( проверка учебных принадлежностей, готовность к уроку).
2 эт. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.СЛАЙД №1
А) -- Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены.
Яйцо - … - взрослая птица.
Икринка - … - взрослая лягушка.
… - малёк – взрослая рыба.
Яйцо – личинка - … - бабочка.
Б) -- Весной охота и рыбная ловля бывают запрещены. Почему?.
3 эт.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА и целей.СЛАЙД №2
-- На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.
4 эт. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
-- Эпиграфом нашего урока будут такие слова:
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
-- А вы, ребята, подумайте, почему именно эти слова являются эпиграфом нашего урока.
--- Мы очень рады, что нашу планету украшают растения. Только ли одни растения являются украшением природы?
Дети: - Нет, есть еще животные.
--- Правильно, ребята. Животные тоже являются украшением нашей планеты Земля.
Мы не можем представить нашу жизнь без порхающих бабочек, СЛАЙД №3
без рыб в реках, морях и океанах, без птиц, щебечущих с утра до поздней ночи, без хозяина тайги – медведя, без криков обезьян в джунглях, без веселого кваканья лягушек, без мелких грызунов. Животных можно встретить и в холодных странах, СЛАЙД №4
в жарких странах, в горах, в пустынях . в степях, в джунглях, под водой, в лесах, в городах и сёлах.
Человек и животные тесно связаны между собой с давних пор. Животные во все времена были необходимы человеку.
------- Какое значение для человека и растений имеют животные? СЛАЙД №5
( Ответы учащихся с объяснениями )
ЖИВОТНЫЕ
ПИЩА МЕХ ДляДля КРАСОТА
размножения развития
растений растений
Жизнь человека издавна связана с жизнью животных. Животные на протяжении всей истории человечества играют огромную роль в жизни людей. Это отразилось в устном народном творчестве. Много поговорок, пословиц, сказок, басен, загадок слагали наши предки о животных.
-- Какие русские народные сказки вы знаете, героями которых являются животные?
( ответы детей: « Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят» и т.д.)
--- Назовите автора многих басен, в которых все герои – животные.
( Ответ: Крылов Иван Андреевич)
-- Назовите несколько басен Крылова.
( Ответы: «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука» и т.д.)
А Шакирова Алия нам прочитает крылатые выражения, которыми пользуются люди при разных обстоятельствах:-
Волк в овечьей шкуре – речь о нехорошем человеке, лживом.
Гадкий утенок - о человеке, несправедливо оцененному ниже своих достоинств.
Играть в кошки-мышки – хитрить, стараться обмануть.
Сказка про белого бычка - бесконечное повторение одного и того же.
Комар носа не подточит – не к чему придраться.
На ухо медведь наступил - про человека, который не имеет музыкального слуха.
Очень много народных примет люди связывают с поведением животных.
Алихамбетова Алина зачитает некоторые народные приметы.
Кошка клубком – быть морозу.
Ласточки летают низко – к дождю.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Воробьи собирают перья и пух возле курятника -- приближаются морозы.
Курица стоит на одной ноге – к стуже. ( в январе )
Увидел скворца – значит весна у крыльца.
В мае кукушку стала куковать - морозу больше не бывать.
-- Художники и поэты уже много лет воспевают красоту и мощь животных. На уроке риторики мы узнали, как называют художников, которые пишут картины о животных.
( Ответы : Анималисты)
--- Вот набор работ анималиста Георгия Никольского. ( демонстрация)
-- Но, к сожалению, хозяйственная деятельность людей сильно повлияла на жизнь диких животных . Многие исчезли совсем с лица Земли.
--- Вспомните, ребята, какие животные исчезли с лица Земли?
--- Правильно. К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках. А многие животные стали редкими.
--- Зоологи мира бьют тревогу о таких животных, как котики, жирафы, зебры, снежный барс, бегемоты, бизоны, киты, белый медведь и др. СЛАЙД №7
--- В нашей стране, в России, мало осталось таких животных как тигр, морж, белый журавль, орел-беркут, калан, харза, дальневосточный леопард, черный медведь, кабарга, архары, заяц-беляк, марал, ласка, зубр, каспийский тюлень, европейская норка, лесная куница и др.СЛАЙД №8
--- В нашей Саратовской области взяты под охрану лоси, стрепет, бабочка махаон, шмели,
серый журавль, сурки, лебеди, дрофа и др. В селе Дьяковка, Краснокутского района, находится лаборатория по выращиванию птенцов дрофы. Птица эта очень осторожная. В дикой природе она близко человека не подпускает. Она стала малочисленной по вине человека. Распахивались большие территории пахотных земель и были разрушены места гнездования этой птицы. Гнездо своё дрофа устраивает на земле, в кладке обычно 1-2 яйца, редко 3 яйца. Питается она зелёными побегами, насекомыми. На зиму дрофа улетает на территории Южной Украины. А по нашему Советскому району также под охраной находятся лебеди, дрофа.
-- Назовите ещё причины, почему исчезают животные?
( Ответы: - строят дороги, вырубают леса, пожары, строят города, разливается нефть, наводнения, стихийные бедствия и т.д.)
-- Когда люди вырубают леса или загрязняют воду в реке, они невольно губят многих животных, для которых лес или река – дом.
--- И чтобы сберечь красоту нашей природы люди, которым небезразлична судьба растений и животных , учредили Красную книгу. Её учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги.
--- Скажите, почему эта книга красного цвета?
( Ответы: Цвет опасности, предупреждает, сигнализирует).
Красная книга – красная!СЛАЙД №9
Значит, природа в опасности!
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно
Красная книга, красная.
Демонстрация Красной книги Саратовской области.
--- В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена. Рыбная ловля тоже ограничена.
Под особой охраной животные находятся в заповедниках. (РАБОТА С КАРТОЙ РОССИИ). С запада до востока в нашей стране люди заботятся о редких животных.Помогают спасению животных и зоопарки. В них живут и приносят потомство животные из разных мест нашей страны и из других стран. Когда в заповеднике или в зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Некоторые виды животных уже спасены! Это – бобр, соболь. ( СЛАЙД № 10) Значит, люди могут спасти и других редких животных, если не пожалеют сил.
Но беречь надо не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не занесены пока в Красную книгу. Это- белка и ёж, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые и многие другие животные. Их жизнь зависит от нас, от нашего поведения.
Об этом нам прочитает стихотворение Мостякова Жанна.
5 эт ФИЗМИНУТКА.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (подтягивание)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. ( руки в верх )
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. ( махи руками )
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. ( наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. ( наклоны )
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? ( вращение туловищем )
Ветер стих Взошла луна. Наступила тишина.
6 эт. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ( продолжение)
-- Конечно, разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек и жаб, ловить бабочек, стрекоз, разрушать муравейники – недопустимо! Но можно ничего этого не делать, и всё-таки приносить животным большой вред. Если бегать по лесу и кричать, лазать по деревьям, то мы беспокоим животных. Это особенно опасно для них весной и в начале лета. Многие птицы не могут из-за этого построить гнездо или покидают гнезд, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут- окружающую их среду. А ведь человек должен заботится о братьях наших меньших.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ( стр 92)
-- А для этого надо знать и соблюдать Правила друзей природы. СЛАЙД №11
( Дети читают по одному пункту)
ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ.
Будем покармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.
Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с паводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.
Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
7 эт ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
А) -- Что нового мы узнали на уроке?
( Ответы детей: узнали какое значение имеют животные в жизни человека а растений, надо охранять животных, соблюдать правила друзей природы, любить окружающий мир)
Б) Самостоятельная работа. ---- Сейчас в рабочих тетрадях на стр 53 мы выполним задание №5. ( Объяснение задания и проверка )
В) Работа с учебником. Стр 115 Раздел «Подумай».
Дети читают и отвечают.
1 Объясни, почему в заповедниках у животных благоприятные условия для жизни.
2 Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?
--- А что мы с вами можем сделать для охраны животных?
( Ответы детей: не ловить бабочек, насекомых, не убивать лягушек, подкармливать зимой птиц, в походе вести себя тихо, не разорять гнезда и т.д.)
Урок я закончу стихотворением: СЛАЙД №12
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Не неси ежа домой,
Бабочку не трогай.
Школьник! Помни ты всегда –
Их не так уж много!
----Надеюсь, вы будете помнить этот урок и будете защитниками природы, будете беречь и охранять окружающий мир. Может кто-то станет экологом, кто-то зоологом и продолжит хорошее дело – охранять окружающий мир.
--- Вернёмся к эпиграфу нашего урока.
--- Так почему же мы можем на планете остаться одни?
(Ответы учащихся ).
8 эт. ИТОГИ УРОКА. Оценка каждому ученику с комментированием.
На: ОХРАНА ЖИВОТНЫХ