Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Цепи питания

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - чт, 21/05/2009 - 13:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сахацкая О.Н.
Место работы, должность: 
МОУ-ООШ с. Розовое, учитель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Сформировать у учащихся знания о пищевых цепях как цепях передачи вещества и энергии
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

карточки с заданием, текст стихотворения, «шапочки» с изображением животных для игры «Пищевые цепи», 3 клубка ниток

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Задачи: Образовательные: сформировать ключевые понятия темы «продуценты», «консументы», «редуценты», акцетировать внимание на понятие о пище как источнике энергии, выработать умения и навыки составлять пищевые цепи, проверить степень усвоения нового материала, закрепить основные понятия темы. Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, развивать умение обобщать и делать выводы. Воспитательные: продолжить экологическое воспитание, бережного отношения к природе, воспитание у учащихся доброжелательного отношения друг к другу, уважение мнения других, умение слушать, работать в группах.

I.              Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь !

С усердием трудитесь!

Тема нашего урока «Цепи питания» ( учащиеся записывают тему  в тетрадь). Слайд №1

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно составлять цепи питания, разберем значение пищевых цепей в экосистемах, познакомимся с новыми экологическими терминами.

II.Повторение.

 Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим, кто чем питается. Для этого выполним небольшую тестовую работу: «Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).

1.Растительноядные животные питаются _________________________.

2.Хищники питаются __________________________________________.

3.Паразиты питаются __________________________________________.

4.Человек питается ____________________________________________.

5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______

__________ и _________.При этом выделяется ______________________.

Правильные ответы на слайде № 2.

III. Изучение новой темы.                                                Слайд № 3

« Миллион томов, а не четыре

Нужны, чтоб в красках описать.

Войну и мир в животном мире

И невозможно отрицать…..

Ягненка любит волк – сосед.

Но лишь как блюдо на обед.

Да и у мышек без кота

Была бы жизнь уже не та»

Ребята, когда мы с вами изучали природные сообщества, экосистемы, то говорили о существовании разнообразных связях живых организмов друг с другом. Одна из форм связей – это пищевые связи, т.к. в сообществе все организмы являются объектами питания других.

Что же такое цепи питания?                                     Слайд № 4

Цепи питания – ряд видов или группа видов, каждое предыдущее звено в котором служит пищей для следующего.

«Правила» пищевых цепей:                                      Слайд № 5

1.Солнце – источник энергии, необходимой для жизни на Земле.

2.Зеленое растение, способное поглощать солнечную энергию,- начало любой пищевой цепи.

3.Разнообразие способов питания животных – это разнообразие способов получения ими пищи как источника энергии.

Начальное звено в цепи питания зеленые растения – это производители органического вещества, продуценты.                      Слайд № 6

Вопрос: Почему именно растения  являются первым звеном в цепи питания?

                                                                                        Слайд № 7

Растительноядные животные поедают растения , а их в свою очередь хищники – это консументы – потребители готовых органических веществ.

                                                                                                Слайд  № 8

Отмершими частями растений, животных питаются редуценты – разрушители, которые разлагают органические вещества до неорганических. К ним относятся грибы, микроорганизмы.                                                     Слайд № 9

Вопрос: Назовите составные компоненты данной цепи питания . Слайд № 10

Ребята, сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент о пищевых цепях.

После просмотра вам нужно будет составить цепи питания, используя  организмы из видеофрагмента.

Примеры: Ромашка → бабочка→стрекоза

Растение→гусеница→кукушка→ястреб.

Растение→гусеница→стрекоза→жаба→уж→еж

Отмершие части растений→червь→землеройка→жук-могильщик→бактерии.

Игра «Пищевые цепи» (физкультминутка )

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Пищевые цепи». Каждый из вас превратится в организм (у каждого на столе лежат шапочки с названием и изображением животных).У нас три ряда, поэтому нам нужно составить три цепи питания. Я буду солнце. При помощи клубка ниток, который мы поочередно бросаем друг другу, учащиеся выстраиваются в цепи питания. Наблюдатели ( консультанты) комментируют получившиеся цепи питания.

А что произойдет, если исчезнут все продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (грибы и бактерии). Те дети, которых называет учитель, присаживаются. Учащиеся делают вывод, что в таком случае связи нарушаются и нарушается равновесие в природе.

IV. Закрепление.

1. Кто является продуцентом в данной цепи питания? Что является источником энергии для продуцентов?                                           Слайд № 11

2. Какие организмы являются консументами в данной цепи питания? Почему они так называются?                                                            Слайд № 12

3. Составьте правильную цепь питания.                       Слайд № 13.

4. Какие компоненты в данной пищевой цепи отсутствуют?    Слайд  № 14

5. Чем завершается предложенная цепь питания?                         Слайд № 15

6.Составьте цепь питания, используя стихотворение.

 

Однажды англичане

Заметили, что летом

Растет пшеница гуще там

Где проживает больше дам,

Почтенных старых леди,

Что больше всех на свете

 Заботятся о кошках….

Подумай- кА немножко –

И вот загадка решена

Ответ у ловкого кота:

Мышей переловил давно,

А мыши что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу

На то наука есть и разум.         (М. Х. Левитман )

Что передают организмы по цепям питания?

7. Вернемся к эпиграфу.

В природных сообществах существуют самые разные формы связей между организмами. Но все таки самые главные, основные – это пищевые. Почему?

( Без пищи  прожить не  может ни  один организм. Пища дает энергию для жизни. В растительной пище заключена энергия солнца, в животной пище – энергия, полученная от растений или других животных)

8.Рассмотрите схемы на рисунке 82.Стрелками показано, как передается энергия по цепочке. Какая схема кажется тебе правильной и почему?

Вывод: Человек должен знать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом. Уничтожая одних, он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже.                                Слайд № 16

V. Д/з: § 24 (42) упр. № 1, 2.Составить самую длинную пищевую цепь.

 Слайд № 17

VI.Итоги урока:

VII. Рефлексия.                                          Слайд № 18

Я оценила вашу работу на уроке. А теперь прошу вас оценить свою работу на уроке, с каким настроением вы работали, было ли вам комфортно, все ли у вас получалось.

Если у вас все получалось, если вы довольны собой  - выбираем  просто солнышко.

Если вам не все удалось, если вы испытывали затруднения – выбираем солнышко, слегка прикрытое тучкой.

Если у вас ничего не получалось, вам было не комфортно на уроке – выбираем  тучку, за которую спряталось солнышко.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов

На: Цепи питания


классный урок с использованием мультимедийной презентации
С уважением РРР


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн