Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Растворение. Растворимость веществ в воде

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - сб, 09/05/2009 - 20:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Борисенко Анна Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ – ООШ с.Розовое Советского района , учитель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
познакомить учащихся с растворением веществ, как физико – химическим процессом и с растворами как физико – химическими системами.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

О.С. Габриелян «Химия 8 класс» Москва. Изд. «Дрофа» 2007г.

О.С. Габриелян «Химия 8 класс» Москва. Изд. «Дрофа» 2004г.

О.С.Габриелян и др. «Настольная книга учителя химии. 8 кл.» Москва Изд. «Дрофа» 2002г.

М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки по химии к  учебнику О.С. Габриелян «Химия 8 класс» Москва Изд. «Вако» 2004 г.

О.С.Габриелян и др. «Рабочая тетрадь по химии к    учебнику О.С. Габриелян «Химия 8 класс» Москва Изд. «Дрофа» 2003 г.

Государственные стандарты по химии 2004 г.

Примерная программа по химии основной общеобразовательной школы. 2004 г.

 

Используемое оборудование: 

стеклянный цилиндр, химические стаканы, стеклянные палочки, компьютер, мультимедийная приставка, диск, тесты, указка (пульт), карточки с задачами. 

Хим. реактивы: вода, безводный сульфат меди, медный купорос, хлорид натрия, песок, мел, масло.

 

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
познакомить учащихся с основными понятиями теории растворов; • продолжить формирование у учащихся умений и навыков делать выводы, работать с тестами и решать задачи на определение массовой доли. • воспитание у учащихся патриотизма и интереса к естественным наукам.

1.     Организация урока.

2.     Изучение нового материала: «Растворение. Растворимость веществ в воде».

 

«Вода стоит особняком

в истории нашей планеты.

Нет природного тела, которое

могло бы сравниться с ней

По влиянию на ход основных

самых грандиозных процессов.»

В.И. Вернадский.

1.     Роль растворов в природе.

 

¾   земного шара

                97%  океаны и моря

  3%  озёра, реки, подземные воды

  70%  содержат животные организмы

   90% содержат плоды огурца, арбуза

           65% массы тела человека

 

                    Вода является самым распространённым

                    веществом на Земле. Нет такого  минерала,

                    горной породы, организма, в состав которого

                    не входила бы  вода.

Растворы играют очень важную роль в природе, науке и технике. Вода, столь широко распространенная в природе, всегда содержит растворенные вещества. В пресной воде рек и озер их мало, в то время как в морской воде содержится около 3,5% растворенных солей.

В первичном океане (во время появления жизни на Земле) массовая доля солей, по предположениям, была низка, около 1%.

«Именно в этом растворе впервые развились живые организмы, и из этого раствора они получили ионы и молекулы, необходимые для роста и жизни… С течением времени живые организмы развивались и изменялись, что позволило им покинуть родную среду и перейти на сушу и затем подняться в воздух. Они приобрели эту способность, сохранив в своих организмах водный раствор в виде жидкостей, содержащих необходимый запас ионов и молекул» - вот так оценивает роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле известный американский химик, лауреат Нобелевской премии Лайнус Полинг. Внутри нас, в каждой нашей клеточке – воспоминание о первичном океане, в котором зародилась жизнь, - водном растворе, обеспечивающем саму жизнь.

 

 

 

2.     Значение растворов.

В каждом организме бесконечно течет по сосудам – артериям, венам и капиллярам – волшебный раствор, составляющий основу крови, массовая доля солей в нем такая же, как в первичном океане, - 0,9%. Сложные физико-химические процессы, происходящие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор. Природные водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами. Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например, получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах. Изучение свойств растворов занимает очень важное место в современной науке.

3.     Растворы.

Что же такое раствор?  Пять стаканов заполним водой. Далее в них, поочередно, добавим масло, хлорид натрия, кристаллы сульфата меди (II), песок  и мел. Тщательно перемешаем содержимое стаканов. Масло не растворилось в воде. Хлорид натрия и сульфат меди (II) растворились в воде – при этом образовалась гомогенная смесь, называемая раствором. Можно видеть, что растворы чисты и прозрачны. Песок, мел и масло не растворились в воде. В стаканах образовались гетерогенные смеси, называемые суспензиями. Даже невооруженным глазом видны не растворившиеся частицы веществ, которые из-за своего веса постепенно оседают на дно стакана. Процесс медленного оседания частиц называется седиментацией.

На основе экспериментов и нашего повседневного опыта мы можем разделить вещества на:

растворимые в воде;

нерастворимые в воде.

Вода - хороший растворитель для многих веществ. Практически все вещества в той или иной степени растворимы в воде, поэтому ее называют универсальным растворителем.

Хорошо растворимые вещества в воде: хлорид натрия, сульфат меди и др. образуют растворы.

Раствор – это однородная система, образованная веществами, между которыми нет поверхности раздела. Вещества, образующие раствор, называют компонентами раствора, один из компонентов – растворитель, другое растворяемое или растворенное вещество, и продукта их взаимодействия. Отсутствие поверхности раздела между компонентами раствора отличает раствор от механической смеси веществ. 

Раствор – это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

4.     Физическая и химическая теория растворов.

Сторонники физической теории растворов, которую развивали Вант-Гофф, Аррениус и Освальд, считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды, т.е. физическое явление.

В противоположность представлениям физической теории растворов Д.И. Менделеев и его сторонники доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды, т.е. химическое явление, поэтому, точнее определять раствор как однородную систему, состоящую из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

В результате химического взаимодействия с водой образуются соединения – гидраты. О химическом взаимодействии говорят такие признаки химических реакций, как изменение окраски и тепловые явления при растворении.

М.В. Ломоносов установил, что растворы замерзают при более низкой температуре, чем растворитель (чистая вода) в 1906 г.

Гидраты – это непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов – солей, в состав которых входит вода. Ее в этом случае называют кристаллизационной.  Изменение цвета сульфата меди на голубой при растворении его в воде и существование голубых кристаллов медного купороса является еще одним доказательством гидратной теории Д.И. Менделеева.

В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,  - физико-химическая теория растворов. Ее предсказал еще в 1906 г.Д.И. Менделеев в своем замечательном учебнике «Основы химии».

7.Самостоятельная работа. 

Тестирование.

Вариант 1.

1.     Универсальным растворителем является: а) вода; б) спирт; в) ацетон.

2.     В каком растворе развились живые организмы на Земле? а) в пресной воде; б) дистиллированной воде; в) морской воде.

3.     Какова массовая доля солей в крови и морской воде, где зарождалась жизнь?

      а) 0,1%; б) 0,5%; в) 0,9%.

4.     Кто является сторонником физической теории растворов? а) Вант – Гофф, Аррениус, Оствальд; б) Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский;

       в) все.

5.     Что мы называем раствором? а) смесь, в которой растворяемое вещество больше не растворяется; б) смесь, в которой, растворяемое вещество ещё растворяется; в) однородная система, состоящая из частиц, растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

6.     Кто предсказал физико-химическую теорию растворов в 1906 г.?

         а) И.А.Каблуков; б)В.А. Кистяковский; в) Д.И. Менделеев.

7.     Кто впервые в 1764 г. впервые заметил, что растворы замерзают при более низкой температуре, чем растворитель (чистая вода)?

         а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев; в) И.А. Каблуков. 

Вариант 2.

1.     Из чего состоит раствор? а) из растворителя; б) растворителя и растворенного вещества; в) растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия.

2.     Изменение окраски при растворении вещества в воде, это: а) физическое явление; б) химическое явление; в) физико-химическое явление.

3.     Сложные физико-химические процессы, происходящие в организмах человека и животных, протекают в : а) растворах; б) газах; в) твердых веществах. 

4.     Кто является сторонником химической теории растворов растворов? а) Вант-Гофф, Аррениус, Оствальд; б) Д.И. Менделеев, И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский; в) все.

5.     Какие вещества называются гидратами? а) соединения веществ с водой; б) соединения водорода с металлами; в) соединение водорода с неметаллами.

6.     Как называется современная теория растворов? А) физическая теория растворов; б) физико-химическая теория растворов; в) химическая теория растворов.

7.      Какую воду называют  кристаллизационной? а) вода, входящая в состав кристаллогидратов; б) морская вода; в) лёд.

 

 8. Решение задач.

Задача. Определите массовую долю кристаллизационной воды в медном купоросе.

Самостоятельная работа.

Вариант 1.Задача.

   Определите массовую долю кристаллизационной воды в соде

    Na2 CO3 · 10H2 O.

Вариант 2. Задача.

   Определите массовую долю кристаллизационной воды в глауберовой соли

 Na2 SO4 · 10H2 O.

 9. Закрепление.

1. Можно ли воду считать универсальным растворителем?

2. Растворение это физический или химический процесс?

3. Как ещё можно назвать процесс растворения в воде?

4. Что получается при растворении веществ в воде?

5. Какую роль этот процесс играет в природе и жизни человека?

6. Почему В.И. Вернадский сказал о том, что вода стоит особняком в истории нашей планеты?

ВЫВОД:

        Вода входит в состав всех живых организмов и является участницей всех процессов жизнедеятельности.

        Растворение веществ в воде (гидратация) - это физико-химический процесс.

        Раствор – это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

         В водном растворе происходят важные химические процессы, т.к. вода – хороший растворитель.

         Вода является средой обитания для многих организмов.

10.                        Домашнее задание.

§34. страницы186 – 188, упражнения 2, 4.

                               Задача 1.

               Определите массовую долю                                                          сульфата меди  в медном купоросе.

                               Задача 2.

      Определите массовую долю                                                                         сульфата натрия в глауберовой

соли и карбоната натрия в соде.

11.                       Рефлексия.

1. Что нового вы узнали на уроке?

3.     Какой момент урока вам понравился?

4.     Какое впечатление у вас осталось от урока?

 

Прикрепленный файл Размер
Растворение.ppt 6.02 Мбайт

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: Растворение. Растворимость веществ в воде


формирование у учащихся умений и навыков делать выводы, работать с тестами и решать задачи на определение массовой доли
С уважением РРР


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн