Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Фото пользователя Елена Николаевна Ерокина
Submitted by Елена Николаевна Ерокина on Wed, 27/05/2009 - 15:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ерокина Елена Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 11 г. Вольска"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Основы общей биологии», 9 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2005 год. 

 

Используемая методическая литература: 

И.Н.Пономарёва, Л.В. Симонова, В.С.Кучменко «Основы общей биологии» 9 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2005 год 

Используемое оборудование: 

таблицы: «Митоз», «Мейоз»; схема «Типы размножения», карточки – задания, высказывание, термины.  

Используемые ЦОР: 

презентация, компьютер, проектор 

Краткое описание: 
Урок обощения знаний учащихся 9 класса по разделу"Размножение и индивидуальное развитие организмов"

 I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Обобщение знаний, умений, навыков. 
Класс разделен на четыре команды в зависимости и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка. 
Задание 1. 
1. Работа с терминами. Из предложенных Вам терминов выбрать один и дать определение: инициальная клетка, гамета, зигота, оплодотворение. 
Задание 2. 
2. Составление схемы «Типы размножения и его виды».
Размножение 
  Бесполое Половое
1) Бесполое размножение.
- Какие способы бесполого размножения вы знаете? (вегетативное размножение растений, размножение путем фрагментации, спорообразование)
План ответа по рисунку: 
1. Что вы видите на рисунке?
2. К какому типу размножения относится? Как называется?
3. Как происходит размножение?
4. Приведите примеры живых организмов, которые размножаются также?  
А) Вегетативное размножение растений
1. Размножение смородины.
2. Бесполое, побеговыми черенками
3. От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое время на черенках образуются придаточные корни 
4. Традесканция, герань, смородина
1. Размножение земляники.
2. Бесполое, ползучими побегами
3. На растении образуются удлиненные побеги, стелющиеся вдоль земли. В местах соприкосновения с землей образуются придаточные корни. Через некоторое время старые побеги отмирают у основания и растение становится самостоятельным.
4. Земляника, клевер, луговой чай, будра плющевидная, ве¬роника лекарствен¬ная, клюква.
- Какие еще способы вегетативного размножения вы знаете?
Б) Размножение путем фрагментации или почкование
1. Размножение гидры.
2. Бесполое, почкование.
3. В теплое время года, когда в водоемах много пищи, на теле гидр образуются почки — выпячива¬ния стенки тела. Эти выросты увеличиваются, на сво¬бодном конце их тела образуются щупальца и рот, а затем — подошва. Когда молодая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. Такое размножение называют почковани¬ем. У колониальных коралловых полипов при почковании дочерние особи не отделяются от материнского организма, вследствие чего происходит рост колонии.
4. Дрожжи
1. Размножение хлебных дрожжей.
2. Бесполое, почкование.
3. В результате раз¬множения — почкования образуются клетки дрожжей, лежащие по отдель¬ности или соединенные в цепочки, часто ветвящиеся. Это происходит таким образом: сначала на клетке появляется бугорок. Он постепенно увеличивается. Ядро ма¬теринской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Так возникает новая клетка, которая остается соединенной с материнской или совсем отделяется от нее.
4. Гидра
В) Спорообразование
1. Размножение хламидомонады.
2. Бесполое, спорообразование.
3.У хлами¬домонады бесполое размножение происходит при помощи спор (в благоприятных условиях летом), хламидомонада останавливается и теряет жгутики. Ее содержимое делится на 4 части, каждая из которых вырабатывает жгутики и покрывается собственной оболоч¬кой. Под оболочкой материнской клетки образуется 4 специальных клетки-споры, предназначенные для размножения и расселения. Споры, снабженные жгутиками, называют зооспорами. Споры хла¬мидомонады имеют жгутики и спо¬собны к самостоятельному передви¬жению. Таким образом, Споры, после разрыва оболочки материн¬ской клетки, выплывают в воду в виде маленьких хламидомонад. Про¬плавав в воде некоторое время, клетки дорастают до размеров ма¬теринской и приступают к беспо¬лому размножению.
1. Размножение шляпочных грибов.
2. Бесполое, спорообразование.
3. Плодовые тела шляпочных гри¬бов служат для образования спор. Трубочки и пластинки позволяют во много раз увеличить поверх¬ность, на которой образуются споры. Споры шляпочных гри¬бов очень мелкие и легкие и пере¬носятся током воздуха. Кроме того, белки и другие мелкие животные, запасая грибы, способствуют рас¬пространению спор. Попав в благоприятные условия спора прорастает в гифу. Гифы растут, ветвятся, число клеток в них увели¬чивается. Постепенно образуется мицелий, состоящий из множества гиф. Мицелий, или грибница,— это вегетативная часть гриба. Мицелий — основное состоя¬ние гриба. В этом виде гриб может пребывать длительное время, од¬нако для размножения необходимо созревание спор. Там, где грибников слишком много и плодовые тела не успевают дать споры, грибы редеют и даже вовсе исчезают, как, например, вблизи больших городов.
4. Водоросли, мохообразные, папоротникообразные, бактерии, из животных – малярийный плазмодий.
Вывод: в бесполом размножении участвует один родитель, дочерний организм сохраняет неизменными свойства родителя. (Внесение в схему)
2) Половое размножение.
1. Размножение хламидомонады.
2. Половое.
3. При половом размножении (при наступлении неблагоприятных ус¬ловий: похолодание, пересыхание водоемов) в материнской клетке хламидомонады образуются дву¬жгутиковые гаметы. Они выходят из оболочки материнской клетки сливаются попарно с гаметами других особей хламидомонады, в результате чего образуется зигота, покрытая плотной оболочкой. При наступлении благоприятных условии зигота делится, и из нее образуются 4 хламидомонады.
1. Размножение цветкового растения.
2. Половое.
3. Женские половые клетки — яйцеклетки образуются в семязачатках, находящих¬ся в завязи пестика цветка. У цветковых растений есть завязи с одной или несколькими семязачатками. Чтобы из всех семязачатков развились семена, нужно в каждый доставить к яйцеклеткам спермин, так как каждая яйцеклетка оплодотворяется от¬дельным спермием.
Процесс оплодотворения у растений начинается с опыления. Как только пыльца с помощью ветра или насекомых попадает на рыльце пестика, она начинает набу¬хать и затем прорастать. Одна стенка пыльцевой клетки вытягивается и образует пыльцевую трубку. Имеющиеся в пыльце два спермия перетекают к кончику пыльцевой трубки. Продвигаясь сквозь ткани рыльца и столбика, пыльце¬вая трубка достигает завязи, затем семязачатка и проникает внутрь него. К этому времени в зрелом семязачатке, в его срединной части образуется Одна очень разросшаяся клетка – зародышевым мешком. В нем у одного конца находится женская половая клетка — яйцеклетка, а в центре мешка — крупное ядро. Проникнув в семязачаток, пыльцевая трубка прорастает в зародышевый мешок и там один спермий сливается (соединяется) с яйцеклеткой, образуя зиготу. Вскоре она начинает делиться. Это приводит к образованию зародыша нового растения и разви¬тию семени. Другой спермий, попавший в зародышевой мешок, соединяется с центральным ядром. Образовавшаяся при этом новая клетка очень быстро делится, и вскоре из нее образуется эндосперм, в котором откладываются запасные питательные вещества. Слияние спермиев — одного с яйцеклеткой, другого с центральным ядром зародышевого мешка — получило название двойного оплодотворения.
1. Схема строения систем органов выделения и размножения птиц представленная: 1 — почка; 2 — мочеточник; 3 — клоака; 4 — семен¬ники; 5 — семяпроводы; 6 — яичник; 7 — воронка яйцевода; 8 — яйцевод; 9 — рудимент правого яйцевода
2. У самцов семенники, у самок яичники. Яйцеклетки крупные, богатые желтком. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод, в верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо в сторону клоаки, при передвижении покрывается оболочками и откладывается наружу.
- По внешним признакам можно ли отличить самку от самца? (У птиц хорошо выражен половой диморфизм) 
Вывод: в половом размножении участвуют два родителя. (Схема)
Задание 3.
3. Работа с таблицей «Митоз».
- А теперь давайте посмотрим, как идет размножение на клеточном уровни.
Интер¬фаза в клеточном цикле занимает самый большой (до 90 %) промежуток време¬ни. В этот период в клетке отчетливо видны ядро и ядрышко. Идет активный рост молодой клетки, осуществляется биосинтез белков, их накопление, подго¬товка молекул ДНК к удвоению и удвоение (репликация) всего материала хромосом. Хромосом не видно, но активно идет процесс их удвоения. Удвоенная хромо¬сома состоит из двух половинок, содержащих по одной двухцепочечной молекуле ДНК. Характерными признаками интерфаз¬ных клеток являются деспирализация (раскрученность) хромосом и их равномерное распределение в виде рыхлой массы по всему ядру. К концу интерфазы хромосомы спирализуются (скручиваются) и становятся види¬мыми, но еще представляют собой тонкие вытянутые нити 
Профаза. Увеличен объём ядра, ядерная мембрана распадается, четко видны удвоенные хромосомы, в цитоплазме из микротрубочек формируется аппарат для растаскивания хромосом.
Метафаза. Хромосомы перемещаются в середину клетки, каждая из которых состоит из двух хроматид, соединенных центромерой, к которой прикреплен один конец нитей.

Анафаза. Микротрубочки сокращаются, центромеры разъединяются и удаляются друг от друга. Хромосомы разделяются, и хроматиды расходятся к противоположным полюсам веретена.
Телофаза. Формируются новые ядра. Хромосомы в новых ядрах стано¬вятся тонкими, невидимыми в микроскоп. Вновь появляется ядрышко, и образуется оболочка ядра. Это последняя фаза деления ядра клетки. Одновременно с телофазой начинается разделение цитоплазмы. Вначале образуется перетяжка (перегородка) между дочерними клетками. Спустя неко¬торое время содержимое клетки оказывается разделенным. Так появляются но¬вые дочерние клетки с цитоплазмой вокруг новых одинаковых ядер.
4. Работа с таблицей «Мейоз».
В первой интерфазе наблюдается увеличение размеров клетки, удвоение органоидов и удвоение ДНК в хромосомах 
Первое деление (мейоз I)
 Профазой I, уд¬военные хромосомы (имеющие по две хроматиды) хорошо видны в свето¬вой микроскоп. В этой фазе одинаковые (гомологичные) хромосомы, но про¬исходящие из ядер отцовской и материнской гамет, сближаются между со¬бой и «слипаются» но всей длине в пары. Центромеры (перетяжки) гомологич¬ных хромосом располагаются рядом и ведут себя как единое целое, скрепляя четыре хроматиды. 
Гомологичные хромосомы, составляющие бивалент, тесно соединяются между собой в некоторых точках. При этом может происходить обмен участка¬ми нитей ДНК, в результате которого образуются новые комбинации генов в хромосомах. Этот процесс называют кроссинговером (англ. crossingover— «пере¬крест»). Кроссинговер может приводить к перекомбинации больших или ма¬леньких участков гомологичных хромосом с несколькими генами или частей одного гена в молекулах ДНК. Благодаря кроссинговеру в половых клетках оказываются хромосомы с иными наследственными свойствами в сравнении с хромосомами роди¬тельских гамет. Явление кроссинговера имеет фундаментальное биологическое значе¬ние, так как увеличивает генетическое разнообразие в потомстве.
Схема кроссинговера  

В метафазе I биваленты располагаются в экваториальной части клетки. 

В анафазе I, происходит расхождение гомологичных хромосом к противо¬положным полюсам клетки. 

Телофазой /завершается первое деление мейоза, в ре¬зультате которого образуются две дочерние клетки, хотя каждая хромосома в них еще остается удвоен¬ной (т. е. состоит из двух сестринских хроматид). Вслед за телофазой I наступает вторая ин¬терфаза. Она занимает очень короткое время, так как синтеза ДНК в ней не происходит.
Второе деление (мейоз II)
Про¬фаза II. Возникшие в телофазе I две дочерние клетки начинают деление, подобное митозу: ядрыш¬ки и ядерные мембраны разрушаются, появляются нити веретена, одним своим концом прикрепля¬ющегося к центромере. 
    В метафазеII хромосомы выстраиваются по экватору веретена. 
В анафазе II центромеры делятся, и хроматиды хромосом в обе их дочерних клетках расходятся к их полюсам. В результате из каждой удвоенной хромосомы получаются две отдельные хромосомы, которые отходят к противоположным полюсам клетки. На обоих полюсах из групп, собравшихся здесь хромосом, образуется ядро. В нем каждая пара гомологичных хромосом представлена только одной хромосомой.

В телофазеII вокруг ядра, которое теперь содержит одинарный (гаплоид¬ный) набор хромосом, вновь образуется ядерная мембрана и делится клеточное содержимое. Редукционный процесс образования половых клеток завершается созданием четырех гаплоидных клеток — гамет.
- Сколько клеток образуется в результате мейоза из одной клетки? (четыре клетки с гаплоид¬ным набором хромосом)
- Как называется процесс образования мужских половых клеток (сперматозоидов)? (сперматогенезом, от греч. spermatos— «семя» и genesis— «возникновение», «происхождение»). 
- Как называется процесс развития женских половых клеток (яйцеклеток)? (овогенезом или оогенезом, от греч. ооп — «яйцо» и genesis — «возникно¬вение», «происхождение»).
5. Составление сравнительной характеристики митоза и мейоза.
Признаки Митоз Мейоз
Клетки, где происходит деление Во всех тканях организма Половые 
Число делений одно два
Фазы Профаза, метафаза, анафаза, телофаза Профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I, профаза II, метафаза II, анафаза II, телофаза II
Набор хромосом в дочерних клетках Диплоидные I деление - диплоидный
II деление – гаплоидный
Число клеток, образующихся в результате деления Две диплоидные клетки Четыре гаплоидные клетки
Задание 4.
6. Беседа об индивидуальном развитии организмов.
- Что называют индивидуальном развитием организмов? (Совокупность преобразований, происходящих в организме от его за¬рождения до естественной смерти, называют индивидуальным развитием ИЛИ онтогенезом, (от греч. ontos— «сущее» и genesis— «возникновение», «происхож¬дение»).
- Одинаково ли проходит индивидуальное развитие организмов при половом и бесполом размножении? 
- Какие этапы проходит при индивидуальном развитии организм при бесполом размножении? (При бесполом размножении, в том числе и вегетативном, онтогенез начинается с момента деления инициальной (т. е. дающей начало) клет¬ки материнского организма. Организм на ранних этапах развития называют зачатком)
- Одинаково ли проходит индивидуальное развитие одноклеточных и многоклеточных организмов при половом размножении? 
- Какие этапы проходит при индивидуальном развитии одноклеточный организм? (Одноклеточные организмы, как и все клетки, возникают путем клеточ¬ного деления. Во вновь образовавшейся клетке не всегда оказываются сфор¬мированными внутриклеточные структуры, обеспечивающие ее специфичес¬кие функции и процессы жизнедеятельности. Необходимо определенное вре¬мя, чтобы сформировались все органоиды и были синтезированы все нужные ферменты. Этот ранний период существования клетки (и одноклеточного орга¬низма) в клеточном цикле называют созреванием. После него следует период зрелой жизни клетки, завершающийся ее делением) 
- Какие этапы проходит при индивидуальном развитии многоклеточный организм? (В индивидуальном развитии многоклеточного организма выделяют не¬сколько этапов, которые часто называют возрастными периодами. Различают четыре возрастных периода: зародышевый (эмбриональный) и постэмбриональный или молодости, зре¬лости и старости)
- Определите какой этап развития организма показан на рисунке.
 (Эмбриональное развитие)

Схема развития насекомого с неполным превращением
(яйцо – личинка - взрослое насекомое)

Схема развития насекомого с полным превращением
(яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое)
- Какие факторы влияют на развитие организмов? (свет, тепло, влага, окружающие организмы и т.д.)
7. Сообщения об индивидуальном развитии человека.
1. Влияние радиации на развитие зародыша.
2. Курения.
3. Алкоголя
4. Инфекционные заболевания.  
VI. Итог урока. Домашнее задание.  
Объявление команды победителя. Выставление оценок.
Дома: повторить главу 3, подобрать материал о влиянии различных факторов среды.  


 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн