Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Восприятие как познавательный процесс"

Фото пользователя Екатерина Овчинникова
Размещено: Екатерина Овчинникова - сб, 09/05/2009 - 15:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Овчинникова Екатерина Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №3 города Амурска, педагог-психолог
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 
Ознакомление учащихся с познавательным процессом - восприятием, показать значение восприятия в познании человека.
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемое оборудование: 
Программные средства: тест Люшера, «Paint», «Word»; платок для завязывания глаз, стакан с соком, лимон, соль, сахар; баночка с монетами, погремушка; карточки с образцами рисунков для упражнения «Рисунок на спине» (снеговик, машина, солнце, рожица и т.д.); блок самоклеющихся листочков, ватман.
Краткое описание: 
Занятие проводится в программе элективных курсов для учащихся 10-х классов , может использоваться и как самостоятельное в форме классного часа с целью самопознания. Направление - профориентация учащихся.
I. Вступительное слово: притча «Самая главная тайна». Начать наше занятие я хочу с небольшой притчи, в которой рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем они ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны. Какие же психические процессы приходят на помощь человеку в познании? (мышление, память, внимание, воображение). II. Основная часть. Сегодня мы познакомимся еще с одним психическим процессом – восприятием и раскроем значение восприятия в познании человека. Именно восприятие служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без него невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом. Слайд 2 (термин) Что же такое восприятие? Это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Назовите, с помощью каких основных органов чувств человек воспринимает окружающий мир. (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Различают виды восприятия по преобладающему анализатору. слайд 3 (виды восприятия). Соответственно, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Давайте проведем небольшие упражнения, которые помогут вам и в тренировке восприятия. • Упражнение «Определи на слух». Сейчас попрошу всех закрыть глаза и определить на слух, что я делаю. Движения: постукивание по столу, хлопки в ладоши, потряхивание баночки с монетами, звук погремушки. Какой вид восприятия включился в работу? (слуховой) • Упражнение «Узнай на вкус и запах». Для этого упражнения необходимо три добровольца. Им завязывают глаза и предлагают определить на слух следующие звуки: вкус и запах следующие предметы: сок, лимон, сахар, соль. Какой вид восприятия работал в этом упражнении? (вкусовой, обонятельный) • Упражнение «Рисунок на спине». Следующее упражнение будет проводиться в парах. Один участник отворачивается, а другой рисует ему на спине пальцем какой-нибудь простой рисунок. Затем меняемся. Карточки с образцами рисунков можно взять у меня. - Какое восприятие работало при выполнении упражнения? (осязательное) - Какие ощущения вы испытывали при выполнении всех упражнений? (не хватало зрения). - При помощи какого вида восприятия мы получаем самую полную информацию? (зрительного). - Но иногда мы видим не то, что существует в действительности. Примером искаженного восприятия являются иллюзии. Иллюзия - нечто кажущееся, обман чувств, ошибочное восприятие предметов, явлений. Слайд 4 На слайде вы видите иллюзию движения. Смотрим в средину круга и, кажется, что он движется. Посмотрите на фотографию афганской девочки. Cлайд 5 Эта фотография очень ярко демонстрирует иллюзию «Глаза, смотрящие на тебя». С какой бы точки вы не смотрели на это изображение, будет казаться, что глаза постоянно смотрят на вас. Давайте сейчас посмотрим, как работают психологические иллюзии. Учащиеся открывают в ПК папку «Иллюзии» и самостоятельно просматривают (5 мин.). Показ слайда 6 «ИЛЛЮЗИИ» Современные дизайнеры использует различные способы и приемы с применением зрительных иллюзий в конструировании одежды. Рассмотрим основные, которые используются при моделировании одежды. слайды 7 - 9 - Посмотрите на слайды и скажите, в чем состоят данные иллюзии. Слайд 7 Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. слайд 8 Иллюзия заполненного пространства. Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать. слайд 9 Явление иррадиации. Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне. Восприятие как психический процесс имеет большое значение и в восприятии человека. Ведь все мы по-разному воспринимаем людей. Воспринимая внешний вид, действия, поступки и в целом деятельность того или иного человека, мы получаем возможность «приоткрывать» его внутренний мир, познавать убеждения, потребности, интересы, чувства, характер и способности личности. Как вы считаете, от чего зависит наше восприятие другого человека, то впечатление, которое он на нас производит при общении? (Высказывания детей). слайд 10 Наше восприятие другого человека зависит от того, как он выглядит, и что он говорит. Впечатление о человеке зависит и от того, как он говорит: быстро или медленно, тихо или громко, с энтузиазмом или вяло и равнодушно. Проведенные исследования показали, что люди воспринимают только на 20% информацию, сказанную словами, а остальные 80% воспринимаются с помощью языка тела, то есть позы, мимики и жестов. слайд 11 Посмотрите на этих людей. Что вы можете о них сказать? Как вы их воспринимаете? (высказывания детей) Кого мы воспринимаем позитивно? А что мешает нашему положительному восприятию людей? • Упражнение «Нарисуй профессии». Сегодня мы с вами познакомились с разными видами восприятия, узнали о некоторых особенностях восприятия человека. А как вы считаете, людям разных профессий необходимо одинаково развитое восприятие или же некоторым профессиям восприятие нужнее? Слайд 12 Например, художник. Развитие какого вида восприятия ему более необходимо? и т.д. Следующее задание вы будете выполнять в парах. Необходимо с помощью программы Paint нарисовать представителя любой профессии, но с преобладанием одного типа восприятия. По окончании работы вам надо будет коротко представить рисунок, рассказать, почему выбрали именно эту профессию. Слайд 13 с профессиями. Список профессий вам предложен. Выберите подходящую профессию и приступайте к выполнению. На работу отводится 8-10 минут. Выполнение теста на ПК. Известно, что одни и те же образы каждый человек воспринимает по-разному. И влияние цвета на личность оказывает индивидуальное значение. Сейчас я вам хочу предложить цветовой тест. Этот тест сможет оказать помощь в выборе профессионального пути. В результате вы увидите предпочитаемый вами цвет по тесту, на этот результат и будем опираться. Выполнять тест будете на компьютерах. Откройте в папке «Цветовой тест» (старт – тест – начать). Необходимо из предложенных цветов выбирать самый приятный до тех пор, пока они будут вам предлагаться. Приступайте к выполнению. По окончании теста обратить внимание детей на то, что выявлено преобладание какого-то одного цвета, рекомендуется его запомнить. Пока один выполняет – другой его ждет. По окончании работы над тестом: - Сохраните все свои результаты. Сейчас вы познакомились с ними, а на следующем занятии мы рассмотрим их более подробно, если будут вопросы. Вы обратили внимание, что по окончании тестирования у вас проявился более предпочтительный цвет. Считается, что предпочтение того или иного цвета свойственно представителям определенных профессий. Давайте коротко рассмотрим эти особенности. Слайд 14 Предпочтение синего цвета свойственно представителям профессий, в которых требуются такие качества как вдумчивость, сосредоточенность, старательность, тяга к кабинетному стилю работы без широкого общения с людьми. Это могут быть научные деятели, искусствоведы, литераторы, секретари, библиотекари и др. Слайд 15 Предпочтение зеленого встречается у людей, тяготеющих к точным наукам, к ручному труду, требующему точности. Это может быть экономика, инженерно-конструкторская деятельность, бухгалтерия. А в свободное время эти люди занимаются выпиливанием, рисованием, шитьем, конструированием и т.д. Слайд 16 Предпочтение красно-оранжевого цвета встречается в разных профессиях как признак лидерства, целеустремленности, склонности к риску. Это руководители, общественные активисты, так же летчики, шоферы, танцоры, артисты. Слайд 17 Предпочтение желтого цвета свойственно людям, профессии которых связаны с широким общением. Этих людей привлекает сама деятельность. Поэтому они выбирают профессии, в которых меньше формальностей и больше простора для творчества. Это профессии художественной направленности (с преобладанием образного восприятия). Слайд 18 Фиолетовый цвет предпочитаем людьми с оригинальным, нестандартным мышлением. Этим людям обычно свойственны такие профессиональные сферы как педагогика, психология, философия, психиатрия, астрология. Люди, предпочитающие коричневый, серый или черный цвета, относятся к смешанному типу. Как правило, эти люди больше направлены внутрь себя, они обособлены от окружающих. Так же это может означать временную усталость. Поэтому рекомендуется этот тест в следующий раз повторить. Но хочу заметить, что по одному тесту рано, да и невозможно, делать общий вывод. Пока мы с вами собираем информацию, используя различные тесты, а затем уже будем делать вывод о будущей профессиональной деятельности. 3. Заключительная часть. И в заключении хотелось бы ответить на вопрос: «Каково значение восприятия в жизни человека?» Напишите свои ответы на листочке и приклейте к ватману. Наше занятие закончено. Спасибо всем за работу.

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Оценка материала

...
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн