Тема нашего урока «Цепи питания» ( учащиеся записывают тему в тетрадь). Слайд №1
Сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно составлять цепи питания, разберем значение пищевых цепей в экосистемах, познакомимся с новыми экологическими терминами.
II.Повторение.
Но прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте повторим, кто чем питается. Для этого выполним небольшую тестовую работу: «Вставь пропущенное слово». (на партах лежат листочки с заданием).
5.Растения образуют на свету__________________ вещества из _______
__________ и _________.При этом выделяется ______________________.
Правильные ответы на слайде № 2.
III. Изучение новой темы. Слайд № 3
« Миллион томов, а не четыре
Нужны, чтоб в красках описать.
Войну и мир в животном мире
И невозможно отрицать…..
Ягненка любит волк – сосед.
Но лишь как блюдо на обед.
Да и у мышек без кота
Была бы жизнь уже не та»
Ребята, когда мы с вами изучали природные сообщества, экосистемы, то говорили о существовании разнообразных связях живых организмов друг с другом. Одна из форм связей – это пищевые связи, т.к. в сообществе все организмы являются объектами питания других.
Что же такое цепи питания?Слайд № 4
Цепи питания – ряд видов или группа видов, каждое предыдущее звено в котором служит пищей для следующего.
«Правила» пищевых цепей: Слайд № 5
1.Солнце – источник энергии, необходимой для жизни на Земле.
2.Зеленое растение, способное поглощать солнечную энергию,- начало любой пищевой цепи.
3.Разнообразие способов питания животных – это разнообразие способов получения ими пищи как источника энергии.
Начальное звено в цепи питания зеленые растения – это производители органического вещества, продуценты. Слайд № 6
Вопрос: Почему именно растения являются первым звеном в цепи питания?
Слайд № 7
Растительноядные животные поедают растения , а их в свою очередь хищники – это консументы – потребители готовых органических веществ.
Слайд № 8
Отмершими частями растений, животных питаются редуценты – разрушители, которые разлагают органические вещества до неорганических. К ним относятся грибы, микроорганизмы. Слайд № 9
Вопрос: Назовите составные компоненты данной цепи питания . Слайд № 10
Ребята, сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент о пищевых цепях.
После просмотра вам нужно будет составить цепи питания, используя организмы из видеофрагмента.
Примеры: Ромашка → бабочка→стрекоза
Растение→гусеница→кукушка→ястреб.
Растение→гусеница→стрекоза→жаба→уж→еж
Отмершие части растений→червь→землеройка→жук-могильщик→бактерии.
Игра «Пищевые цепи» (физкультминутка )
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Пищевые цепи». Каждый из вас превратится в организм (у каждого на столе лежат шапочки с названием и изображением животных).У нас три ряда, поэтому нам нужно составить три цепи питания. Я буду солнце. При помощи клубка ниток, который мы поочередно бросаем друг другу, учащиеся выстраиваются в цепи питания. Наблюдатели ( консультанты) комментируют получившиеся цепи питания.
А что произойдет, если исчезнут все продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (грибы и бактерии). Те дети, которых называет учитель, присаживаются. Учащиеся делают вывод, что в таком случае связи нарушаются и нарушается равновесие в природе.
IV. Закрепление.
1. Кто является продуцентом в данной цепи питания? Что является источником энергии для продуцентов? Слайд № 11
2. Какие организмы являются консументами в данной цепи питания? Почему они так называются? Слайд № 12
3. Составьте правильную цепь питания. Слайд № 13.
4. Какие компоненты в данной пищевой цепи отсутствуют?Слайд № 14
5. Чем завершается предложенная цепь питания? Слайд № 15
6.Составьте цепь питания, используя стихотворение.
Однажды англичане
Заметили, что летом
Растет пшеница гуще там
Где проживает больше дам,
Почтенных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках….
Подумай- кА немножко –
И вот загадка решена
Ответ у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят? – Зерно.
Цепочку разглядишь не сразу
На то наука есть и разум.(М. Х. Левитман )
Что передают организмы по цепям питания?
7. Вернемся к эпиграфу.
В природных сообществах существуют самые разные формы связей между организмами. Но все таки самые главные, основные – это пищевые. Почему?
( Без пищи прожить не может ни один организм. Пища дает энергию для жизни. В растительной пище заключена энергия солнца, в животной пище – энергия, полученная от растений или других животных)
8.Рассмотрите схемы на рисунке 82.Стрелками показано, как передается энергия по цепочке. Какая схема кажется тебе правильной и почему?
Вывод: Человек должен знать, что все живые организмы на Земле связаны друг с другом. Уничтожая одних, он вызывает гибель других и ставит под угрозу свою жизнь тоже. Слайд № 16
Я оценила вашу работу на уроке. А теперь прошу вас оценить свою работу на уроке, с каким настроением вы работали, было ли вам комфортно, все ли у вас получалось.
Если у вас все получалось, если вы довольны собой - выбираем просто солнышко.
Если вам не все удалось, если вы испытывали затруднения – выбираем солнышко, слегка прикрытое тучкой.
Если у вас ничего не получалось, вам было не комфортно на уроке – выбираем тучку, за которую спряталось солнышко.
На: Цепи питания