, которого он создал в своей лирике.  И как девиз всей его  лирики звучит слово «Месть!»:

Выразительное чтение стихотворения «Месть»:

 

Мы стали молчаливы и суровы.

Но это не поставят нам в вину.

Без слова мы уходим на войну

И умираем на войне без слова.

 

Всю нашего молчанья глубину,

Всю глубину характера крутого

Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,

Как боль за дорогую нам страну.

 

Поймут как вздох о дорогом рассвете,

Как ненависть при виде вражьих стад..

Поймут — и молчаливость нам простят.

  Простят, услышав, как за нас ответят

  Орудия, винтовки, сталь и медь.

  Сурово выговаривая: - Месть!

- Какие мотивы звучат в этом стихотворении?

Еще одной отличительной чертой  суворовских стихотворений является их фольклорная песенность. В них встречаются фольклорные образы: смерти-старухи; устойчивые эпитеты: грозный ветер, чистое поле, вьюга снежная, девушка – красавица; повторы радуги-дуги, путь- дорога.

Фольклорной стихией проникнуто одно из лучших стихотворений Суворова .

Выразительное чтение стихотворения учащимся:

 

Мы тоскуем и скорбим.

Слезы льем от боли.

Черный ворон. Черный дым.

 Выжженное поле.

А за гарью, словно снег,

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек—

Приняла родная.

Беспокойная мечта-

Не сдержать живую.

Землю милую уста

Мертвые целуют.

И уходит тишина...

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.

(«Мы тоскуем и скорбим»)

 

- Найдите фольклорные образы в этом стихотворении. (черный ворон, черный дым, родная земля, принимающая  убитого врагом человека, который целует ее уже мертвыми устами, черный цвет –смерти, а рядом: «словно снег, ландыши без края», «белых ландышей волна» - нежная, чистая песня жизни.

В творчестве каждого поэта есть главное стихотворение, наиболее ярко выражающее его личность, его судьбу, его почерк. Оно всегда особо любимо читателем и тотчас вспомнится ему, как только прозвучит имя автора.

Таким главным в творчестве Суворова стало стихотворение «Еще на зорях черный дым клубится», написанное незадолго до гибели

Послушаем стихотворение.(читает подготовленный ученик)

 

Еще на зорях черный дым клубится

 Над развороченным твоим жильем.

 И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

 

Еще ночами белыми нам снятся,

 Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

 

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день,— мы выпьем боль до дна.

Широкий  мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

 

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

 

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили, как люди,

И для людей.

- Какие мысли возникают у вас после прочтения этого стихотворения?

Это стихотворение вобрало в себя все черты и мотивы лирики Суворова. Здесь:

·          и беспощадная реальность войны и память о довоенной жизни;

·          упрямая вера в победу, видение первой предрассветной тишины, которую она принесет;

·          и где-то в самой глубине живущая мысль о возможной гибели в тот срок, что остался до победы;

·          и попытка представить, как будет выглядеть жестокая реальность войны, когда надо будет привыкать к миру.

 

У Георгия Суворова было все, чтобы стать большим поэтом. Песня поэта была оборвана вражеской пулей в самом начале его пути. Но и немногие стихи, оставшиеся нам, - надежно легли в фундамент огромного монумента, который воздвигла Рядовому Истории поэзия Великой отечественной воны.

 

III. Рассмотрение иллюстраций,  подобранных к стихотворениям Г. Суворова. (Ребята рассказывают, почему именно эту иллюстрацию он подобрал или нарисовал  к этому стихотворению).  

 

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Г. Суворова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Раздаточный материал для урока.

Месть.

Мы стали молчаливы и суровы.

Но это не поставят нам в вину.

Без слова мы уходим на войну

И умираем на войне без слова.

 

Всю нашего молчанья глубину,

Всю глубину характера крутого

Поймут как скорбь по жизни светлой, новой,

Как боль за дорогую нам страну.

 

Поймут как вздох о дорогом рассвете,

Как ненависть при виде вражьих стад..

Поймут — и молчаливость нам простят.

  Простят, услышав, как за нас ответят

  Орудия, винтовки, сталь и медь.

  Сурово выговаривая: - Месть!

………………………………………………………………………………….

 

Мы тоскуем и скорбим.

Слезы льем от боли.

Черный ворон. Черный дым.

 Выжженное поле.

А за гарью, словно снег,

Ландыши без края.

Рухнул наземь человек—

Приняла родная.

Беспокойная мечта-

Не сдержать живую.

Землю милую уста

Мертвые целуют.

И уходит тишина...

Ветер бьет крылатый.

Белых ландышей волна

Плещет над солдатом.

(«Мы тоскуем и скорбим»)

………………………………………………………………………………………………….

Еще на зорях черный дым клубится

 Над развороченным твоим жильем.

 И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

 

Еще ночами белыми нам снятся,

 Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

 

Еще война. Но мы упрямо верим,

Что будет день,— мы выпьем боль до дна.

Широкий  мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

 

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

 

В воспоминаньях мы тужить не будем.

Зачем туманить грустью ясность дней.

Свой добрый век мы прожили, как люди,

И для людей.

…………………………………………………………………………………………………………

 

 

Брусника

Я шел в разведку.  Времени спокойней,             Я вызвал аромат моей страны...    

Казалось, не бывало на войне.                            Брусника каплей крови предо мною             

Хотелось отдохнуть на горном склоне,              Горит у корня срубленной сосны.

Присев к густой приземистой сосне.                           С какою дикой радостью приник я

Хотелось вспомнить край золотоликий,            К брусничным зорям, тающим в траве.

Мою Сибирь, мою тайгу.  И вот                         Но мне пора. Иду. В глазах брусника,

Пахнуло пряным запахом брусники                             Как бы далекой родины привет.

Над прелью неисхоженных болот.

О, неужели, упоен мечтою,

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн